Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Автор Тема: Атеизм — а есть ли основания? Взгляд со стороны  (Прочитано 186667 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Эотан

  • Everhappy
  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Мужской
  • Толкиенс
    • Просмотр профиля
Цитировать
Ничего подобного, перечитайте аргументы выше  ;D
Слив засчитан.

Злостный оффтопик
А для того, чтобы отслеживать флуд, надо быть модератором?
You can get much farther with a kind word and a gun than you can with a kind word alone. - Al Capone

Оффлайн Эотан

  • Everhappy
  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Мужской
  • Толкиенс
    • Просмотр профиля
Цитировать
Ну, тем не менее, хотя они вам "параллельны", вам а) радостно видеть критику христианства, хотя бы и неграмотную, б) вы однозначно высказались о напаривании в религиозной среде. Собственно, подтверждая всё это словами про вдалбливание.
Неграмотной критики христианства я тут еще не видел. Если таково Ваше мнение, то оно тут не определяющее.
И - да, вдалбливать детям религию нельзя.

Цитировать
А, между тем, ни вдалбывания, ни, собственно, недоказуемой идеи, там нет.
Именно что есть. Закон божий не в 11-м классе преподают, а куда как раньше. Возьмите любую воскресную школу - там перво-третьеклассники. Пользуются моментом - дети еще не в том возрасте, чтобы критически воспринимать сказанное взрослым. Почему попы так не борются за введение религиоведения в вузах? Да потому что оно там и так есть, но во-первых там разговор идет не только об одной религии (есть возможность изучать и сравнивать), а во-вторых там люди уже не в том возрасте, чтобы говорящему в рот заглядывать.

Цитировать
В свою очередь, настояние на научение детей единственно атеистической картине мира (а не научному подходу, которому едва ли учат в некоторых ВУЗах) в школах Вам тоже должно быть чуждо?
Нет, не должно быть. Школа от церкви отделена, насколько я знаю, по всему западному миру. Это означает только то, что пропаганды атеизма там нет - тем более в сравнимом с воскресными школами возрасте. Я вот, например, не помню, чтобы мне в школе вдалбливали "бога нет, так и знай!" У Вас обратные впечатления от школы?

Цитировать
А между тем Вы вряд ли поддержите реформу биологического образования, которая бы сделала равноправными различные недоказуемые теории!
"Биологическое образование" - это что за зверь такой?
Потом, Вам уже говорили про "доказуемость" теорий. Теория в науке - это не теорема в геометрии.
Теорию в науке можно выдвинуть или опровергнуть - и всё. С религией нельзя ни того, ни другого.

Цитировать
И, кстати, убеждения Кузанского оказались очень даже определяющие для науки... взять хотя бы децентрализацию астрономической системы.
Какое отношение это имеет к религии?
You can get much farther with a kind word and a gun than you can with a kind word alone. - Al Capone

Оффлайн Эотан

  • Everhappy
  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Мужской
  • Толкиенс
    • Просмотр профиля
Re: Про рефлексию.
« Ответ #482 : 16/10/2007, 16:16:52 »
Для меня несомненно одно - идеи рефлексии и осознания МОГУТ БЫТЬ порождены именно постановкой задач между человеком и социумом. Однозначно на этот вопрос можно будет ответить, только поставив достаточно корректный эксперимент.
Создание социума машин? :-)
You can get much farther with a kind word and a gun than you can with a kind word alone. - Al Capone

Оффлайн Ночной Сторож

  • Старожил
  • ****
  • Пол: Мужской
  • Мыльницам не позирую!
    • Просмотр профиля
Re: Про рефлексию.
« Ответ #483 : 16/10/2007, 16:38:36 »
Для меня несомненно одно - идеи рефлексии и осознания МОГУТ БЫТЬ порождены именно постановкой задач между человеком и социумом. Однозначно на этот вопрос можно будет ответить, только поставив достаточно корректный эксперимент.
Создание социума машин? :-)

Возможно. :)
На этот вопрос, на мой взгляд, наука пока не дала даже приблизительного ответа.
А опыт Интернета, взаимодействующего с человеческим социумом, заведомо некорректен, как в нём эксперименты ни ставь. :)
уведена аська. 55319926 - невалиден.
новый номер - 383091334

Оффлайн Ночной Сторож

  • Старожил
  • ****
  • Пол: Мужской
  • Мыльницам не позирую!
    • Просмотр профиля
Да - ещё раз напоминаю.
Я не стремлюсь никого убедить в том, что вера, религия и церковь - это плохо.
Я не стремлюсь к тому, чтобы верующие, почитав эту тему, усомнились в своей вере.

