Posted by: Adenis›
« on: 11/10/2019, 12:36:35 »Несколько тезисов, которые я разделяю:
1) Эльфы действительно в большинстве своём лучше людей, и намного лучше.
2) Критерий "качества" из п.1 - вовсе не человеческий.
3) Эру Илуватар наказал эльфов, а не людей
4) Критерий "наказания" из п.3. - вовсе не эльфийский.
1. Эльфы лучше людей выполняют волю валар - это бесспорно. Они послушнее, они не хотят бороться с системой, они согласны принять её как есть. Эльфов устраивает, что в системе Арды есть Валинор с валарами, в котором эльфы, и Средиземье с Мелькором, в котором все остальные. Немногие отступники вроде нолдор или серых эльфов всё равно лучше людей: они не хотят сломать систему. Средиземские эльфы (за небольшими исключениями) не сражались с Мелькором: например, Дориат попросту закупорился изнутри. Феанор и сыновья хотели вернуть своё и заодно отомстить вале Мелькору за Финвё (пока Мелькор не воплотился окончательно в плотное тело - это было технически неосуществимо.) Нолдор все в итоге были "прощены", включая в итоге Феанора (если нет тюрьмы Мандоса, нет и наказания).
2. Эльфы были "лучше" с точки зрения сверхсуществ - валар. С точки зрения большинства людей (всех, кроме эдайн), служивших Мелькору, эльфы были гордыми, циничными существами, не принимающими в целом никакого участия в судьбе людей: разве что временного, утилитарного, используя некоторых людей как союзников для войны с Мелькором (впрочем, неудачной) Люди сами живут в "падшем" мире: они не видят истинного положения дел. Однако и эльфы живут (пока они в Арде, на имбаре) в том же самом падшем мире, и их картина мира - вовсе не идеально стройна, что в Амане, что в Средиземье. Хотя - это я признаю безусловно - в Амане степень падшести снижена в разы - хотя и не до нуля. Там некуда падать, нет греховных искушений, не нужно страдать, умирать и подвергать смерти.
Но это вовсе не значит, что существа, которые избавлены от греха, потенциально не могут грешить. Могут, и степень падения эльфов может быть куда больше человеческой. По одной из версий, которую Толкин планировал, правда, отбросить, но в итоге так и оставил, орки были выведены из эльфов путем их искажения. "Орки не из эльфов!" - этот гневный самоотрицающий комментарий автора не может объяснить, откуда же взялись орки в таких количествах, еще в Утумно - до появления людей. Падшие майар так люто, бешено размножались? ... Нереально? Хотя и возможно: в ранних версиях балрогов были тысячи, потом их число снизилось до единиц. Может, остальные падшие майар и стали предками орков?
3. Судьба людей - уход из Эа (вселенной) - похоже, единственный способ избежать постепенного развоплощения, стать призрачным духом - рабом Кольца Моргота. Те эльфы, которые не покинули королевство Арда после уничтожения Мандоса, не уплыли на корабле на Призрачный Запад - очень рисковали. Риск состоял в искушении, желании занять чужое тело после истаивания, когда живое тело исчезло (было убито или истаяло), но дух в виде призрака не желал уходить на "Запад". Очевидно, уход на "запад" для эльфа был непростым решением, раз средиземские эльфы так не торопились с этим. Да еще и колец наделали, чтобы задержаться, сохранить свои телесные прелести подольше.
Уход эльфов на Запад живыми - это подвиг, сродни решению Арагорна "лечь и умереть" до полного истощения сил тела, hroa. Когда благородство и отвага не покинули хозяина тела, и есть возможность принять решения. Существует, должно быть, какой-то переломный момент, когда почти выживший из ума старик не хочет умирать - как Ар-Фаразон - и становится способен на неадекватные поступки.
Когда эльфы покидают Средиземье, уплывая в место, которое не существует в Арде, покидая свое тело добровольно не потому, что они "устали", хотя это тоже так, а чтобы предотвратить дальнеший упадок и искушение занять чужое тело (например, человека, или эльфа со слабой fea) - это очень серьезное решение. Расставание с миром, со своим телом. Это вынужденное решение, но в мире, где Кольцо Моргота неизбежно поработит тебя - неизбежное. Эльфы после удаления Амана (как благого места) были вынуждены идти на разлучение с телом.
