Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Автор Тема: Историки, помогите! Институт образования в Раннем Средневековье  (Прочитано 1903 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Tingil

  • Гость
Плиз, тут ведь много знающих историков. Мне давно хотелось узнать о том, как было организовано образование в раннем Средневековье и даже еще раньше - в последние годы Римской Империи. Я читала, что в Ирландии, например, знатную молодежь обучали друиды. Было ли это обучение чисто "миропознавательным" или туда включались еще и сакральные практики? И обучали ли непосредственно сакральным ритуалам? ???
Если у кого есть книги, где об этом было бы написано - скиньте название и автора. Или просто расскажите, что знаете. Thanx :D

               

               

Hel

  • Гость
Это не в Философию, а в Вопросы...

               

               

Tingil

  • Гость
Sorry, Hel, я просто не знала, куда приткнуться. Спасибо, что переместил туда, где это найдут скорее. :D

               

               

Hel

  • Гость

Цитата из: Tingil on 03-05-2003, 17:52:43
Плиз, тут ведь много знающих историков. Мне давно хотелось узнать о том, как было организовано образование в раннем Средневековье и даже еще раньше - в последние годы Римской Империи. Я читала, что в Ирландии, например, знатную молодежь обучали друиды. Было ли это обучение чисто "миропознавательным" или туда включались еще и сакральные практики? И обучали ли непосредственно сакральным ритуалам? ???
Если у кого есть книги, где об этом было бы написано - скиньте название и автора. Или просто расскажите, что знаете. Thanx :D


Пока могу только литературу посоветовать :) Во-первых, римские историки - Плиний, Цезарь (касательно кельтов и друидов). По истории друидизма - Широкова "Друиды" - старое учебое пособие :) Франсуаза Леру "Друиды" - там много домыслов, но фактология хорошая. Ирландские саги :) Цикл о Талиесине.
Чуть попозже подробнее разверну, кгда с работой закончу.

               

               

Hel

  • Гость
 Ф. Леру, "Друиды"
"Вот что думал Цезарь об обучении у друидов:
«Там, говорят, они учат наизусть множество стихов, и поэтому некоторые остаются в школе друидов по двадцать лет. Они считают даже грехом записывать эти стихи, между тем как почти во всех других случаях, именно в общественных и частных записях, они пользуются греческим алфавитом. Мне кажется, такой порядок у них заведен по двум причинам: друиды не желают, чтобы их учение делалось общедоступным и чтобы их воспитанники, слишком полагаясь на запись, обращали меньше внимания на укрепление памяти; да и действительно со многими людьми бывает, что они, находя себе опору в записи, с меньшей старательностью учат наизусть и запоминают прочитанное. Больше всего стараются друиды укрепить убеждение в бессмертии души: душа, по их учению, переходит по смерти одного тела в другое; они думают, что эта вера устраняет страх смерти и тем возбуждает храбрость. Кроме того, они много говорят своим молодым ученикам о светилах и их движении, о величине мира и земли, о природе и о могуществе и власти бессмертных богов».
Таково было состояние друидизма в эпоху его наивысшего расцвета: литература, история, теология, философия, естественные науки, математика, география, астрономия и т. п., — образование друидов охватывало всю сферу мыслимых в те времена познаний. Двадцать лет и в наше время еще составляет срок обучения, — как отметил д'Арбуа, — если прибавить время начального образования к периоду среднего и высшего. Позволительно думать, что такой срок обучения был связан с большими расходами, в силу чего состав учеников ограничивался выходцами из зажиточных семей. Однако после завоевания, несмотря на введение римских школ, это положение менялось не быстро. Помпоний Мела, который около середины I в. н. э. составил описание, примерно, через девяносто лет, прошедших после правления Цезаря, повторяет все сказанное проконсулом, добавляя к тому лишь сообщение о тайном характере, который приняло обучение: «Они (друиды), утверждают, что им ведомы величина и форма Земли и мира, движение неба и звезд и желанья богов. Они обучают многим вещам самых благородных юношей своего народа, втайне, в течение двадцати лет, пребывая в пещерах либо в лесном уединении. Одно из тех положений, в которых они наставляют, было распространено в народе, очевидно, с тем, чтобы они (галлы) храбрее вели себя на войне, зная о том, что души вечны, и существует другая жизнь у магов...».
Такую таинственность обычно истолковывают как следствие римских гонений, начатых после эдиктов Тиберия и Клавдия. Тем не менее, следует заметить, что в I в. Галлия была еще недостаточно подчинена римской администрации, и надзор со стороны римских властей осуществлялся нерегулярно. Текст Мелы, скорее, заставляет нас вспомнить об удаленных священных рощах (remotis lucis) Лукана. Ирландец Катбад также обучает своих учеников за пределами Эмайн Махи, «на северо-восток» (anairtuaith), как указывают все тексты, и филид Ферхертне, согласно «Беседе двух Мудрецов», поступает также. Следует отметить, что друидические школы еще долгое время просуществовали в Ирландии, под официальным руководством филидов, которые сделались профессиональными преподавателями. Благородные отпрыски получали образование на нижних уровнях этого сообщества, они изучали право, генеалогию и искусство стихосложения."