Я стремлюсь ТОЛЬКО ЛИШЬ к лучшему пониманию спорящими здесь сторонами заглавного вопроса темы - "есть ли основания для атеизма?". И к более чёткому различению "атеизма" и "последовательного материализма" при взгляде со стороны. Ибо путают. :)
уведена аська. 55319926 - невалиден.
новый номер - 383091334

Оффлайн Galiusha

  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Женский
  • Добрая злыдня
    • Просмотр профиля
Цитировать
До эпохи возрождения в хорошо сохранившихся наскальных рисунках в центре событий - Добыча. Улыбающийся Тем самым культурологический подход (В Вашем изложении здесь, я ничего не говорю о культурологии в целом !) являет нам пример явной однобокости оного.
Мимо тазика.
Ваш многогранный взгляд на картину мира, пожалуйста. А тазик для себя приберегите.

Оффлайн Ночной Сторож

  • Старожил
  • ****
  • Пол: Мужской
  • Мыльницам не позирую!
    • Просмотр профиля
Цитировать
До эпохи возрождения в хорошо сохранившихся наскальных рисунках в центре событий - Добыча. Улыбающийся Тем самым культурологический подход (В Вашем изложении здесь, я ничего не говорю о культурологии в целом !) являет нам пример явной однобокости оного.
Мимо тазика.
Ваш многогранный взгляд на картину мира, пожалуйста. А тазик для себя приберегите.

Короче. Ваши культурологические изыски:
- не имеют отношения к самой теме.
- содержат явно ложные утверждения.
- мной не могут всерьёз рассматриваться за слабым знакомством с собственно культурологией. А знакомиться с именно Вашим взглядом на оную меня не тянет по двум предыдущим причинам.

Поэтому я на них здесь НЕ реагирую.

Ваше же предложение перейти на мою личность я тем более игнорирую. :)
уведена аська. 55319926 - невалиден.
новый номер - 383091334

Оффлайн Galiusha

  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Женский
  • Добрая злыдня
    • Просмотр профиля
Очень за Вас рада.  :) Но философские вопросы
Цитировать
"есть ли основания для атеизма?". И к более чёткому различению "атеизма" и "последовательного материализма" при взгляде со стороны. Ибо путают. Улыбающийся
не очень правильно решать в отрыве от Человека и его картины мира.

Оффлайн Зёжик

  • Ветеран
  • *****
    • Просмотр профиля
Злостный оффтопик
Вот за это Вам рессорой от Тойоты.
Если уж брать рессору, то по классике, от "Беларуси". Но учтите: рессору, как и всякое оружие, надо брать в руки, если знаешь как с ней обращаться. Иначе у тебя твое оружие отнимут, да еще им же и тебе же настучат. К чему это я? Ах да... искусство полемики - тоже своего рода оружие ;)

Откройте любой учебник по культурологии. Чёрным по белому везде мысль - функция религии - сохранение культуры и государственности.
До учебника по культурологии я, возможно, еще доберусь - когда совсем нечего делать будет ;). А пока замечу, что в учебнике по свечному промыслу с тем же основанием могут написать, что основная функция религии - стимулировать производство и продажу свечей  ::). И ведь это будет гораздо более справедливо!  ;D

Потому что религия, по крайней мере, ничего не имеет против производства любых свечей, разве что может выдать какие-то рекомендации по их свойствам и ассортименту. А вот с культурой все гораздо сложнее.

