Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Автор Тема: Хорошая и плохая литература.  (Прочитано 17918 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Симагин Гендо

  • Гость
    После тем о Перумове и ПТСР я пришел к выводу - пора наконец ответить на вопросы: "Что есть хорошая литература? Чем она отличается от плохой?" Ответы просьба аргументировать.

               

               

Laire

  • Гость
Мне кажется, что хорошая литература в первую очередь заставляет думать, то есть затрагивает какие-то проблемы, важные не только для автора. И делает это в доступной форме.
Моя ИМХА: если книгу хочется перечитывать, то она - хорошая ;).

               

               

svensven

  • Гость
  На любое творение найдется свой читатель , который будет считать его хорошей литературой. Ну, почти на любое... Так что в оценке книги можно руководствоваться чисто количественными  данными. Спросом...Продажами..
  Можно задаваться вопросом качества, но это такая скользкая тема...Я не уверена, что хочу покататься...

               

               

Entaniel

  • Гость

Цитата:
 "Что есть хорошая литература? Чем она отличается от плохой?"

"литература не бывает плохой или хорошей. Литература бывает только хорошей, а все прочее следовало бы называть макулатурой." АБС, "Хромая судьба"
 Если придерживаться определения, что литература - это письменная форма искусства, то я полностью согласна с вышеприведенным высказыванием.
Если же имеется в виду, что литература - это просто совокупность "произведений письменности", то, в принципе, я готова отстаивать принадлежность к "хорошей литературе" всякого произведения, чье содержание не исчерпывается одной лишь сюжетной линией; произведения, написанного литературным языком, без нарушений внутренней логики.

               

               

Мёнин

  • Гость
"Все жанры хороши, кроме скучного"
Кажется, кто-то из французских классиков.

Книга, которую хоть кто-то считает интересной - уже сколько-то хороша.

Самый простой критерий качества литературы - испытание временем. Т.Е., если писателя помнят через 10-15 лет после того, как он своё отшумел и закончился, значит - неплохо писал. А вот авторов женских романов особо долго не помнят. Я, впрочем, и сейчас ни одного не назову :)


               

               

svensven

  • Гость
  Хи-хи. А Шарлотта Бронте  где-то во времена Диккенса проживала. Или ой... :-[

               

               

Libertinele

  • Гость

Цитата из: Симагин on 15-11-2003, 08:47:01
    После тем о Перумове и ПТСР я пришел к выводу - пора наконец ответить на вопросы: "Что есть хорошая литература? Чем она отличается от плохой?" Ответы просьба аргументировать.


Просто все дело в том, что "хорошая"/"плохая" - это дело вкуса...

               

               

AlanA

  • Гость
Темка сия и правда скользкая.

Ну во-первых, имхо по кол-ву поклонников судить нельзя. Большинству населения как раз нравится то, что со всеми натяжками и скидками на субъективизм хорошей литературой (и литературой вообще) не назовешь. Главное, чтоб думать не надо было.
Хотя, может быть, я заблуждаюсь насчет большинства?

Насчет проверки временем согласна: ерунду долго не помнят.

Хорошая литература имхо - это та, которая побуждает к размышлениям о чем-то важном. Проблема в том, что даже в самой бестолковой книге кто-нибудь найдет глубокий смысл. И "что-то важное" у каждого тоже свое.

Уважаемый Симагин, мне бы тоже очень хотелось ответить на ваш вопрос. Но любой ответ - это только мнение конкретного существа. Аксиом тут нет: каждый делит литературу на хорошую и плохую по своему вкусу, "на глазок". Я, например (как и все здесь), люблю Толкиена. А кто-то не может понять, какой смысл в этой книге. Не переношу любовных романов (Шарлотта Бронте - имхо роман еще и психологический). А кто-то их обожает ("Да ты что, там ТАКИЕ чувства!"). Так что вряд ли на ваш вопрос вообще есть четкий ответ.