               

               

Hel

  • Гость
По просьбе автора тема переезжает в Место для общения

               

               

Tingil

  • Гость
Гы ;D Спасибо, Хэл! Постараюсь удержать обсуждение в рамках темы.

За советы по литературе, большой Thanx  :D Знаешь, Леру у меня есть. Я хотела побольше узнать о более северных странах, а кроме того, о славянах. Я понимаю, что совсем достоверных источников мало, но ведь были же какие-нибудь исследования...

               

               

Hel

  • Гость
Тогда ограничь место и время :) Особенно со славянами - племен много. обычаи и традиции не везде схожие.
Сейчас выходит серия "История отдельных стран". Точно вышла "История Швеции" - возможно, что-то есть там.

               

               

Tingil

  • Гость
Хорошо, ты прав. Давай так: Скандинавия и та часть славянских территорий, которые с ней соприкасались. Старая Ладога, территории весских племен. Север, в общем (ой, надеюсь я ничего не напутала с географией   ;D)
Время: начиная с 8 века. Хотя, если есть данные по более ранним временам - буду очень рада.
Особенно интересно, сохранились ли какие-нибудь свидетельства об обучении сакральным знаниям. 8)

               

               

Hel

  • Гость
Можешь попытаться поискать вот эти книги:
Reece, Benny. Learning in the tenth century. 1968 Walsh, J. J. Hhigh points in medieval culture. 1969
Riche, Pierre. Education and culture in the barbarian West, 6-8 cent.

               

               

Святополк

  • Гость
ну ты и район задала))))
новгородские от руянсктх славян сильно в спецификации отличаются....
та б указала точный район и касту интересующую

               

               

Tingil

  • Гость
2 Hel: А скажи, где эти книги можно найти. Боюсь, в Ленинку меня пока не пустят - мне еще до четвертого курса целый месяц! ;D
А у Гуревича по этому поводу ничего не было? Он, вроде, более доступен... Еще вопрос: ты книги Эльсе Роэсдалль, кроме "Мира викингов" нигде не видел? У нее должны быть работы по быту и жизни Скандинавии вообще - может, там чего найду?

2Святополк: Ой, ну не могу я точнее определить   :(
Я же не историк, потому и помощи прошу. Я пока-не-дипломированный-преподаватель. И у меня тема диплома висит :P
Кидай все, что знаешь - разберусь на досуге - это уже моя проблема будет ;D

               

               

Hel

  • Гость

Цитата из: Tingil on 06-05-2003, 21:17:53
2 Hel: А скажи, где эти книги можно найти. Боюсь, в Ленинку меня пока не пустят - мне еще до четвертого курса целый месяц! ;D


Ты сильно удивишься, но в Ленинку студентов записывают с первого курса :) Правда насколько реально достать эти книги - не знаю, идет ремонт фонда. Только тебе лучше наверно не в Ленинку, а в Педагогическую имени Ушинкого сходить, и посмотреть, что там есть по истории образования в средние века.
Цитата:
А у Гуревича по этому поводу ничего не было? Он, вроде, более доступен... Еще вопрос: ты книги Эльсе Роэсдалль, кроме "Мира викингов" нигде не видел? У нее должны быть работы по быту и жизни Скандинавии вообще - может, там чего найду?


Вот у Гуревича по северу я не помню :( По культуре Темных веков у него точно есть работы. В двухтомнике "Избранного". Роэсдаль кроме "Мира викингов" на русском не выходила.





               

               