Дело в том, что если смотреть учебники не по культурологии, а по истории, к примеру, то нетрудно обнаружить: основная функция религии - это всемерное укрепление и распространение себя, любимой, все остальное - смежные профессии. И потому религия поддерживает и использует ровно ту культуру (и ту государственность, кст ;)), которая данной религии полезна и удобна, остальное же, напротив, немилосердно выкорчевывается. По всей Европе добрые и культурные святые отцы да братья немало сил потратили на то, чтобы истребить любые конструктивные упоминания о дохристианском прошлом, чтобы всячески это прошлое замарать, чтобы языческую культуру вывести под корень. Хороший способ сохранения культуры, правда? Ну или туда же поджог Александрийской библиотеки, ведь если во всех тамошних книгах написано то же самое, что в Коране - они не нужны, а если что-то другое - то они вовсе вредны. И так далее, примеров полна история. На Руси, к примеру, такой заметный пласт культуры как скоморошество, был именно церковниками всячески гоним. Так что не надо больше ля-ля про созидательную культурную роль религии, ладно?

Ну зачем государству, особенно светскому, поддерживать религию. Это ведь обуза, непродуктивно, как минимум.
Что религия (прикормленная, прирученная) государству полезна, уже говорилось. Что религия неприкормленная тому же государству опасна, еще не сказано, а зря - хотя бы поэтому государство должно или стремиться религию прикормить и приручить, или же, напротив, религию изничтожить раз и навсегда. Что гораздо сложнее, хлопотнее и накладнее, между прочим.

А поддержка религии государству не стоит практически ничего. Достаточно попам не мешать, все остальное они сами себе обеспечат.

Атеизм - то же своего рода религия.
Доказательства будут? ;)

это недовольство и его следствия на какой-то момент отшвыривают развитие данного сообщества назад.
Однако, развитие общества все-таки идет. И одно из условий этого развития - устранение преград на его пути, отмена устаревших законов и догм. Не будь Реформации, не пошатнись власть католической церкви - астрономия так и осталась бы на позициях геоцентризма, к примеру, и дальше теории эксцентриситетов не зашла бы. Не говоря уже о теории эволюции и так далее.

=*= продолжение следует =*=
чуффф?

Оффлайн Зёжик

  • Ветеран
  • *****
    • Просмотр профиля
=*= продолжение следует =*=
Новое базируется на старом, не надо тратить время на то, чтобы велосипед снова изобретать.
Ах да, кстати о велосипеде. Его изобретение уже в 19м веке изрядно пошатнуло позиции коневодства, а затем автомобили, железные дороги, сельхозмашины свели его практически под корень - даже не ставя себе такой задачи. Сохранить старое, целиком и полностью, можно только ценой глухой консервации всей жизни общества. Никогда не приходилось задумываться над этим? ;)

Сравните моральный кодекс строителя коммунизма и 10 заповедей. Вижу больше сходного, чем отличного.
Немудрено. Только не потому, что эти общие правила - якобы "естественные, Богом заповеданные от веку и на все времена правила поведения человека", как любят утверждать некоторые. Все гораздо проще: мораль - это правила поведения, снижающие конфликтность внутри общества. Поэтому мораль на тысячелетия древнее религии и прекрасно способна еще тысячелетия прожить без нее. Поэтому основные ее положения долговечнее, чем верования и общественные уклады. В чем вопрос-то? ;)

Ах да, теперь выводы... Скажите, сударыня, а что Вы своими постами хотели доказать, кроме своего прескверного знания матчасти? ;)
чуффф?

Оффлайн Ночной Сторож

  • Старожил
  • ****
  • Пол: Мужской
  • Мыльницам не позирую!
    • Просмотр профиля
Очень за Вас рада.  :) Но философские вопросы
Цитировать
"есть ли основания для атеизма?". И к более чёткому различению "атеизма" и "последовательного материализма" при взгляде со стороны. Ибо путают. Улыбающийся
не очень правильно решать в отрыве от Человека и его картины мира.

Тогда не имеете права называть некорректным моё предположение о том, играли ли Вы в "Цивилизацию". Прекратите передёргивать. Надоело.

