Это наука. В чистом виде. Существует и будет существовать, как любая другая наука, а не псевдонаука.
Существуют и будут существовать те, которые филологию и литературоведение
будут считать псевдонаукой, потому что выводы этих наук определяются крохотными статистическими выборками и согласованностью здравых смыслов авторов работ и рецензентов. В технических науках немного не так: в любой достаточно оснащённой лаборатории любой грамотный специалист сумеет получить
тот же эффект. А в гуманитарной науке
повторение эксперимента невозможно - где основа для доверия результатам этой науки?
1. Делать максимально доступными источники, в оригинале и в переводах (вообще, 90% российского толкиноведения - это переводы и переводоведение, такая у нас стезя. Пока). Этим занимаюсь я, ещё несколько человек (ТТА, сканирование и предоставление доступа к новым и не вошедшим в ТТА источникам, переводить источники и переводы в электронные формы и т.п.), ТТТ, ТО СПб и Elsewhere (переводы, диско- и книгоиздание). Всё.
2. Создать коллектор толкиноведческой информации и собирать по максимуму, все, что есть - особенно квалификационные и научные работы.
3. Создать реферируемый журнал, как зародыш - вполне подходит "Палантир", в котором рецензировать и принимать/не принимать научные работы. Установить четкие критерии научности работ - например, те, о которых говорил я:
- коэффициент смысла (отношение объема смыслового текста к сумме объемов цитат, повторов, общеизвестных истин и т.п.). Маша Семенихина нашла прикольную программу www.antiplagiat.ru, которая частично выполняет данную работу - цитаты находит и просчитывает.
- использование, в качестве основы, филологического подхода. Иные - ненаучны и в толкиноведении им делать нечего. В толкинистику-с, пожалуйте. ;-)
4. Создать устойчивые связи таковых журнала и коллектора с профильными вузами (педами, филфаками и т.д.) страны (и русскоязычными кафедрами других стран, как развитие).
5. Получить место на портале и сделать/объявить всем об этом месте, где рецензии и обсуждения будут открытыми.
6. Продолжать организовывать семинары, круглые столы, интернет-конференции для обмена опытом.
7. И ждать. Тёмные Века авторских прав закончатся при наших детях. Нам надо донести этот факел знаний до них.
Мрак. Мрак кромешный.
1) Источники по Толкину
уже максимально доступны. Ваша задача
уже Вами решена. Гордитесь, радуйтесь! Если брать
других писателей, гораздо менее популярных, чем Толкин, то найти по ним источники потребует много большего труда. Может стоит пропагандировать Киплинга или Шекспира?
2) Коллектор уже есть - этот сайт. Плюс АНК, плюс Толк. об-во СПБ (может есть ещё что-то...). Если предполагаемый исследователь не может сориентироваться в трёх
соснах сайтах, то надо ли его тащить в высокую науку "толкиноведение"? Если человек не может сориентироваться в трёх сайтах, то станет ли легче ему ориентироваться в 4-х?
3)Реферируемый журнал? А почему толкиноведческий, а не инклинговский, не киплинговский? Если статью нужно опубликовать в научном журнале, чтобы завоевать себе авторитет в научных кругах, то подойдут уже существующие рефер. журналы. Если статья должна стать известна максимальному количеству толкиноведов, то "Палантир" или ссылка на свой ресурс на этом форуме или АНК.
отношение объема смыслового текста к сумме объемов цитат, повторов, общеизвестных истин и т.п.
Этого маловато для научности. Потому что пересказ своими словами общеизвестных истин и поток сознания ни о чём смысла не прибавляют, а программой не отлавливаются.
использование, в качестве основы, филологического подхода. Иные - ненаучны
Повторюсь. Кроме "филологического подхода" и визионерского бреда есть другие науки: история (правомерность в реальной военной истории военной методологии Гэндальфа - надежда на чудо вопреки расчётам), социология (быт и нравы толкинутых), психология (структура визионерского бреда в отношении к тексту-прототипу), кроме наук есть ещё богословские дисциплины: душеполезно или нет творчество Толкина для христианина, а для православного, а для атеиста?
4) Непонятно. Вот Толкин - и профессор, и сказки писал. Зачем устраивать смычку коллектора и вуза - есть охота преподавать - идёшь и преподаёшь, если, разумеется, сумеешь составить программу курса, чтоб её утвердили как спецкурс. Поскольку диссертации защищают, то при желании шансы на появление таких курсов есть. Но преподаватель САМ укажет какие материалы (и где их найти) студенту для освоения курса нужны, а какие нет.
5) Завести на АНК раздел, где будут объявления о новостях этого сайта, и наоборот.
6) Безусловно, да! Единственное светлое пятно. Фиал Галадриэль.
7) Дети не медлительнее нашего поколения будут. Если Вам удалось надыбать огромное количество материалов, то дети тоже как нибудь сумеют их найти.
Краткий вывод: ИМХО, следует радоваться тому, что есть, и повышать эффективность использования того, что есть. А новый портал - очень похоже на то, как создавать новенькое Сколково, вместо того, чтобы помочь уже существующей Дубне и др.
Ещё: представим, что портал создан; но те люди, которым нравится публиковаться в "Палантире", там и останутся, а те, кто создаёт здесь энциклопедию, будут создавать её здесь. Разобщённость останется и даже может усилиться, так как часть людей сбежит на портал, а часть останется в старом пристанище.
толкинизм останется игрушкой детсадовского возраста. Никто же не развивает нупогодизм или карлсонизм.
Натурально обидно за Котёночкина, Линдгрен и Толкина.
Они как раз о детском, детсадовском уровне восприятия заботились. Их помнят и уважают миллионы за то, что они помогают вырастить ребёнка хорошим человеком.
Толкин в Хоббите и ВК как раз развивал мифологизм детсадовского и школьного уровня, чтобы создать ту ступень, которая позволит от исторической глухоты перейти к тому, чтобы услышать голос ушедших веков. И покажет, что в далёком и странном мире прошлого тоже люди жили. И лучше нас, и хуже. Всякие.
Нупогодизм и карлсонизм обязаны развивать теоретики педагогики. Не одной филологией жива гуманитарная наука.
Карлсон, кстати, типический-типический случай убегания в нэверлэнд.
Меньше, чем требуется для активной деятельности толкинистического сообщества в России.
Вы, действительно, считаете, что людей в толкинистском сообществе много меньше, чем ярых фанатов-исследователей творчества Жуковского или Крылова? Активности толкиноведения многие могут позавидовать.
Между прочим, выкладывать где-то стационарно куда удобнее, чем в ЖЖ.
Тогда у автора теряется возможность открыто видоизменять свою работу. ЖЖ управляется саммим автором, а для замены своего текста в другом месте - пока достучишься до владельцев сайта...