Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Автор Тема: Задачи не по теории вероятностей  (Прочитано 10100 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Erlom-Tiu

  • Гость
Из приведённой цитаты, этого, конечно же, не следут. :-) (хотя там оговорено: "условно")

Факт 1: два взаимодополняющих события: лодка (короче писать, чем пароход-ик) (по воде) и человек (по мостам).

Факт 2. Все комбинации "сноса" мостков равновероятны. В двоичном кодировании равновероятно выпадение любого числа от 0 (все 13 битов = 0 - ни одного моста не осталось), до 2^13 - 1 = 8191 (все 13 мостов стоят).

Факт 3. Строим граф "шлюзов" для лодки:
там отсутствие моста соответствует наличию шлюза (и наоборот). После наводнения равновероятны столько же состояний шлюзов (от 0 до 8191).

Факт 3а. (тонкий момент) Графы "прохода" для лодки и человека одинаковы!

Факт 4. При этом каждому состоянию шлюзов взаимно однозначно соответствует некоторое состояние мостов (по схеме Арвинда).

Факт 5. Из 3а, 2, 3 и 4 следует, что вероятность проплыть для лодки (p), и вероятность пройти для человека (q) равны!

Но из Ф1 (кстати, он следует из взаимно-однозначного соответствия "мостов" и "шлюзов") p+q = 1.

(вероятно, можно короче, но пока мыслей нет)

P.S.
для примера можно рассмотреть мосты
====
====

(для лодки будет)
====*====

конечно, вероятность пройти для человека будет в несколько раз больше, чем проплыть для лодки

А к нашей задаче подходит
Цитата:
====*====
           |
====*====



               

               

Арвинд

  • Гость

Цитата из: kidd 79ый on 10-09-2003, 15:32:21

Цитата:
можно условно сказать, что либо по мостам пройдет пешеход, либо по речке проплывет пароходик.  Значит, вероятность равна 1\2.
 
- для меня как раз вот не "значит", что вероятность равна 1/2.


kidd, сначала автор действительно дал неправильное объяснение. Надо цитировать не его, а последующие:
любому маршруту пароходика будет соответствовать один маршрут пешеходика. Это Erlom-Tiu внятно изобразил на картинке (а я привел буквенную запись). Т.е., указанная в моём первом здесь посте "теорема" (предположение, выделенное жирным) доказывается интерпретацией этих наборов: если в "прямом" наборе есть маршрут для человека, то в "сопряженном" наборе есть маршрут для лодки. Если нет - то нет.
Угу?

Кстати, непонятно, что с тредом делать. ИМХО, загадку надо было в "логических" задавать. Тема в виде "не по теории вероятностей" вряд ли получит продолжение...

               

               

Арвинд

  • Гость

Цитата из: Erlom-Tiu on 10-09-2003, 17:10:08
Но из Ф1 (кстати, он следует из взаимно-однозначного соответствия "мостов" и "шлюзов") p+q = 1.


Erlom-Tiu[b/], можно подробнее, а то я тупой последнее время...

Ф1 - это тот факт, что если лодка проплывет, то человек не пройдет (и наоборот). Ты считаешь, что можно не просто сослаться на него как на "очевидный", а доказать с использованием уже предложенных средств?
Вроде бы наоборот, эти средства его используют...

               

               

Erlom-Tiu

  • Гость
Да... уже сам запутываюсь... исправляю
Действительно, вывести Ф1 из других нельзя (будем пользовать "очевидно", или, что тоже самое, см. теоремы топологии, мат. анализа и т.д.)

Постскриптум.
Сейчас перемешаны обсуждения ответа в двух изложениях:

первое:
разложение всех возможных исходов на 2 равные части: "проходимые", и сопряжённые="непроходимые" (доказательство "непроходимости" проще всего основывается на рассуждениях о Факте 1 и лодке)

второй вариант:
сразу рассматривать лодку и однозначно сопоставить её "проплытие" и "проход" человека.
Окончательный результат снова опирается на Факт 1.

               

               

Снорри

  • Гость
Сделаю вид, что понял :)

По поводу продолжения - действительно, надо было это в "Логику" кидать. Ну да ладно.. Пусть останется как есть :)

               

               

dron87

  • Гость
А слабо решить эту задачу для общего случая? (N островков) Вот это действительно интересно!

Или может кто-то знает, где можно найти решение в общем виде? Уж очень надо...

               

               

Арвинд

  • Гость
Сформулируйте задачу "в общем случае". Попробуем решить.

               

               

Mrrl

  • Гость
Общий "прямоугольный" случай (N камней в длину, K в ширину) формулируется легко, но не очень-то решается. При N=K-1 получаем симметричную ситуацию с ответом 1/2, а в остальных случаях - соотношение P(N+1,K)+P(K+1,N)=1.
  Кстати, как из исходной формулировки извлечь утверждение "мостик разламывается с вероятностью 1/2"? А то я сначала понял задачу так: "по заданному числу разрушенных мостиков определить вероятность того, что проход сохранится".

