Я работал в издательстве, некогда заплатившем сабджу первый гонорар, на который он и перебрался из Казахстана в Москву. У Лукьяненко я прочитал примерно 80% написанного до "Звездной тени". Чтобы сложить свое мнение о Лукьяненко, достаточно поработать в одних и тех же комнатах с Олегом Пулей (кстати, прописанном в трилогии с Буркиным), почитать его ранние вещи ("Мальчик и тьма", "Рыцари сорока островов") и увидеть, как эта почти женская ненависть к Крапивину расползается по стилю, прорываясь то тут, то там - "Царь, царевич", "Звездная тень", еще много где то интонацией, то образом очередного жестокого подростка-правдоеда. Чтобы увидеть оные заимствования из Ориона - можно брать не только упомянутые книги. Вселенная, высосанная из пальца Сида Майера, продолжает жить и в "Звездах - холодных игрушках". По стилю, кстати, я нашел близкого родственника - раннего Лоумера, еще не научившегося хохмить - типа "Земной крови".
Я не сказал, что Лукьяненко плагиатор. Для этого есть Перумов, в первом издании своего пост-толкиновского талмуда перекатывавшего "Русь изначальную" и "Повесть древних лет" с Сенкевичем то фразами, то абзацами. Лукьяненко всего лишь интеллектуал со слегка прищемленным чувством справедливости - все ему хочется раздать всем сестрам по серьгам. То плюсомет в "Лабиринте отражений" (или это "Фальшивые зеркала"? Где он там шлялся по инетовскому отражению ФИДО?), то несколько откровенно хамских фраз, сказанных - о да! - джентльменскими выражениями, когда он там же описывает этих поганых ролевиков, которых он с Перумовым в середине 90-х так любил чмырить в RU.FANTASY...
К тому же, все схемы Лукьяненко достаточно логичны, то есть им не хватает немножечко абсурда или жизни для того, чтобы стать по-настоящему живыми. Все он кого-то разоблачает или кому-то не верит. Ну Гесэр в "Дозоре" ладно, нужно быть изрядным чайником в эпосе о Гесэре, чтобы лепить из него благообразного мэна, а потом развенчивать. Ну ладно вампиры - по примеру олдя- Громова, съехавшего по части вампиров, похоже, все писатели теперь будут пробовать написать что-то на тему "опороченный кровосос". Но хоть что-то он утвердил со знаком плюс? Фигу. А человек, способный лишь отрицать и развенчивать и развинчивать, лучше пишет в тандеме. Что мы и видим - что у Лазарчука-Успенского, что у Перумова со товарищи, что у Семеновой с Молитвиным, что у Лукьяненко с кем ни попадя. Истории-то он пишет и сам, но оживают они у него хоть как-то - лишь когда берется точка опоры, чужая идея или книга. Вот что прискорбно. Этакий сэр Вальтер Скотт или Шекспир. Вот только те были еще и стилистами не в пример разностороннее.