Давно ждал этой темы.
Цитата из "Чёрного обелиска":
Цитата:
Я читаю новости о семейных событиях и вырезаю извещения о смерти. Это всегда возвращает мне веру в человечество, особенно после тех
вечеров, когда нам приходится угощать наших поставщиков и агентов. Если судить по извещениям о смерти и некрологам, то можно вообразить, что человек - абсолютное совершенство, что на свете существуют только благороднейшие отцы, безупречные мужья, примерные дети, бескорыстные, приносящие себя в жертву матери, всеми оплакиваемые дедушки и бабушки, дельцы, в сравнении с которыми даже Франциск Ассизский покажется беспредельным эгоистом, любвеобильнейшие генералы, человечнейшие адвокаты, почти святые фабриканты оружия - словом, если верить некрологам, оказывается, на земле живут целые стаи ангелов без крыльев, а мы этого и не подозревали. Любовь, которая на
самом деле встречается в жизни очень редко, после чьей-нибудь смерти начинает сиять со всех сторон и попадается на каждом шагу. Только и слышишь о первоклассных добродетелях, заботливой верности, глубокой религиозности, высокой жертвенности; знают и оставшиеся, что им надлежит испытывать: горе сокрушило их, утрата невозместима, они никогда не забудут умершего! Просто воодушевляешься, читая такие слова, и следовало бы гордиться, что принадлежишь к породе существ, способных на столь благородные чувства.
и:
Цитата:
Я вырезаю извещение о смерти булочника Нибура. Он изображается в нем кротким, заботливым, любящим супругом и отцом. А я сам видел, как фрау Нибур с распущенными косами мчалась прочь из дому, когда кротчайший господин Нибур гнался за ней и лупил ее ремнем от брюк; и видел руку его сына Роланда, которую заботливый папаша сломал, вышвырнув его в приступе бешенства из окна второго этажа. И когда этого изверга наконец хватил удар и он во время выпечки утренних булочек и пирожков на дрожжах наконец упал, его смерть должна бы показаться великим благодеянием для согбенной горем вдовы; но она вдруг перестает в это верить. Все содеянное Нибуром сгладила смерть.
Вот, собственно. Теперь по поводу уважения к умершим.
Соображения:
1) идентификация себя с телами/могилами родных людей.
2) страх перед местью духа.
Эти соображения хорошо рассмотрел Фрейд в книге "Тотем и табу". Очень рекомендую. Странно было узнать, что мы в этом плане ни на шаг не отошли от первобытного племени. Другие соображения, конечно, существуют, но это -- наиболее распространённые. А ещё мы выказываем уважение, потому что (хорошая фраза, подходит для большинства наших действий):
"научись реагировать на происходящее согласно набору расхожих сентиментальных клише, иначе тебя сочтут опасным" (Г. Бёлль)
Осквернение могил, если его просто проанализировать, без пены у рта, бессмысленно. Впрочем, нет. Оно позитивно в одном случае -- если при жизни умерший сильно доставал осквернителя, и тот, идентифицировав труп/могилу умершего со своими страданиями, мстит ему. Эффект неоднозначный: родственники умершего оскорблены, ведь он в их представлении такой прекрасный и т.д. и т.п., в общем, см. выше цитату из Ремарка, а с другой стороны -- душевное равновесие осквернителя восстановлено.