«″Тупица, – сказал я себе, – ты съел тысячи бутербродов, и ты не способен сколько-нибудь отчетливо вообразить их <…> Попробуй еще раз″». И я попробовал. Лучше бы я не пробовал. Воображение мое почему-то разыгралось, в мозгу вспыхивали и гасли самые неожиданные ассоциации. и, по мере того, как я пробовал, приемная наполнялась странными предметами. Многие из них вышли, по-видимому, из подсознания, из дремучих джунглей наследственной памяти, из давно подавленных высшим образованием первобытных страхов. Они имели конечности и непрерывно двигались, они издавали отвратительные звуки, они были неприличны, они были агрессивны и все время дрались <…> Все это живо напоминало мне старинные гравюры, изображающие сцены искушения святого Антония. Особеннно неприятным было овальное блюдо на паучьих лапах, покрытое покрытое по краям жесткой редкой шерстью» [А. и Б. Стругацкие, ″Понедельник начинается в субботу″]
По-моему, это можно назвать гениальной пародией на Кастанеду. Сравните сцену с комаром («Вот так возникают нездоровые сенсации») и кастанедовскую историю про комара и дона Хенаро – добавьте иронию, и у вас из Кастанеды получится та же история.
Насчет изменения сознания см. еще ″Иллюзии″ Р.Баха – в ″Справочнике Спасителя″, помнится. было сказано, что через стену можно пройти, всего лишь твердо уверовав, что стены нет.