** Во-первых, просто-напросто к католичестве "обожение" назвается другими словами - а в принципе это все то же самое "совлечение ветхого Адама и облечение во Христа".
* Кинн, я думал, ты знаешь, что в вопросах догматики формулировка имеет огромное значение.
Ты уверен, что обОжение входит в число доматов? Насколько мне известно, даже в православии это теологумен.
* Насколько мне известно (по источникам XIV в.) западное "совлечение ветхого Адама" не предполагает того, что человек становится "богом по благодати" - за счет отрицания учения о Божественных энергиях.
Смеяться можно? Во-первых, учение о Божественных энергиях в православии - это исихасты, св.Григорий Палама и далее. Надеюсь, ты помнишь, какой это век :-) У католиков см. св.Хуана де ла Крус и далее (16 век).
А вообще невредно заглянуть в Ареопагита, в "О Божественных именах" и в "Мистическое богословие". Для справки, откуда вырастают энергии нетварный свет как исихастов, так и мистиков.
* (Хотя до меня доходили слухи, что в последнее время католики приняли эту идею на уровне теологумена. Но Профессор скончался раньше.)
Возможно, Толкин не читал Ареопагита... Но хм, это особого значения не имеет.
* Впрочем, в контексте Атрабэт, поскольку там действительно есть вещи о неразлучении души и тела в неискаженном состоянии, этот догматический вопрос некритичен.
А тебе не кажется, что Толкин эту идею извлек как раз из... несветских источников? :-)
** тела людей изначально созданы Единым из вещества Арды. И Моргот их никуда не привязывал. Он исказил связь тела и души.
* "Созданы" не означает "привязаны". Под "привязаны" я подразумевал, что вследствие Искажения душа уже не могла после смерти забрать тело с собой. Механизм тут не важен.
Ну тогда тебе так и следовало написать. Но дело в том, что глагол "привязал" тут вообще не к месту.
* Важно то, что изначальная природа людей В ПРИНЦИПЕ не подразумевала разделения души и тела, и, если бы человеку не была дана смерть как реальная возможность разделения, человек был бы принужден ЛИЧНОСТНО отаваться в Арде против своего желания.
Вот!
*** Чтобы Арда для людей не превратилась в модель ада, Эру даровал им смерть - возможность разрешить сие мучительное противоречие. Таким образом, смерть действительно является Даром во благо людей - хоть и не присущим человеку изначально, хоть и действующим только как исправление Искажения.
** Эру даровал смерть изначально, а после падения только срок жизни сократил.
* Очевидно, мы говорим о разных смертях. Я - о той, которая является разлучением души и тела. У Профессора я нигде не нашел слов, что таков был изначальный замысел о смерти неискаженного человека. Зато нашел обратное.
Радомир, в "Атрабет" собеседники как раз рассуждают о смысле "смерти", и находят, что изначально оно имело иное значение. То есть изначально смерть - это покинуть человеку арду целиком, а после Падения - покинуть, но только той частью, которая не принадлежит Арде. И срок жизни таки сократил.
* Мысль же о том, что разделение души и тела было даром Творца искаженному человеку опять-таки взята из православной антропологии - нам об этом говорили на курсах катехизации, со ссылкой, кажется, на св. Максима Исповедника.
И что самое интересное, у Толкина оно же... Не знаю, читал ли он Максима Исповедника, но вот у де Любака таковая идея в наличии...
* Возможно, я должен был уточнить: "отсутствует понятие об обОжении, ЭКВИВАЛЕНТНОЕ православному". Возможно, это тоже фигня. Но приведи мне хотя бы одну цитату из католических авторов, где встречается формулировка "стать богами по благодати" либо синонимичная ей. Без этой формулировки обОжение выливается в "подражание Христу", что, опять-таки, с православной т.з. является абстракцией.
Радомир, "Подражание Христу" - это немного из другой оперы (подробнее см. Фому Кемпийского, книжка лежит в "Паолине").
Мне такой формулировки не встречалось (я не читаю по-испански, а моя латынь соатвляет желать лучшего), но вот мисс Твинкль, испанист, занимающийся мистиками как раз, находит глубокое сходство в переводимых ею помаленьку св.Хуане и св.Терезе (а также прочих мистиках) с исихастами :-)
Насчет абстракции с праовславной т.з. - а ты почитай собственно "Подражание Христу", там ничего абстрактного нет и в помине, там все очень конкретно.
PS. Иногда полезно даже катехизис проверять и читать первоисточники...