уведена аська. 55319926 - невалиден.
новый номер - 383091334

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Re: Про рефлексию.
« Ответ #491 : 16/10/2007, 22:15:16 »
пока человеку не поставлена задача классификации, он не классифицирует.
Когда ему поставлена одна задача классификации, он может для себя поставить потом десять совершенно других, изменяя как угодно список классов. Машина - нет.

Цитировать
Вы, похоже, всё-таки, не понимаете, что "чистая математика", при всём моём к ней уважении, имеет дело с пока ещё ОЧЕНЬ примитивными, на уровне простейших и моллюсков, информационными системами, с очень высокой долей "инстинктов".
Угу, а в высокоразвитом социуме дважды два становится равно шести?
Математика, чтобы вам было известно, верна вне зависимости от социума!

Цитировать
Первые осознающие себя и рефлексирующие машины не могут быть "построены в лаборатории",
Машины, обладающие рефлексией, в тезисах Тьюринга не могут быть построены вообще (хотя бы у машин уже была даже "обучаемость" своего рода). Количество элементов значения не имеет.
Это доказано.
Тезис Тьюринга не опровергнут, и в данный момент не существует формулировки алгоритма, выходящей за пределы его же машины.
Вы довольно громко заявили, что цифровые машины не ограничиваются принципами Тьюринга и Неймана. Пример нетьюринговой машины Вы, однако, не привели, и вряд ли приведёте.

Теорию алгоритмов не знаете.
Свободны.

Потом, Вам уже говорили про "доказуемость" теорий. Теория в науке - это не теорема в геометрии.
И вот ещё один человек, который математику готов уже не признавать наукой, лишь бы доказать, что атеизм научен...
Если теория противоречит алгебре, не предлагая при этом альтернативы - она - неверна.
Без лишних разговоров о научности.
При том, что в геометрии очень даже есть различные аксиоматические системы, равно не опровергаемые. Они даже в логике есть.

Цитировать
пропаганды атеизма там нет - тем более в сравнимом с воскресными школами возрасте.
Есть пропаганда недоказуемой теории эволюции. Которая, согласно Вашим убеждениям, в принципе не должна быть до старших классов школы?

Цитировать
Я вот, например, не помню, чтобы мне в школе вдалбливали "бога нет, так и знай!" У Вас обратные впечатления от школы?
У меня учителя истории и биологии не были атеистами.

Цитировать
Цитировать
А между тем Вы вряд ли поддержите реформу биологического образования, которая бы сделала равноправными различные недоказуемые теории!
"Биологическое образование" - это что за зверь такой?
Школьное образование в области биологии.
« Последнее редактирование: 16/10/2007, 22:17:20 от Мёнин »

Оффлайн Galiusha

  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Женский
  • Добрая злыдня
    • Просмотр профиля
Вижу, что хорошо Вы с Зёжиком к круговой обороне подготовились. Интересно было бы почитать Ваш коллективный учебник по культурологии, философии религии и истории атеизма. И в Вашем владении  искусством полемики не разу не усомнилась. Допустим, что польза религии сомнительна и религия скорее вредна, чем полезна. Допустим, доказательство, что бога нет не невозможно, а просто нецелесообразно уже само по себе. Но религия как феномен на данный момент неискоренима и будет неискоренима в ближайшее будущее по крайней мере. Если ставить задачу сейчас выдрать её из культуры с мясом, то тут рессорой от беларуси не обойдёшься. Сколько уже сил было потрачено. Это революция, а революция обычно имеет свои моральные издержки. Сколько человеческое мышление ещё должно перестраиваться, чтобы освободиться от того, чтобы придумывать себе кого-то, кто им поможет, взять на себя ответственность за свои поступки. Попытаетесь создать условия для атеистического сообщества, а человек ещё не трансформировался, сам ещё "чудо не совершил". Впрочем, это уже очень от темы далеко.