Hel

  • Гость
Еще немного литературы :)
Учебники:
 От глиняной таблички - к университету : Образоват. системы Востока и Запада в эпоху древности и средневековья.
История отечественного образования - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997
 Михащенко, А.Л.                                                    История и философские основы образования в России: (Х - начало ХХ вв.)
Книги:
Великий Новгород: школьное и педагогическое образование
 Мамонтов, С.П.                                                          
Духовная культура средневековой Руси : Ист. очерк.
Медынцева А.А.
 Грамотность в Древней Руси. По памятникам эпиграфики Х - первой половины XIII века.
Статьи:
Антонова, Е.В.                                                              
Формирование средневековой системы образования (Каролингское Возрождение) // Западноевропейская средневековая школа и  педагогическая мысль. - М., 1989. - С. 71-85.  Виноградов, В.                                                              
 Житие древнерусских святых как источник по истории древнерусской школы и просвещения: (Из заметок и наблюдений в области древнерусской      
агиологической литературы) // Альфа и Омега. - М., 2001. - N 4. - С. 218-251
 Евтеева, М.М.                                                               Система воспитания и образования в России от Древней Руси до Российской Империи первой половины XIX века // Педагогика и психология. - М., 2000. - Вып. 1. - С. 12-23
Ефимова, Н.И.                                                              
Музыкальное воспитание и образование в раннесредневековой Западной  Европе // Западноевропейская средневековая школа и педагогическая  мысль. - М., 1990. - С. 22-34
Лычагин, А.В.                                                               Нищенствующие ордена и образование в средние века // Проблемы всеобщей истории : Междунар. сб. науч. и науч.-метод. тр. - Армавир, 2000. - Вып. 6. - С. 43-49
 Пирогова, А.Н.                                                              
 Воспитание и образование на Руси XI-XIII вв // III Царскосельские чтения. - СПб., 1999. - Т. 2. - С. 163-166
Рыбина, Е.А.                                                                Образование в средневековом Новгороде : (По археологическим материалам) // Проблемы истории России. - Вып. 3: Новгородская Русь: историческое пространство и культурное наследие. - Екатеринбург, 2000. - C. 25-44
Фоменко, Н.Л.                                                      
Особенности образования в Древней Руси // Духовная сфера деятельности человека: Межвуз. сб. науч. тр. аспирантов и соискателей . - Саратов, 2000. - C. 73-75
 

               

               

I_3am

  • Гость
А не подойдет ли «История педагогики и образования» под ред. А. И. Пискунова?
Там есть разделы, посвященные педагогике Западной Европы в средние века, Древней Руси...
А также:
Бахтин Б. Школьная жизнь в Париже в ХII в.//Средневековый быт. Сб. статей/под ред. О.А. Добиане-Рождественской. Л., 1925.
Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1985.
Рамм Б. Я. К вопросу об источниках по истории школы в каролингскую эпоху//Уч записки ЛГПИ им. Герцена. Л., 1948.
Сванидзе А.А. Деревенские ремесла в средневековой Европе. М., 1985.
Струков Б.Г. Университеты Германии как центры образования и культуры в средние века. М., 1980.
Буш В.В. Памятники старинного русского воспитания(К истории древнерусской письменности и культуры). Пг., 1918.
Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979.
Ну и есть, разумеется, тематические каталоги в Ленинке, Ушинке, Историчке, Иностранке.

               

               

Tingil

  • Гость
Вот какая я оказывается темная :D Даже не знаю, что в Ленинку уже с первого курса можно... Но в прошлом году мы в отдел иностранной литературы не смогли прорваться :-\ Пришлось просить липовые справки...
А почему ты считаешь, что лучше в Ушинского? Книги, которые ты мне порекомендовал скорее в исторической или ин-лите... Ладно. Ты мне скажи - книги, которые ты называл сначала, они на английском или на чем-то еще? (напр. валлийском ;D)

2I_3am: подойдет конечно!!

 :-[ А можно ма-а-аленькую просьбу?... Кто-нибудь может мне хоть пару тезисов перессказать? Чтобы я для начала хоть представляла себе основные моменты.



               

               

I_3am

  • Гость
«Историю педагогики» могу предоставить во временное пользование при условии сохранения товарного вида.

               

               

Hel

  • Гость

Цитата из: Tingil on 07-05-2003, 21:16:53
Вот какая я оказывается темная :D Даже не знаю, что в Ленинку уже с первого курса можно... Но в прошлом году мы в отдел иностранной литературы не смогли прорваться :-\ Пришлось просить липовые справки...
А почему ты считаешь, что лучше в Ушинского? Книги, которые ты мне порекомендовал скорее в исторической или ин-лите... Ладно. Ты мне скажи - книги, которые ты называл сначала, они на английском или на чем-то еще? (напр. валлийском ;D)


В Ушинку я тебя отправляю потому, что это специализированная библиотека по педагогическим наукам. То, что есть там, может не быть в Ленинке - если это какое-то местное малотиражное издание. Тем более, что в Ленинке идет ремонт фонда, и добыча книжек отсюда - занятие извилистое.  :)
Все книги на английском, даже французского автора.
Моя рекомендация - ограничься только образованием в Древней Руси. Материала больше, и он доступнее.


               

               

Tingil

  • Гость
А мне как раз сказали упирать на скандинавский север  :( Потому как эту мою тему перенесли на курсовую по истории.
То, что Ушинка - педагогическо-психологическая - знаю ;D Но там сейчас бухтят и даже ксерокс убрали, так что неудобно стало работать.
А про Скандинавию - расскажите хоть что-нибудь... Плиз.