Почтенный Обманщик!
Долго в трепете ждала обещанной Вами ругани. Судя по всему, Вы все-таки удержались в рамках прилюдной вежливости. Большое Вам за это спасибо!
А теперь - по существу:
Определим манчкинизм как стремление при помощи подгонки фитов\очков\статистик\вещей создать максимально эффективный персонаж в ущерб его "внутренней логичности"\цельности\ реалистичности.
Далее - то, с чем столкнулась лично я как мастер и игрок, и что приходилось слышать от коллег:
Так как большинство умений напрямую зависят или от Быстроты (DX), или от Ума (Int), обычная раскладка очков очень часто бывает 10-16-8-13 для "человека действия", или, соответственно, 9-12-16-10 + фотографическая память\способности к магии для "мозгового центра". Персонажи получаются похожими как близнецы, особенно если учесть, что набор "минусов" практически сразу сокращается на физические: кривых, одноногих и одноруких мне приходилось встречать только среди NPC и "одноразовых" персонажей. На моей памяти это доходило до того, что мастера "выдавали" заранее "расписаных" персонажей, позволяя вносить лишь минимальные коррективы.
Скажем, в ДнД, Пендрагоне и АрсМагике персонажи в этом смысле куда более разные (нету стандартного набора "плюсов" и "минусов" вроде "combat reflexes, alertness +5, sense of duty company, lecherousnes, code of honor (-10), addiction (alcoholism)"). Да и характеристики в этих системах не так сильно отличаются, потому как от каждой зависит что-нибудь жизненно важное.
Возможно, у Вас играют иначе и игроки действительно стремятся к отыгрышу прежде всего, не доставляя Мастеру подобных проблем? У меня на памяти был лишь один персонаж, ушедший в -50 очков и просивший у меня "минусовых" очков... Однако, и он скоро умер...