Оффлайн Ночной Сторож

  • Старожил
  • ****
  • Пол: Мужской
  • Мыльницам не позирую!
    • Просмотр профиля
Вижу, что хорошо Вы с Зёжиком к круговой обороне подготовились. Интересно было бы почитать Ваш коллективный учебник по культурологии, философии религии и истории атеизма. И в Вашем владении  искусством полемики не разу не усомнилась. Допустим, что польза религии сомнительна и религия скорее вредна, чем полезна. Допустим, доказательство, что бога нет не невозможно, а просто нецелесообразно уже само по себе. Но религия как феномен на данный момент неискоренима и будет неискоренима в ближайшее будущее по крайней мере. Если ставить задачу сейчас выдрать её из культуры с мясом, то тут рессорой от беларуси не обойдёшься. Сколько уже сил было потрачено. Это революция, а революция обычно имеет свои моральные издержки. Сколько человеческое мышление ещё должно перестраиваться, чтобы освободиться от того, чтобы придумывать себе кого-то, кто им поможет, взять на себя ответственность за свои поступки. Попытаетесь создать условия для атеистического сообщества, а человек ещё не трансформировался, сам ещё "чудо не совершил".

Я вижу, что Вы придумали себе противника, к которому ни я, ни Зёжик не имеем никакого отношения. Этот противник убеждён в заведомом вреде религии, стремится доказать небытие божие. Этот противник ставит задачу "выдрать с мясом" религию и не считает её частью культуры. Этот противник хочет революции и не хочет брать на себя ответственность. Этот человек хочет атеистического общества, но не может его построить...

И т.п.

Из всего этого я делаю вывод, что Вы не услышали ни одного из сказанных Вам тезисов (а не то чтобы оснований и доказательств), следовательно беседа с Вами бессмысленна.

Цитировать
Впрочем, это уже очень от темы далеко.

И зачем тогда это всё говорить? :)
уведена аська. 55319926 - невалиден.
новый номер - 383091334

Оффлайн Ночной Сторож

  • Старожил
  • ****
  • Пол: Мужской
  • Мыльницам не позирую!
    • Просмотр профиля
Re: Про рефлексию.
« Ответ #494 : 16/10/2007, 23:53:36 »
Теорию алгоритмов не знаете.
Свободны.

К стыду своему, вынужден признать - не знаю.
Именно поэтому не могу оценить Ваших аргументов.
А потому умываю руки.

Считайте, что данное поле битвы осталось за Вами.
уведена аська. 55319926 - невалиден.
новый номер - 383091334

Оффлайн Mrrl

  • Волшебник-Прогрессор
  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Мужской
  • Древние тайны всех мирозданий мне под силу...
    • Просмотр профиля
Re: Про рефлексию.
« Ответ #495 : 17/10/2007, 01:27:10 »
Цитировать
Вы явно не писали программу, печатающую свой собственный исходный текст.
Самый яркий, простой и убедительный пример интроспекции.
Вот именно, что интроспекции, а не рефлексии.
Программный код рефлексировать не может!

И вот почему.
Сформулируем рефлексию как программную задачу о самоприменимости себя.
Что такое самоприменимость? Если программу запустить над данными собственного кода, она или будет "вечно работать", или остановится через конечное число операций (бесконечное число операций, очевидно, невыполнимо).
Самоприменима, к примеру, программа удвоения текста размера не больше заданного.

Предположим, у нас есть программа, которая выясняет самоприменимость указанных алгоритмов. Запустим её над её собственным кодом. Однако, чтобы проверить этот текст на самоприменимость, она может только заново запустить себя над своим собственным текстом. И так до бесконечности.
Вам это может показаться слишком абстрактным, но это доказательство принято в отношении машины Тьюринга, которая целиком аналогична машине фон Неймана, по принципам которой построены современные компьютеры.
Тезис Тьюринга гласит, что всякий алгоритм способен быть записан в терминах машины Тьюринга. Тезис не доказан, в силу неочевидности понятия "алгоритм", однако, детерминированная последовательность действий таковой машиной записывается.
И все компьютеры строятся именно по этим принципам.

