Фильм получился просто потрясающий. Великолепная режиссура, операторское искусство. Подбор актеров и их игра тоже очень удачны. Впрочем, согласен с критикой в адрес актрисы, играющей Настасью Филлиповну. И внешне она не совсем подходит (что, впрочем, не так уж и важно при хорошей игре - вон 40-летний Машков как 27-летнего Рогожина сыграл!), и играет не очень, вернее - переигрывает. Все остальные - выше всяких похвал.
Очень порадовал режиссер своим достаточно точным следованием Достоевскому и оригинальным, но очень органично вписавшимся в основную линию произведения, переосмыслением некоторых сцен. В свете основной темы нашего форума это - особенно ценно. Ведь сейчас стала очень модной режиссерская отсебятина - почему-то большинство режиссеров, снимающих фильмы по классическим произведениям, считают себя талантливей самих авторов произведений и вносят в сюжет всякую дрянь, выхолащивающую весть дух и смысл первоисточника. Например, тов. Михалков соригигальничал в своем "Ревизоре" так, что смотреть фильм просто невозможно. Это кривляние Добчинского-Бобчинского и пр. кого угодно доведут до белого каления.
А вот Тодоровский пошел по правильному пути буквального следования Достоевскому в основных эпизодах и очень деликатного скоращения и изменения сюжета в эпизодах второстепенных. Так что - браво!
А сюжет последней серии таков. Князь Мышкин беседует с князем Р.; из их диалога выясняется, что скоро состоится свадьба князя Мышкина и Настасьи Филипповны.
Затем - приготовления к свадьбе. Настасья Филипповна в последний момент бросается к Рогожину и умоляет увезти ее прочь. Тот так и поступает, оставив Келлера, назначенного шафером, ни с чем.
Князь Мышкин бросается на поиски обоих, приходит к Рогожину в дом, но там никого не застает, хотя замечает подозрительное движение гардин в окне комнаты Рогожина. Затем князь бродит по Петербургу, не находя себе места, как снова встречается с Рогожиным, который ведет его к себе. По приходу в дом Рогожина выясняется, что тот в предыдущую ночь зарезал Настасью Филипповну "тем самым ножом" и ее тело лежит прямо в его комате, обставленное склянками с жидкостью Жданова. Следует долгая сцена лихорадочного поведения обоих, решивших тут же и остаться ночевать подле тела покойной. К утру в их комнату врываются судейские с дворником и находят князя в совершенно безумном состоянии, а Рогожина - в горячке на руках у князя.
Последняя сцена - через год, в Швейцарии. Туда приезжает генеральша Епанчина, чтобы навестить князя, разум которого ушел, видимо, навсегда. Он сидит в кресле-каталке с ничего не соображающим взглядом (Миронов, браво!). Неподалеку - тот самый доктор Шнейдер, уже лечивший его от эпилепсии. Генеральша, гладя безумного князя по руке, рассказвает ему всю историю дальнейших злоключений участников драмы.
Аглая неожиданно вышла замуж за польского "графа", оказавшегося впоследствии вовсе никаким и не графом, а активистом движения за независимость Польши, втянувшим Аглаю в это самое движение. Ипполит скончался через две недели после смерти "этой... женщины". Аделаида вышла замуж за графа Ш., но окончательного взаимопонимания между ними нет. Александра живет с родителями.
Рогожин, пережив двухмесячное воспаление мозга и чудом выжив, получил пятнадцать лет каторги.
"А Вы, князь, голубчик, выздоравливайте и возвращайтесь к нам, в Россию. Вся эта Ваша заграница - сплошная фантазия. И мы сами здесь - тоже одна лишь фантазия..."