Вообще-то, хоть и оффтоп, не надо сравнивать экранизацию, в которой этот виртуальный тоталитаризм только и выведен, с книгой, которая гораздо глуюже, и ярлык "тоталитаризм" там, извините, неуместен. Советую вспомнить, что Хайнлайн таки повоевал в ВВС США, и после войны оказался в мире, который ЛЮБОЙ критик любой страны охарактеризует как "прошедшие испытание войной люди вернулись домой, и обнаружили, что их ценности оставшиеся дома разделять не хотят". Об этом - и Анчаров, и Спиллейн, и нелюбимый мной Хэм, и Олдингтон, и Хаксли, и Толкин, естессно.
А вот Лукьяненко мог бы писать глубже, если бы ему это было нужно. Посмотрим. Пока что он не выбрал всех тех идей, котрые можно покритиковать, создав еще один ***борческий сюжет. Если вы не заметили, что парень постепенно идет по дороге Перумова, исписываясь и постепенно нуждаясь либо в новых идеях, либо в литературных неграх - звиняйте. Кстати, я бы сказал, что не Лукьяненко пишет неплохо, а общая планка литературы, заданная для его жанра и страны примерно в 1994 году, постепенно снижается, а он остается с ней вровень. Форма давит. Скоро останется только она. Но это, имхо, вообще заслуживает отдельного треда.