Программы типа "Нейронные сети", которые, что важно, возможно обучать, считаются в значительной степени подобными реальным нейронам. Во всяком случае, действие нейронов или детерминированно, или случайно.

Однако, человек разрешил свою собственную самоприменимость. Не случайно.
Следовательно, человек не является всего лишь суммой биологических программ.

Что-то здесь не так. "Самоприменимость", как она тут сформулирована - частный случай "проблемы остановки": проверить по программе+данным, остановится ли эта программа. В курсе дискретной математики она приводится, как пример одной из задач, алгоритмически неразрешимых (где алгоритм=программа для машины Тьюринга), но в доказательстве нигде не предполагается, что "чтобы проверить этот текст на самоприменимость, она может только заново запустить себя над своим собственным текстом". Доказательство идет от противного и сводится к "парадоксу лжеца".
  Но что значит, что "человек разрешил свою собственную самоприменимость"? Неужели человек, анализируя свое мышление, способен по тексту задачи (любой!) понять, сможет ли он решить эту задачу за конечное время? Или он способен вычислить, сойдет ли он с ума до конца жизни (т.е. "программа" мышления закончит работу)? Других аналогов "самоприменимости" применительно к человеку я придумать не могу.

  А программа вполне может осознавать свое существование и мышление. Причем в терминах "в ячейке XXX находится значение YYY". Например: "при таких-то исходных данных функции f у меня получилось значение a1. А нужно a0. Попробую-ка я поменять эти данные и посмотрю, что у меня получится..." - типичный алгоритм решения уравнения (или системы). "А если получилось хорошо - запомню, как это получилось, и в следующий раз воспользуюсь этим методом" - это чуть сложнее, но тоже возможно. При необходимости она может отслеживать время, которое ушло на вычисления, затраченную память, следить за состоянием "железа" и  при необходимости переходить в экономный режим... Т.е. она может знать, в каком пространстве-времени она находится и отслеживать результаты собственных принятых решений. А что еще нужно для самоосознания?

P.S. А я тоже не знаю компьютеров, не сводимых к машине Тьюринга. Может быть, все-таки, просветите?
When I see a troll up in the mountains with a necklace of human skulls, I say good luck to him. (c)

Насколько я помню, я был всегда!

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Цитировать
Именно поэтому не могу оценить Ваших аргументов.
А потому умываю руки.
Вот бы и изучили, чем сообщения три-четыре подряд рассуждать о нетьюринговых машинах и рефлексирующих самоизменяющихся программах, без каких-либо примеров оных.
Материал открытый, по объёму не больший одной-двух лекций.
Понимаете, вот сказали бы что-нибудь вроде "нетьюринговые машины могут быть созданы в ближайшее время", я бы принял это как взгляд, как точку, на которой есть два противоположных предположения - моё и Ваше.

Сказали бы, что самоосознание - иллюзия, возникающая при развитой интроспекции, отслеживающей сознание по чувственным и эмоциональным признакам, на деле просто развитой интроспекцией и являющаяся (у такого подхода белых пятен останутся намного меньше, хотя человеческое сознание он описывает тоже только приблизительно), что она существует лишь условно - было бы понятно.

А так...
отрицание применимости математики - это очень неприятный признак уже совсем не последовательного подхода.

Ну, и на закуску, про бихевиоризм из БСЭ чуть более подробно, выделение моё:
в советской и зарубежной психологии Б. был подвергнут серьёзной критике (она была начата гештальтпсихологией и продолжена в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже и др.) за устранение из психологии таких фундаментальных понятий, как сознание, мышление, воля и т.д., за игнорирование социальной природы психики, за огрубление и примитивизацию вследствие этого поведения человека, и, в конечном счёте, за утрату собственно предмета психологии. Справедливость этой критики была подтверждена и самим развитием Б.: его последователи ввели в схему S — R* т. н. промежуточные переменные, т. е. вновь обратились к анализу психики и тем самым отказались от основного тезиса Б. в его классической форме (см. Необихевиоризм).

