Разрешите побыть чайником, что ли...
Требуются господа философы и теологи... Радомир, побудешь корифейником?
К тому же я совершенно уверена в том, что этот вопрос
неоднократно обсуждался, и решение лежит где-то на поверхности, вот только я по скудному своему мышлению никак его не увижу... итак, стало быть, перечитывала я Атрабет.
Что имеем? Правильно, имеем на первый взгляд явное противоречие концепций: в Сильме смертность людей, Младших детей Эру - особый дар, данный им свыше изначально.
По Атрабет, как всем известно, Андрет рассказывает нечто совершенно противоположное - что люди были изначально созданы для вечной жизни, и смерть пришла к ним лишь в качестве наказания за грехопадение. Каковая концепция,
вроде бы, согласуется с нормальной традиционной христианской концепцией, которой придерживается Толкин во всей своей метафизической картине (я извиняюсь, что пишу так схематично, но суть, думаю, понятна).
Что же все-таки имелось в виду?
Письмо № 212, перевод не мой, не бейте
"Смертность, т.е. жизнь, несоизмеримая по продолжителности с жизнью Арды, -- природа, данная Людям; Эльфы называют её Даром Илуватара (Бога). Но необходимо помнить, что мифически эти сказания эльфоцентричны,*** а не антропоцентричны, и Люди лишь появляются в них, должно быть, через долгое время после их прихода.
Потому здесь представлена "эльфийская" точка зрения, которая вовсе не обязательно должна быть как-то увязана с Христианским пониманием, согласно которому "смерть" мыслится не как свойство человеческой природы, а как наказание за грех (восстание), то-есть как результат "Падения". В эльфийском
сознании смерть людей -- освобождение от "кругов мира" -- и божественное "наказание", и (в то же время) божественный "дар" (если он принят), так как
цель его -- предельное блдагословление. "Наказание" по верховной изобретательности Творца обращается добром: с точки зрения Эльфа участь "смертного" выше участи долговечного. Попытка какими-либо способами, в т.ч.
"магическими" достичь долговечности потому -- абсолютная безрассудность и испорченность "смертных".
Таким образом, из этой цитаты можно предположить, что "смерть как дар" - это именно эльфийская точка зрения.
С другой стороны, читаем подборку цитат из писем же Толкина, которые Кристофер приводит в примечаниях к "Атрабет":
"Здесь, очевидно, высказано мнение (хотя и неизвестно, насколько весомое: кем это "предполагалось"?), что Падение коренным образом изменило природу и судьбу людей, и это произошло по вине "Духа Зла", Мелькора.
Но в 1954 г., в черновом варианте длинного неотправленного письма к Питеру Гастингсу (Letters, N 153), он писал:
"Мой "легендарий", особенно "Падение Нуменора", которое стоит за "ВК", основан на _моем_ мнении, что люди по природе своей смертны, и не должны стремиться к "бессмертию" во плоти".
К этому он добавил сноску:
"Можете сказать, что это "плохая теология", раз "смертность" считается особым даром Бога Второму Роду Детей (Эрухини, Детей Единого Бога), а не карой за Падение. Может, в первичном мире это и так, _но и воображение способно
открывать истину и имеет право создавать легенды_".
И в другом письме от 1954 г., к отцу Роберту Мюррею (Letters, N 156), он пишет:
"Но точка зрения мифа [о Падении Нуменора] состоит в том, что Смерть - т.е., краткость жизни, отпущенной человеку, - не кара за Падение, а биологическая (а стало быть, и духовная, ибо тело и дух взаимосвязаны) часть внутренней природы
Человека".
Поэтому мне представляется, что есть сложности с истолкованием изложенных в "Атрабет Финрод ах Андрет" взглядов отца на эту проблему; но я не в состоянии
разрешить их. К сожалению, вопросы, с которых начинается отрывок С, выражены очень невнятно и бегло, особенно слова "Это уже и так слишком напоминает пародию на христианство". Он явно имеет в виду не легенду о Падении - ведь он сам говорил, что такая легенда сделает "это" - очевидно, "Атрабет" - законченной "пародией на христианство".
Сдается мне, что цитированное выше письмо № 212 по смыслу прямо противоречит помянутым письмам № 153 и № 156. Таким образом, все-таки, какова_изначальная_природа людей_ в_ Арде?
Что я упустила?
С наилучшими,
Р.Д.