Подробно описан случай с Мириэлью: дух отправился в Мандос (который тогда еще был на Земле, на Имбаре), а тело осталось лежать (нетленным, очевидно, живым). Каким образом происходило разлучение с телом у эльфов, которые отправились на физически несуществующий (но однако существующий во времени и пространстве, внутри Эа, как коллективная память оставивших Арду эльфов и айнур) Запад? Для меня это пока загадка. Корабли технически не могли покинуть Имбар и Арду - они были деревянные - из материи Арды. Как и тела эльфов из плоти, разумеется. Выходит, корабли и тела эльфов - остались в Арде? попросту утонули в море? Это было бы слишком просто и ужасно. Возможно, это так и есть. Но можно поискать другое решение, и оно будет найдено.
Любимое многими толкинистами со стажем "вознесение в телах" не проходит сразу по нескольким причинам. Во-первых, Арды Возрожденной еще нет, и возноситься некуда. Во-вторых, дом эльфов - Арда, Толкин подчеркивает этот момент, соотв., никуда из Арды эльфы деться не могут, и жить в новых телах в другом мире тоже. И однако - они уходят из Арды: парадокс. Который решается однозначно: эльфы не берут никакую частицу Арды Искаженной с собой, включая собственные тела, потому что иначе они никуда не уходят и Кольцо Моргота по-прежнему действует на них. В третьих, там, куда уходят эльфы - нет валар (потому что они стали снова свободными айнур и не правят Ардой вне неё), соотв., нет валы Намо (есть айну) и нет физических палат Мандоса. Кстати, вопрос, были ли вообще физически "палаты Мандоса" как некое здание в Амане до Катастрофы - остается открытым: духам не нужны никакие стены и крыша. Но это вопрос, который не требует немедленного ответа, чтобы понять мотивы Эру Илуватара.
3. "Наказание" для эльфов состоит в том, что они в призрачном состоянии до конца дней Арды вынуждены существовать вне Арды. Эльфы не покинули Эа: они существуют во времени, они духи - но не чистые духи, как люди в Чертогах Безвременья, или развоплощенный Мелькор за пределами Эа. Эльфы именно что существуют, но это существование - призрачное. Это не хорошо и не плохо: это так. Эльфы лишены своего дома, Арды: но если бы они остались на Имбаре, они бы стали не лучше назгул. Поэтому это "наказание" - милость, такой же дар для эльфов, как и смертность для людей, которые по своей воле не смогли бы расстаться с грешным телом, заставляющим их обмирщаться все больше и больше. Пока были эльфийские кольца, это влияние Кольца Моргота скрадывалось, и "усталость" от сущего мира не столь сильно влияла на эльфов. Потом никаких барьеров не стало. Усталость - это следствие Кольца Моргота, воздействию которого подвержены все и вся в Арде (королевстве, которое Мелькор объявил и сделал своим), и более всего - на Имбаре. Усталость от борьбы с Кольцом Моргота - ровно такая же, какая у Фродо от борьбы с Кольцом Саурона. Кольцо Моргота более всеобъемлюще, действует во в времени протяженнее, условно - слабее (исключительно из-за меньшей концентрации), чем Кольцо Саурона, при этом эффект, очевидно, схожий.
4. "Наказание" эльфов - не эльфийский критерий, это критерий людей, и тех эльфов, которые не желали покинуть Средиземье, прельстившим его Кольцом. Моргота, разумеется. Для прочих эльфов уплыть на Запад - это благо. Галадриэль не уплывала на Запад не потому что её не пускали: она не могла это сделать, как верблюд не может пролезть в игольное ушко. Когда она смогла это сделать, стала готова, утратив свое кольцо - она уплыла. Галадриэль добровольно рассталась со своим кольцом: она отпустила Фродо в Мордор, зная, что удача его похода означает её "усталость" и в итоге физическую смерть.
Всё это становится понятно, если рассматривать Эру Илуватара не как "только" Творца (Демиурга) и Б-га Ветхого завета, но и как Отца Небесного. Для кого-то это очень странно: в оригинале это два разных персонажа. Но это совершенно нормально для католиков, у которых подобный гибрид был выведен давным-давно и лежит в основе их теории. Как еще совместить тезисы "мир это зло" и при этом убедить жить людей в этом мире? Творец отделен от Отца во многих религиях: все они были уничтожены, раздавлены по той причине, что предполагали эльфийский (или арагорновский) уход делом более важным, чем существование в этом мире среди страстей, похотей, пороков. Это были пассивные системы, предполагающие отказ от сопротивления злу ответным злом (обязательно включающим насилие и убийство), эти системы были закономерно уничтожены религиями активными,в которых конечный во времени и пространстве Творец парадоксально и необъяснимо наделен абсолютными свойствами Небесного отца, но при этом одобряет убийство врагов во Имя Его, Творца.