*- то есть стимул-реакция.
Выготский умер уже больше семидесяти лет назад. Давненько бихевиоризм перестал быть современной теорией...
« Последнее редактирование: 17/10/2007, 03:18:19 от Мёнин »

Оффлайн Mrrl

  • Волшебник-Прогрессор
  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Мужской
  • Древние тайны всех мирозданий мне под силу...
    • Просмотр профиля
Re: Про рефлексию.
« Ответ #497 : 17/10/2007, 02:15:45 »
Цитировать
Цитировать
Программы типа "Нейронные сети", которые, что важно, возможно обучать, считаются в значительной степени подобными реальным нейронам. Во всяком случае, действие нейронов или детерминированно, или случайно.
Это (выделение моё) неверное утверждение.
А они могут быть ещё какими-то? Обладающими свободной волей?

Есть еще вариант (в модели мультивселенной Эверетта), в которой нейрон является квантовым объектом и срабатывает всеми возможными способами. Применительно к биологическому нейрону (а не к элементу нейронной сети) этот вариант мне кажется наиболее интересным.
When I see a troll up in the mountains with a necklace of human skulls, I say good luck to him. (c)

Насколько я помню, я был всегда!

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Re: Про рефлексию.
« Ответ #498 : 17/10/2007, 02:44:58 »
Что-то здесь не так. "Самоприменимость", как она тут сформулирована - частный случай "проблемы остановки": проверить по программе+данным, остановится ли эта программа. В курсе дискретной математики она приводится, как пример одной из задач, алгоритмически неразрешимых
Ну, алгоритмическая неразрешимость нас в конечном счёте и интересует

Цитировать
Доказательство идет от противного и сводится к "парадоксу лжеца".
Думаю, приведённое Вами доказательство более точное.
Хотя и парадокс лжеца должен быть как-то решён для человека, на него натыкающегося на практике (хотя бы тем самым мифическим брадобреем). Практическое решение, впрочем, не всегда соответствует полному теоретическому.

Цитировать
Неужели человек, анализируя свое мышление, способен по тексту задачи (любой!) понять, сможет ли он решить эту задачу за конечное время?
Я, собственно, и не говорю, что рефлексия человека определяет применимость к любой задаче. Я говорю, что он применим к себе.

Цитировать
Других аналогов "самоприменимости" применительно к человеку я придумать не могу.
Ну, я считаю таким аналогом утверждение сознания о собственном существовании.

Программа, которая может отслеживать время, которое ушло на вычисления, затраченную память, следить за состоянием "железа" и при необходимости переходить в экономный режим , определённо выглядит обладающей интроспекцией. Однако, для машины это по прежнему "тут есть такая программа, которая, как мне сообщает система, имеет такие-то свойства, столько-то памяти, столько-то прочего, и в зависимости от этих цифр мне нужно сделать то-то". При этом, в процессе могут участвовать системные или "железные" надпрограммы слежения за памятью.
Остаётся проблема, насколько философским и насколько объективным является понятие "Я".
"Насколько объективным" является наличие субъективного переживания как отдельной сущности (хотя полностью его отрицать так просто не получится).
Практически это означает, что программа, перебирающая алгоритмы, в самом принципе перебора никогда не сможет себя перепроверить без прямого указания перепроверять. И даже тогда - не найдёт решения, которое в ней не заложено потенциально.
Биологический парадокс, собственно, в том, что у человека органов чувствования самого мозга вроде бы не обнаружено. То есть, непонятно, откуда он мог бы получать информацию о собственных мыслях (но сейчас механизм действия больших полушарий известен лишь приблизительно и можно предполагать, что там ещё разберутся).

Цитировать
P.S. А я тоже не знаю компьютеров, не сводимых к машине Тьюринга. Может быть, все-таки, просветите?
Если бы я такие хотя бы математические машины знал, сам бы не спрашивал.
Если бы такая теория была бы уже разработана и могла быть обнаружена Яндексом, её мог бы найти любой участник темы и без моей помощи.
Но, тогда бы упомянутый тезис Тьюринга был бы уже опровергнут, а сейчас, хотя его и оспаривают, отвергать его нельзя.
Мне лично толковые теории, которые бы основывались на его отвержении, не попадались.

