Во-первых, Мелькор — не человек, и не обладает такой же свободой воли, как люди.
Кто вам такое сказал?
Сильмариллион.
Надеюсь, Вы не будете спорить, что Мелькор таки не человек?
Кроме этого в Сильме сказано, что только людям Эру дал особый дар – умирать настоящей смертью и покидать пределы Эа , и что этому дару со временем позавидуют даже валары.
Очевидна разная степень свободы.
Вот ангелы не обладают, это да, но айнур вот этим от них и отличаются.
В отличие от ангелов, они могут взбунтоваться и после начала истории, и прекратить бунт (хотя положительных примеров разве что Оссэ)
Ничуть не отличаются. Эру однозначно говорит, что нет Музыки исходящей не от него.
Всё в мире Эру происходит исключительно по его воле.
Сильм. Айнулиндалэ. Эру говорит:
"Нет музыки, исходящей не от меня, равно как никто не может изменить напев вопреки мне. Ибо тот, кто попытается сделать это, окажется лишь моим орудием в создании вещей, более дивных, чем он сам мог бы представить себе."
Как видно из этой речи, большой свободой воли и не пахнет.
Во-вторых, любая свобода воли не безгранична, а ограничена рамками дозволенного, которые определяет Эру.
Нет, свобода воли не ограничена вовсе. Ограничены фактические возможности духовного и физического тела.
Всё имеет свой предел, и свобода воли тоже.
Что касается валаров, то границы их свободы воли очевидны. Ауле однажды попытался выйти за рамки дозволеного и немедленно получил по рукам.
Для Эру нет ничего невозможного, потому что он Всемогущий.
Правильнее будет сказать "что невозможно для Эру - невозможно вообще", но - ни заставить кого-то изменить свою волю, ни, по "Письмам"(NB: это опять же авторский текст. Цитату давали в теме об орках) уничтожить фэа до самого конца мира не может даже он.
Иными словами, Эру – не всемогущий? Ну что же, это серьёзное отличие от христианского догмата.
Но при всё при этом Эру не вмешался в деяния Мелькора. В этом не было необходимости, ибо Мелькор точно выполнял своё предназначение, предпетое в Третьей Теме.
А кто вам сказал, что не вмешивался?
А кто сказал, что вмешивался? В Сильме об этом ни слова. Мелькор наворотил столько, что Ауле и не снилось , и тем не менее, Эру ни разу непосредственно не встал на пути Мелькора.
Это не я придумал. Это придумал Толкиен. Это написано в начале Сильма. Там ясно сказано, что Эру построил гармонию Третьей Темы, используя Диссонас Мелькора.
Там ясно сказано обратное
Там ясно сказанно именно это. См. цитаты в теме про Добро и Зло.
И плюс к тому: «Этот напев тщился заглушить другую музыку неистовством своего голоса, но самые победные звуки его вплетались, захваченные ею, в её скорбный узор»
Т.е. партия Мелькора не была удалена, она звучала, и вплеталась в общую музыкальную гармонию. И несомненно, партия Мелькора не просто звучала в Музыке, но и нашла своё воплощение в Эа.
Мелькор продолжил пытаться разрушить Третью Тему, и это ему не удалось - она продолжила звучать гармонично. Но она не возникала из Диссонанса и способна (как она начиналась и как она прозвучит во Второй Музыке) звучать без него.
Может и способна, но это будет уже другая Музыка. Вполощена же в Эа была именно эта Музыка, содержащая в своей гармонии Диссонас Мелькора, как часть этой самой гармонии.
Да, безногий человек может сидеть в Интернете или даже стать спортсменом (специальной олимпиады, или хотя бы в шахматах), почти парализованный человек может стать известным художником, то есть инвалид всё равно может реализовать себя так, как способен не всякий здоровый человек, он пользуется всеми возможностями - но и это всё не значит, что именно благодаря травмам он таким стал, и даже если это так - это не значит, что он и дальше хочет оставаться инвалидом.
Неплохой пример. Очевидно, что не будь у этого человека такого увечья, его судьба сложилась бы по иному. Да, быть может это была бы более счастливая судьба, но это была бы ДРУГАЯ судьба.
Так и в Эа – без воплощённого Диссонаса Мелькора это был бы другой мир, не тот, что описан в Сильме и других произведениях Профессора. В этом мире не было бы облаков и кровопролитных войн за сильмариллы, в этом мире уже не было бы места самоотверженному геройству в борьбе с силами зла. В этом мире не случилось бы красивой и трагичной любви Берена и Лутиэн. Арагорн вряд ли встретил бы Арвен, поскольку самого Нуменора, как награды за битву с армией Мелькора, не было бы и в помине. Гэндальф не вёл бы борьбу с Сауроном, а Фродо не шёл бы с кольцом к Ородруину... Это был бы совсем другой мир. Но Эру дал жизнь именно такому миру – миру, содержащему Диссонас, как неотъемлемую его часть. И этот мир воплотился, явив нам и проклятье нолдоров, и любовь Лутиэн, и безрассудный поход к Ородруину.
Ну так правильно — Эру развивал вариацию, предложенную Ауле для того, чтобы сохранить общую гармонию.
...таким образом, изменились относительно Музыки творения не только Ауле, но и Йаванны, и Манвэ.
Совершенно верно.
Но вот в дела Мелькора Эру не встревал, потому что и без его вмешательства там всё шло по намеченному плану.
Вы ещё скажите, что Тулкаса он в Арду не посылал
Это сказано где-то в Письмах? Можно цитату?
Потому что в Сильме не говорится, что Тулкаса послал Эру. Там сказано, что Тулкас сам пришёл на помощь валарам. Вы же так ратовали за свободу воли!
Быть может это как раз она.
Допустим, что Тулкаса послал именно Эру. Оцените в этом случае разницу вмешательства – к Ауле Эру является лично и незамедлительно, а на помощь валарам приходит не сам, а посылает айнура. Разный уровень вмешательства очевиден.
Эру не пресекает действия Мелькора, а лишь обыгрывает их. Мелькор же спокойно валит деревья, крадёт сильмариллы, плодит полчища орков, учит нолдоров воевать, и т.п. И ни разу Эру не встал на пути этих действий. Почему так? Да потому что это было ненужно. Мелькор честно играл свою роль, воплощая в Эа тему своего Диссонанса. И эта тема успешно развивалась и становилась частью целого плана и данником его славы, как и было предопределено Илуватаром.
См. Айнулиндалэ.
Каждый человек имеет право на свою точку зрения.
Эльфы имели четыре пальца на каждой руке, стрекозиные крылья, рождались из цветных камней и летали, обсыпавшись пыльцой (всё, кроме количества пальцев - это реально существующая "продолжающая Толкина" трилогия). Или они были инопланетянами из параллельного мира (тоже реальные фики). Я не говорю, что авторов этих "версий" надо расстрелять, но помилуйте, при чём здесь Арда, кроме совпадений имён собственных?..
Ну хоть на расстреле не настаиваете. И на том спасибо.
Какой бы странной и парадоксальной ни была бы точка зрения, любой человек имеет на неё право, потому что это ЕГО точка зрения. Не так ли?
Толкин был не Бог, а всего лишь человек. И если задаться целью, то можно накопать достаточно несуразиц и логических неувязок в его концепции мироздания.
"Мне нне нравится вот эта концепция" - это не неувязка. И "я в такое не верю", как правило, тоже.
В данном случае я рассуждаю не о вере, а о логике.