               

               

Арвинд

  • Гость

Цитата из: Mrrl on 29-11-2005, 23:25:55
Общий "прямоугольный" случай (N камней в длину, K в ширину) формулируется легко, но не очень-то решается.


Не очень понятно, почему dron87 спрашивает про "общий случай", упоминая только один параметр...

Цитата:
При N=K-1 получаем симметричную ситуацию с ответом 1/2, а в остальных случаях - соотношение P(N+1,K)+P(K+1,N)=1.

Мне кажется, что можно немножко еще информации добавить. Уж правило, по которому мы поймем, будет ли ответ больше или меньше 1/2, вполне очевидно  ;)

Цитата:
Кстати, как из исходной формулировки извлечь утверждение "мостик разламывается с вероятностью 1/2"?
Ну, в тот момент все поняли. А вообще никак, формулировка действительно неточная.

Еще, Mrrl, - а Вы можете доказать, что если проплывет лодка, то пешеход не пройдет? Вроде очевидно, но я сейчас смотрю и с ходу не вижу корректного доказательства...

               

               

Mrrl

  • Гость
Да, конечно... P(N+1,K)<P(N,K).

При каждом фиксированном K можно сосчитать. Но получается довольно противно - надо искать жорданову форму какой попало матрицы (3*3 для K=2, 9*9 для K=3 и т.п.)

Насчет доказать - а если так?

Допустим, что пешеход не пройдет. Рассмотрим множество всех камней, достижимых с левого берега. Возьмем его дополнение, и выделим в нем 4-связную компоненту, примыкающую к правому берегу. Очевидно, что левого берега она не коснется. Рассмотрим ее границу (левый край). Она и даст маршрут для лодки.

Но это только в одну сторону - доказывает, что хотя бы один пройдет. А вот почему не могут пройти оба?




               

               

Арвинд

  • Гость

Цитата из: Mrrl on 30-11-2005, 00:11:43
А вот почему не могут пройти оба?

Именно это я и спрашиваю  ;)
То, что пройдет хотя б один, можно называть очевидным (доказать легко).

:-[  до чего я докатился! :-[  вспоминал, что такое жорданова форма. :-[ 


               

               

Mrrl

  • Гость
Бред какой-то. И мое предыдущее рассуждение неверно - никто не сказал, что граница пройдет от края до края.

Только индукция. По числу шлюзов. Как - еще не придумал.

               

               

Арвинд

  • Гость

Цитата из: Mrrl on 30-11-2005, 00:24:22
никто не сказал, что граница пройдет от края до края.

Думаю, это можно доказать или от противного, или каким-то образом "замкнув" систему
(рассмотрев края как дополнительные мосты или, наоборот, представив себе, что берега круглые).

Додумать не могу, спать хочу. Если завтра здесь доказательства не будет, в четверг еще подумаю...

               

               

Mrrl

  • Гость
То, что граница пройдет от одной стороны моста до другой и при этом не заблудится, следует из того, что она конечна, пересекает каждую сторону ровно в одной точке и "тупиков" в ней нет.

А вот что пути пешехода и лодки обязательно пересекутся... это действительно очевидно.
Итак,
Интеграл голоморфной функции по
замкнутому контуру всегда равен нулю


Само по себе утверждение, вынесенное в эпиграф, в доказательстве не используется, а служит, скорее, руководящим и направляющим указанием.
Рассмотрим планарный граф, вершинами которого будут камни и центры шлюзов, причем для каждого мостика, соединяющего два камня и разделяющего два шлюза каждый из этих камней соединен ребром с каждым из этих шлюзов. Каждый берег считаем за один большой камень, а каждую половинку реки - за один большой шлюз. Весь граф умещается внутри большого квадрата и делит его на четырехугольные ячейки, каждая из которых соответствует ровно одному мосту.

Рассмотрим простые (без самопересечений) контуры этого графа. Если рассмотреть контур и траекторию лодки (или пешехода), то пересекаться они могут только в вершинах графа, причем их относительное поведение в вершине может быть трояким:
- либо траектория вошла в контур
- либо траектория вышла из контура
- либо траектория коснулась контура (изнутри или снаружи).
Пусть G - свободная неабелева группа с двумя образующими a и b. Каждому контуру сопоставим элемент группы следующим образом:
если траектории лодки и пешехода не пересекали контур (но могли касаться его), этому контуру соответствует единичный элемент e.
в противном случае обойдем контур против часовой стрелки и рассмотрим его вершины.
Если в очередной вершине:
- лодка вошла в контур, то этой вершине соответствует элемент a
- лодка вышла из контура, то этой вершине соответствует элемент a-1
- пешеход вошел в контур, то этой вершине соответствует элемент b
- пешеход вышел из контура, то этой вершине соответствует элемент b-1
Остальным вершинам соответствует элемент e, а контуру в целом - произведение элементов его вершин по порядку (напоминаю, что группа неабелева!).
По-хорошему, надо рассматривать контуры с отмеченной стартовой точкой, но из следующей теоремы видно, что это не обязательно.
Теорема
Если траектории лодки и пешехода не пересекаются, то каждому простому контуру соответствует элемент e.
Доказывать будем индукцией по площади контура.
Для элементарного контура, содержащего ровно один мост, возможны три ситуации.
Если ни одна из траекторий его не пересекла, ему соответствует элемент e;
Если по мосту прошел пешеход, то контуру соответствует элемент bb-1 или  b-1b;
Если под мостом проплыла лодка, то контуру соответствует элемент aa-1 или  a-1a.
Во всех случаях результат равен e.