1) Эльфы действительно в большинстве своём лучше людей, и намного лучше.
2) Критерий "качества" из п.1 - вовсе не человеческий.
3) Эру Илуватар наказал эльфов, а не людей
4) Критерий "наказания" из п.3. - вовсе не эльфийский.
1. Эльфы лучше людей выполняют волю валар - это бесспорно. Они послушнее, они не хотят бороться с системой, они согласны принять её как есть. Эльфов устраивает, что в системе Арды есть Валинор с валарами, в котором эльфы, и Средиземье с Мелькором, в котором все остальные. Немногие отступники вроде нолдор или серых эльфов всё равно лучше людей: они не хотят сломать систему. Средиземские эльфы (за небольшими исключениями) не сражались с Мелькором: например, Дориат попросту закупорился изнутри. Феанор и сыновья хотели вернуть своё и заодно отомстить вале Мелькору за Финвё (пока Мелькор не воплотился окончательно в плотное тело - это было технически неосуществимо.) Нолдор все в итоге были "прощены", включая в итоге Феанора (если нет тюрьмы Мандоса, нет и наказания).
2. Эльфы были "лучше" с точки зрения сверхсуществ - валар. С точки зрения большинства людей (всех, кроме эдайн), служивших Мелькору, эльфы были гордыми, циничными существами, не принимающими в целом никакого участия в судьбе людей: разве что временного, утилитарного, используя некоторых людей как союзников для войны с Мелькором (впрочем, неудачной) Люди сами живут в "падшем" мире: они не видят истинного положения дел. Однако и эльфы живут (пока они в Арде, на имбаре) в том же самом падшем мире, и их картина мира - вовсе не идеально стройна, что в Амане, что в Средиземье. Хотя - это я признаю безусловно - в Амане степень падшести снижена в разы - хотя и не до нуля. Там некуда падать, нет греховных искушений, не нужно страдать, умирать и подвергать смерти.
Но это вовсе не значит, что существа, которые избавлены от греха, потенциально не могут грешить. Могут, и степень падения эльфов может быть куда больше человеческой. По одной из версий, которую Толкин планировал, правда, отбросить, но в итоге так и оставил, орки были выведены из эльфов путем их искажения. "Орки не из эльфов!" - этот гневный самоотрицающий комментарий автора не может объяснить, откуда же взялись орки в таких количествах, еще в Утумно - до появления людей. Падшие майар так люто, бешено размножались? ... Нереально? Хотя и возможно: в ранних версиях балрогов были тысячи, потом их число снизилось до единиц. Может, остальные падшие майар и стали предками орков?
3. Судьба людей - уход из Эа (вселенной) - похоже, единственный способ избежать постепенного развоплощения, стать призрачным духом - рабом Кольца Моргота. Те эльфы, которые не покинули королевство Арда после уничтожения Мандоса, не уплыли на корабле на Призрачный Запад - очень рисковали. Риск состоял в искушении, желании занять чужое тело после истаивания, когда живое тело исчезло (было убито или истаяло), но дух в виде призрака не желал уходить на "Запад". Очевидно, уход на "запад" для эльфа был непростым решением, раз средиземские эльфы так не торопились с этим. Да еще и колец наделали, чтобы задержаться, сохранить свои телесные прелести подольше.
Уход эльфов на Запад живыми - это подвиг, сродни решению Арагорна "лечь и умереть" до полного истощения сил тела, hroa. Когда благородство и отвага не покинули хозяина тела, и есть возможность принять решения. Существует, должно быть, какой-то переломный момент, когда почти выживший из ума старик не хочет умирать - как Ар-Фаразон - и становится способен на неадекватные поступки.
Когда эльфы покидают Средиземье, уплывая в место, которое не существует в Арде, покидая свое тело добровольно не потому, что они "устали", хотя это тоже так, а чтобы предотвратить дальнеший упадок и искушение занять чужое тело (например, человека, или эльфа со слабой fea) - это очень серьезное решение. Расставание с миром, со своим телом. Это вынужденное решение, но в мире, где Кольцо Моргота неизбежно поработит тебя - неизбежное. Эльфы после удаления Амана (как благого места) были вынуждены идти на разлучение с телом.
