Где кто-то видит лишь ненависть, другие замечают любовь. Бог стал человеком во плоти, единственный и уникальный случай в хронологии Арды. Второй случай похожего воплощения айнур - истари - не плод любви к людям, увы.
Показательно, когда какой-нибудь знаток Толкина с пеной у рта, или методично доказывает свою теорему: Мелькор - однобокий и изначально "черный", злодейский персонаж. Такому читателю не нужны нюансы: шанса на исправление Мелькору он не даёт, справедливо полагая наличие нарушителей миропорядка, древнего, но вполне современного, и благих карателей, которые нарушителей уничтожают.
Мелькор
может показаться более человечным всех прочих айнур, хотя бы поэтому (но не только поэтому) что он - действительно Бог людей. В смысле, сверхестественный вождь, который может что-то противопоставить могуществу врагов людей, таким как Голод и Смерть, как следствие отсутствия какого-либо прогресса в технологиях, обусловенного запретом свыше. Его Дары сделали людей сильнее - и это правда. Правда и то, что за все нужно платить. В том числе и дарителю.
Просвечивают из "Сильмариллиона" отсылки и к падшему великану Адаму, и к Прометею, наказанному богами, прощенному, но снова принявшегося "за свое", героям древних мифов от Гильгамеша, который хотел превозмочь смерть, и заканчивая историей об Христе - людском Боге, плоть от плоти человеческой.
Знаток будет опровергать саму возможность помыслить в таком духе - и снова он прав: вот авторские письма и заметки, в которых написаны императивы и постулаты Хороших и Плохих Богов, черным по белому, без полутонов: Мелькор, как написал выше один из превосходных знатоков Толкина, совершенное зло,
всегда был плохим, со временем деградируя сильнее и сильнее. Можно ознакомиться с такой поз-зицией выше.
Корольночи (из фильма по GRRM) и его ходячие трупы - это противник. Это не по-ханжески злой враг, с которым можно заигрывать, "нормально общаться", учиться у него, а потом - убить. С ним нельзя договориться и вообще говорить. Это чума, это смертельный вирус, это метеорит, приближающийся к Земле. Нет ни шанса, что удастся усыпить или обмануть, тайком прокрасться к вулканчику или "воззвать к Эру". Пока что.
Столько вероломства, подлости, жестокого, ханжеского сволочизма как на Арде в 1-2ю эпоху нет ни у одного дрюона. Вестеросс полон благородства и взаимного уважения, в сравнении с тем, как обращаются валар с людьми, валар с эльфами, эльфы с людьми и наоборот (гибнет часть материка и огромный остров). На стороне Мелькора в Средиземье множество людей и экс-эльфов (орков), экс-подручных валар (балроги), фауна, отчасти и флора.
Я правда не виноват, что автор, Толкин, противопоставляет одних людей другим людям, одних духов - другим. В нашей истории мы знаем, что нет абсолютно добрых и честных правителей, и вообще хоть сколько нибудь честных, продержавшихся у руля дольше пары мгновений. В этом плане игра престолов - честная нечестная игра. Нет стороны, которая была бы не лгала и не наносила внезапных ударов, и при этом оставалась живой и невредимой.
У Толкина такая сторона есть. Более того, эта сторона, по-видимости не участвуя в гонке вооружений, вдруг одним ударом смела всю военщину Мелькора-моргота. Его драконы не взлетели на полдня раньше, чтобы сжечь флот западных властелинов, нет, они сидели и уныло (как, впрочем, и вся история Арды 1-2 эпох) ждали, когда их всех убьют. Это ханжество, но не большее, чем выдавать за единственно праведных властелинов одних омерзительных существ, многие тысячи лет наблюдающих за агонией людей в Средиземье, и потом приканчивающие своего врага одним внезапным ударом, без объявлений и лозунгов. Только лишь потому, что они - прекрасные и добрые, а потому блицкриг это ок.
Возможно, вы лучше меня видите, почему одни существа прекраснее, а другие нет, хотя все они - создания
природы Божьи. И раз он дозволил их бытие, значит они - не абсолютное зло, и добра в них ровно столько, насколько Бог разрешил им быть частью мира, частью своей божественной милости. В этом смысле книга псведокатолика, де-факто атеиста GRRM много более христианская, чем все потуги описания рая-Вальхаллы, где каждый день герои убивают друг друга, а потом воскресают (в палатах Мандоса?) и продолжают
пир. Этот животный, материальный мир, он фальшивый и ненастоящий, это не царство небесное, это не мои слова.
Я не вижу ничего плохого в убийствах ради развлечения (Оромэ, Тулкас), но мне не нравится, когда заводят антигероя и обвиняют его ровно в этом же. Есть хорошие бомбы, а есть плохие. Хорошие бомбы приносят добро и демократию, а плохие - зло и тоталитаризм. Пропаганда, которая сквозит из каждой щели, оставшейся незамазанной заботливым автором.
Нарния - вот антиАрда. Отношение Толкина к сказкам среднего и позднего Льюиса известно. Но ведь мы сейчас про GRRM, который - ученик другого Уильямса, и Вэнса, и - о чем сам Джордж Мартин помалкивает - друг и ученик Желязны. Отношение Желязны к книгам Толкина также известно - оно прохладное, хотя и благосклоннее, на мой взгляд, чем Толкина к Льюисовским христианским аллегориям. Желязны прямо говорит в интервью- ну и что же такого нашли особенного в Толкине? Он хорош, но он один из многих, не первый и не последний. Влияние Желязны на Мартина огромно: вообще, Дж.Мартин любил "потырить" не только идеи, но и стиль, и его ранние рассказы как будто списаны с Вэнса или Желязны (это все таки разные художники). И Мартин очень внимательно читал Толкина, внимательнее чем Желязны и еще более ранние коллеги.
Заканчиваю. Корольночи, как абсолютное, совершенное зло - это честнее, чем абсолютный злодей Мелькор, то есть не абсолютный, ведь такого не бывает, ведь тогда он был бы равен Эру-Б-гу, но все таки почти абсолютный, эх, опять перепишу, а тут зачеркну,
а вот и сынок подоспел и все оптом снес в издательство.
Впрочем, разговор снова скатывается к проблеме дуализм vs. Единый Б-г.