Теперь рассмотрим контур, содержащий больше одного моста. Разделим область, которую он обходит, на две части, граница каждой из которых - простой контур. Пусть общая часть этих контуров - C: один маленький контур имеет вид AC, другой - C-1B, а большой контур - AB. Тогда f(AB)=f(A)*f(B)=f(A)*f(C)*f(C-1)*f(B)=f(AC)*f(C-1B) (тут надо аккуратно рассмотреть поведение на концах разреза). По индукции получаем, что f(AB)=e.

А теперь предположим, что пешеход прошел, лодка проплыла, а траектории не пересеклись. Рассмотрим самый внешний контур графа (берег1 - река1 - берег2 - река2). Очевидно, что этому контуру соответствует элемент группы, равный aba-1b-1. А мы уже доказали, что это невозможно.

Для тех, кто не следил - здесь доказывалось, что если шахматную доску разрезать от края до края (по границам клеток), то она распадется хотя бы на две части.  ;D






               

               

Mrrl

  • Гость
Для K=2 получается вероятность
P(N-1,2)=F2N+2/4N, где Fi - числа Фибоначчи: F0=0, F1=F2=1,  F3=2 и т.д.
В частности, P(0,2)=3/4, P(1,2)=8/16=1/2, P(2,2)=21/64.

               

               

dron87

  • Гость
Mrrl, чето я не понял, каким образом ты получил такой ответ. А какой будет вероятность, если К!=2??

               

               

Mrrl

  • Гость

Цитата из: dron87 on 01-12-2005, 21:08:28
Mrrl, чето я не понял, каким образом ты получил такой ответ.



А не страшно задавать такие вопросы? Я ведь могу и ответить  ;D
На самом деле, там довольно просто доказать по индукции.

При K=3 сложнее. Можно получить асимптотическую формулу (a*bN, где a и b надо искать), но точное решение найти маловероятно - там уравнение 6-й степени. А дальше, по-моему, нет вообще ничего хорошего.

Для K=2:
Рассмотрим один из берегов и два камня на расстоянии i от этого берега.
Обозначим ai вероятность того, что с берега достижимы оба этих камня, а через bi - что один достижим, а другой нет (предполагается, что дальше i-х камней мы не заходим).
Примем a0=1, b0=0.
Можно проверить, что
ai+1=ai/2+bi/4
bi+1=ai/4+bi/4
Выпишем несколько первых значений и попробуем угадать.
bi=F2i/4i
ai=F2i+1/4i
Проверяется элементарно.
Вероятность того, что мостик с N*2 камнями проходим, равна
aN+1+bN+1=F2N+4/4N+1

(Кстати, у меня была опечатка. Сейчас исправлю)




               

               

Mrrl

  • Гость
Ответ для K=3:
P(N,3)=RN/25N+3,
где
RN+6=39RN+5-444RN+4+2078RN+3-4224RN+2+3648RN+1-1024RN
R0=7, R1=172, R2=4096, R3=96898, R4=2289142, R5=54064066

Только не надо спрашивать, как я это получил...

               

               

dron87

  • Гость
Mrrl, предпоследний дурацкий вопрс. Обьясно плз, как ты нашел рекурентное соотношение ai+1=ai/2+bi/4,
bi+1=ai/4+bi/4.

               

               

Mrrl

  • Гость
Рассмотрим камни на расстоянии i от берега. Назовем ситуацию, когда с берега достижимы оба, "состоянием A", а когда достижим ровно один - "состоянием B". Посчитаем в каждом из этих состояний вероятности того, что i+1 камни окажутся в состоянии A и что они окажутся в состоянии B.
Для этого рассмотрим три следующих мостика - соединяющих i-е камни с i+1-ми и i+1-е между собой. Они могут оказаться в 8 состояниях:
Код:
*--*  *--*  *--*  *--*  *  *  *  *  *  *  *  *
   |     |                 |     |
*--*  *  *  *--*  *  *  *--*  *  *  *--*  *  *

Если левые камни были в состоянии A (достижимы оба), то оба правых камня будут достижимы в случаях 1,2,3,5 (вероятность перехода 1/2); а только один - в случаях 4,7 (вероятность перехода 1/4).
Если же левые камни находятся в состоянии B (ровно один камень достижим), то в состояние A мы перейдем в случаях 1,2, а в состояние B - в случаях 3,4 (это если достижим верхний камень. Для нижнего переходы будут будет 1,5 и 3,7 соответственно).
Итак, вероятности переходов: p(A->A)=1/2, p(A->B)=p(B->A)=p(B->B)=1/4. Отсюда и формула.