Подробно описан случай с Мириэлью: дух отправился в Мандос (который тогда еще был на Земле, на Имбаре), а тело осталось лежать (нетленным, очевидно, живым). Каким образом происходило разлучение с телом у эльфов, которые отправились на физически несуществующий (но однако существующий во времени и пространстве, внутри Эа, как коллективная память оставивших Арду эльфов и айнур) Запад? Для меня это пока загадка. Корабли технически не могли покинуть Имбар и Арду - они были деревянные - из материи Арды. Как и тела эльфов из плоти, разумеется. Выходит, корабли и тела эльфов - остались в Арде? попросту утонули в море? Это было бы слишком просто и ужасно. Возможно, это так и есть. Но можно поискать другое решение, и оно будет найдено.
Любимое многими толкинистами со стажем "вознесение в телах" не проходит сразу по нескольким причинам. Во-первых, Арды Возрожденной еще нет, и возноситься некуда. Во-вторых, дом эльфов - Арда, Толкин подчеркивает этот момент, соотв., никуда из Арды эльфы деться не могут, и жить в новых телах в другом мире тоже. И однако - они уходят из Арды: парадокс. Который решается однозначно: эльфы не берут никакую частицу Арды Искаженной с собой, включая собственные тела, потому что иначе они никуда не уходят и Кольцо Моргота по-прежнему действует на них. В третьих, там, куда уходят эльфы - нет валар (потому что они стали снова свободными айнур и не правят Ардой вне неё), соотв., нет валы Намо (есть айну) и нет физических палат Мандоса. Кстати, вопрос, были ли вообще физически "палаты Мандоса" как некое здание в Амане до Катастрофы - остается открытым: духам не нужны никакие стены и крыша. Но это вопрос, который не требует немедленного ответа, чтобы понять мотивы Эру Илуватара.
3. "Наказание" для эльфов состоит в том, что они в призрачном состоянии до конца дней Арды вынуждены существовать вне Арды. Эльфы не покинули Эа: они существуют во времени, они духи - но не чистые духи, как люди в Чертогах Безвременья, или развоплощенный Мелькор за пределами Эа. Эльфы именно что существуют, но это существование - призрачное. Это не хорошо и не плохо: это так. Эльфы лишены своего дома, Арды: но если бы они остались на Имбаре, они бы стали не лучше назгул. Поэтому это "наказание" - милость, такой же дар для эльфов, как и смертность для людей, которые по своей воле не смогли бы расстаться с грешным телом, заставляющим их обмирщаться все больше и больше. Пока были эльфийские кольца, это влияние Кольца Моргота скрадывалось, и "усталость" от сущего мира не столь сильно влияла на эльфов. Потом никаких барьеров не стало. Усталость - это следствие Кольца Моргота, воздействию которого подвержены все и вся в Арде (королевстве, которое Мелькор объявил и сделал своим), и более всего - на Имбаре. Усталость от борьбы с Кольцом Моргота - ровно такая же, какая у Фродо от борьбы с Кольцом Саурона. Кольцо Моргота более всеобъемлюще, действует во в времени протяженнее, условно - слабее (исключительно из-за меньшей концентрации), чем Кольцо Саурона, при этом эффект, очевидно, схожий.
4. "Наказание" эльфов - не эльфийский критерий, это критерий людей, и тех эльфов, которые не желали покинуть Средиземье, прельстившим его Кольцом. Моргота, разумеется. Для прочих эльфов уплыть на Запад - это благо. Галадриэль не уплывала на Запад не потому что её не пускали: она не могла это сделать, как верблюд не может пролезть в игольное ушко. Когда она смогла это сделать, стала готова, утратив свое кольцо - она уплыла. Галадриэль добровольно рассталась со своим кольцом: она отпустила Фродо в Мордор, зная, что удача его похода означает её "усталость" и в итоге физическую смерть.
Всё это становится понятно, если рассматривать Эру Илуватара не как "только" Творца (Демиурга) и Б-га Ветхого завета, но и как Отца Небесного. Для кого-то это очень странно: в оригинале это два разных персонажа. Но это совершенно нормально для католиков, у которых подобный гибрид был выведен давным-давно и лежит в основе их теории. Как еще совместить тезисы "мир это зло" и при этом убедить жить людей в этом мире? Творец отделен от Отца во многих религиях: все они были уничтожены, раздавлены по той причине, что предполагали эльфийский (или арагорновский) уход делом более важным, чем существование в этом мире среди страстей, похотей, пороков. Это были пассивные системы, предполагающие отказ от сопротивления злу ответным злом (обязательно включающим насилие и убийство), эти системы были закономерно уничтожены религиями активными,в которых конечный во времени и пространстве Творец парадоксально и необъяснимо наделен абсолютными свойствами Небесного отца, но при этом одобряет убийство врагов во Имя Его, Творца.
Spoiler (click to show/hide)