               

               

Вечер

  • Гость
Сначала научная точка зрения на понятия хорошего и плохого. Цитата из книги Гаспарова "О русской поэзии". Все сказанное, понятное дело, относится к стихам, но вполне применимо и к литературе в целом:

Оценка <...> соотносит свой объект со всем нашим читательским опытом: когда я говорю "это стихотворение хорошее", то я имею в виду - "оно чем-то похоже на те стихи, которые мне нравятся, и непохоже на те, которые мне не нравятся". А что нам нравится и не нравится, - это определяется напластованием огромного множества впечатлений от всего прочитанного нами, начиная с первых детских стишков и до последних самых умных книг. Если новое стихотворение целиком похоже на то, что мы уже много раз читали, то оно ощущается как плохая, скучная поэзия; если оно решительно ничем не похоже на то, что мы читали, то оно ощущается как вообще не поэзия; хорошим нам кажется то, что лежит где-то между этими крайностями, а где именно - определяет наш вкус, итог нашего читательского опыта.
Хорошее научное высказывание, правда? Вот только с логикой там проблемы. Во-первых, Гаспаров оперирует понятнием "вкуса", которое не является научным, поскольку независимо от понятия "хорошего". Во-вторых, в данной им схеме невозможно высказывание: "Это стихотворение лучше, чем все те, которые я читал до этого", несложно догадаться почему.

Предлагаю собирать здесь другие варианты попыток научного отмежевания от оценочных категорий :-).

Цитата:
Т.Е., если писателя помнят через 10-15 лет после того, как он своё отшумел и закончился, значит - неплохо писал.

А что значит помнят? Вон Чернышевского помнят, даже в школе проходят, но это не делает его книги лучше.
Помнят, так или иначе, почти всех (кроме авторов, которые просто не дошли до нас, разумеется). Многие эпохи вдруг начинают проявлять интерес к тем или иным эпохам/писателям, потом старых кумиров низвергают и возводят новых.
"Самый простой критерий качества литературы - испытание временем." - и самый спорный. Что дает внимание отдельно взятых людей отдельно взятому произведению? Что лучше: если произведение будут читать двести лет по тысяче человек в год или если его за два месяца прочтут миллионы?

Цитата:
И делает это в доступной форме.

Привет Мандельштаму :-).

Во многом, конечно, я согласен с Гаспаровым: бытовое понятие "хорошести" общего потока литературы определяется именно тем, сколько книг мы прочли и что это были за книги. Но есть что-то еще, что заставляет нас вступить с книгой в личные отношения, не только самому погрузиться в ее мир (это может и просто умелый автор), но и поместить ее мир внутрь себя и носить его там, смотреть сквозь него на мир реальный.

               

               

Симагин Гендо

  • Гость

Цитата:
         Во-первых, Гаспаров оперирует понятнием "вкуса", которое не является научным, поскольку независимо от понятия "хорошего".


Извините! Понятия хорошего и плохого субъективны и зависят от нашего вкуса! В частности, литература, которая не нравятся никому, хорошей не является.
Цитата:
 Во-вторых, в данной им схеме невозможно высказывание: "Это стихотворение лучше, чем все те, которые я читал до этого", несложно догадаться почему.


А вот это действительно так. Он говорит "стихотворение хорошее, если оно похоже на стихи, которые мне нравятся." Более простая и правильная формулировка "стихотворение (для меня) хорошее, если оно мне нравится." Для этой формулировки наличие других стихотворений не обязательно.
    Теперь о чем я хотел поговорить. Несмотря на субъективизм хорошего и плохого, существуют какие-то общие критерии. Один из них - насколько книгу интересно читать.
   У любого произведения есть составляющие части - описания действий, боев, пейзажей, какие-то философские рассуждения и т. д. Книгу можно назвать плохой, если там нет или мало чего-то из составляющих. Например, если в книге нет глубоких идей, это "низкая" литература, которую можно раз прочесть и забыть. Также, если из-за отсуствия чего-то книга неправдоподобна, это плохо. Если в книге чего-то слишком много, это тоже плохо. Если чего-то много, то чего-то не хватает, далее см. предыдущий пункт. А хорошее произведение, соотвнтственно - когда всего в меру.
        Вопрос: можно ли книгу объявить плохой за то, что в ней есть что-то? Я считаю - нет, если этого чего-то там не больше, или ненамного больше, чем в жизни. Это не значит, что, например, фантастические элементы - плохо; прохо, когда их неоправданно много.

               

               

Entaniel

  • Гость

Цитата:
Например, если в книге нет глубоких идей, это "низкая" литература, которую можно раз прочесть и забыть.