Важное "кстати": Машина Тьюринга предполагает бесконечную ленту, которую реальная цифровая машина не может воспроизвести, так что по сути она даже более широкая, чем существующие компьютеры.
И в реальности к проблеме разрешимости добавляется задача сложности решения, так что если решение задачи с N элементами требует N^2 действий, то для ряда практических проблем оно уже не годится (например, нахождение в множестве ближайших точек простым перебором)
Количество нейронов, равно как и операций, выполняемых мозгом за единицу времени, конечно, поэтому:
Если человек (даже если это только один человек) окажется способен сравнительно быстро решить задачу, наиболее удачное из известных детерминированных решений которой потребовало бы весьма большого количества операций, это будет лишним свидетельством в пользу недетерминированности мышления.
(Хотя, конечно, остаётся возможным, что решение, выполняемое мозгом, просто ещё не открыто).
Из очевидных примеров - задача распознавания образов, глазом выполняемая на "ура", в то время как компьютерное распознавание далеко от совершенства.
Хотя оно вполне развито, отрицать его было бы не лучшим, чем отрицать сознание у человека; и медленность процесса машинного распознавания объясняется ограниченным количеством операций.
У человека нейронов миллиарды.
Миллиард операций в секунду - это вполне прилично.
Остаётся, впрочем, неясно, какой сложности операции нейрон выполняет. Аналог нейрона в автоматической нейронной сети, выполненный на ПК, потребляет значительные ресурсы, но должно получится эффективнее использовать процессор, изначально предназначенный для реализации нейронной сети.
Википедия указывает, что "нейронная сеть" значительно превосходит для задач распознавания архитектуру фон Неймана (видимо, именно архитектуру?), но и она не должна выходить за пределы понятия машины Тьюринга.

Цитировать
Есть еще вариант (в модели мультивселенной Эверетта), в которой нейрон является квантовым объектом и срабатывает всеми возможными способами. Применительно к биологическому нейрону (а не к элементу нейронной сети) этот вариант мне кажется наиболее интересным.
Хмм.. это уже интереснее. Мне, впрочем, как-то Копенгагенская интерпретация (отрицающая мультивселенность) пока ближе.
А вариант, "тот, который срабатывает в нашей вселенной" выбирается всё равно случайным образом? Можно пояснить, в чём здесь для нас существенное (я уж не настаиваю на проверяемом) отличие?

Заставить машину работать псевдослучайно мы можем.
Злостный оффтопик
Можно также попробовать сгенерировать "истинную случайность" из отдельной радиоактивной частицы, но я не очень уверен в том, что толком работать с "отдельной частицей" в реальности вообще возможно в данный момент.
« Последнее редактирование: 17/10/2007, 05:14:09 от Мёнин »

Оффлайн Galiusha

  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Женский
  • Добрая злыдня
    • Просмотр профиля
Цитировать
Я вижу, что Вы придумали себе противника, к которому ни я, ни Зёжик не имеем никакого отношения. Этот противник убеждён в заведомом вреде религии, стремится доказать небытие божие. Этот противник ставит задачу "выдрать с мясом" религию и не считает её частью культуры. Этот противник хочет революции и не хочет брать на себя ответственность. Этот человек хочет атеистического общества, но не может его построить...

И т.п.

Из всего этого я делаю вывод, что Вы не услышали ни одного из сказанных Вам тезисов (а не то чтобы оснований и доказательств), следовательно беседа с Вами бессмысленна.
А здесь Вы передёргиваете. До этого обсуждалась возможность построения 100% атеистического сообщества. Поэтому я и написала, что от религии пока невозможно избавиться. И не более того.
Если бы считала Вас противниками, то не писала бы, что интересно Вашу книгу почитать и не тратила бы столько времени на обсуждение данного вопроса. Делаю вывод, что Вы меня не поняли, прекращаю бессмысленный разговор.
« Последнее редактирование: 17/10/2007, 05:15:21 от galiusha »