Э-э... Еще бы знать, как определять, какая идея "глубокая", а какая - нет... Все от читателя зависит: кому-то идея о необходимости поддержания Равновесия покажется свежей и оригинальной, а кому-то она уже оскомину набила... И опять же - не всякий читатель идею увидеть способен. Кому-то и "Чайка по имени Джонатан Ливингстон" сказочкой про птичку покажется...:-\
Цитата:
 Вопрос: можно ли книгу объявить плохой за то, что в ней есть что-то?

Да, если "что-то" - это дурновкусие ;)

               

               

Мёнин

  • Гость
Поддерживаю.

Что ещё бывает плохого.
подробные описание чего-нибудь тошнотворного (например, излишне биологические описания).
Неуместное использование мата и вообще экспрессивных выражений.
Как таковые ошибки грамматические, стилистические, фактические, логические и т.д.

               

               

Каэлин Мэсод

  • Гость
хм-хм... "Время само тебя найдет!"/"Ария"

действительно, о вкусах не спорят. И на самом деле время - не всегда лакмус на качество.
Следовательно, сама постановка вопроса не совсем корректна. Например, я считаю "Записки Паука" хорошей литературой и "Бруснику с кока-колой". А кто-то скажет "фуй!"...

               

               

svensven

  • Гость
 
Цитата:
Что лучше: если произведение будут читать двести лет по тысяче человек в год или если его за два месяца прочтут миллионы?

 Вот.  Хороший вопрос. Есть еще вариант: или его будут читать двести лет миллионы, но принудительно...



               

               

Bindaree

  • Гость
поддерживаю мнение, что есть литература и есть макулатура...

Литературу делю на плохую и хорошую исключительно по заложенной идее: если книга рождает во мне что-то теплое, доброе и радостное - литература хорошая... если злобное, грустное и жестокое - то плохая...

               

               

Krismage

  • Гость

Цитата из: Bindaree on 17-11-2003, 10:52:54
поддерживаю мнение, что есть литература и есть макулатура...

Литературу делю на плохую и хорошую исключительно по заложенной идее: если книга рождает во мне что-то теплое, доброе и радостное - литература хорошая... если злобное, грустное и жестокое - то плохая...



Думаю, это неправильно. Если даже книга вызывает грусть или жестокость, стоит ее оценить. Раз она вызывает чувства, значит автор не безнадежен. У меня жуткую депрессию вызывает Достоевский (а заодно и стремление к суициду) - просто стараюсь не читать, но книги-то у него все-равно хорошие. То что они не для меня - другое дело. Булгаков тоже не радует в этом плане (не имею ввиду "М и М"- это исключение), но читать его (Булгакова) - просто наслаждение - написано с исключительным мастерством, а это позволяет думать, что книга хорошая, хоть и не для всех удобоварима. По-моему, никто не оспорит, что "ВК"- произведение исключительное, но ведь есть моменты, после которых на душе - отвратительно, но хорошее остается хорошим.

А вот бульварная чушь в стиле "что вижу, то пишу" - это уже плохая литература (макулатура). Хотя у многих дам любовные романы вызывают исключительно положительные эмоции. Но хорошими романы от этого не становятся.

               

               

Bindaree

  • Гость
Krismage,

Цитата:
Думаю, это неправильно. Если даже книга вызывает грусть или жестокость, стоит ее оценить.


вот я ее и оцениваю - как плохую  ;) я же не к качеству книги критерий "плохой/ хороший" применяю...

               

               

AlanA

  • Гость

Цитата:
 
Думаю, это неправильно. Если даже книга вызывает грусть или жестокость, стоит ее оценить.  
 


Насчет грусти - согласна. Почему-то в конце всех моих любимых книг (в т.ч. ВК) - хоть плачь. А вот жестокости у нас и без книг хватает. И вообще, я этого не люблю. Поэтому, если книга вызывает жестокость, я ее хорошей не назову.


               

               

Krismage

  • Гость
Если книга способна родить жестокость в добором человеке, значит она открывает в тебе нечто новое.

               

               

Bindaree

  • Гость

Цитата:
Если книга способна родить жестокость в добором человеке, значит она открывает в тебе нечто новое.


тогда это "качественная" книга... хороша она или плоха - каждый решит сам...