Сударь HG, а что же Вы перестали радовать нас своими "познаниями" в любимой теме про Атлантиду? Ушли оттуда по-английски, не прощаясь, и сразу без Вас там все так опустело...
Для начала маленький штрих: (
http://www.airpages.ru/cgi-bin/pg.pl?nav=uk60&page=p40rus)
В неофициальном рейтинге истребителей советских ВВС Р-40 ("Томогавк", англ. вариант - "Киттихаук") занимал почетное предпоследнее место, уступая первое место с конца «Харрикейну». (!) В поздний период войны машинами Р-40 в виде наказания оснащались те части, которые несли тяжелые потери, не показывая заметных успехов. В лучше же части поступали хорошие Як-7, Як-9, «Аэрокобры» и Ла-5
Во-первых, у "харрикейна" было пушечное оружие (2 20-мм пушки), а также 4 пулемёта.
Было и такое, да. А теперь вспомним, откуда и когда эти пушки появились:
http://www.airpages.ru/cgi-bin/pg.pl?nav=uk60&page=hurr2_3 По сравнению с И-15бис и, тем более, с И-5, "Харрикейн" был чудом современной техники. Но даже с учетом всех плюсов итог был однозначен - "Харрикейн" значительно уступал истребителям противника - и старому Bf 109E, который еще оставался основным на северном участке фронта, и тем более новому Bf 109F. Поэтому после получения этих машин их начали переделывать по своему разумению, стараясь если не устранить, то хотя бы смягчить основные недостатки английского истребителя. Уже осенью 1941 г. в 78-м иап по предложению его командира Б.Ф.Сафонова была произведена переделка полученных машин под советское вооружение. Вместо четырех "Браунингов" поставили два пулемета БК калибра 12,7 мм с запасом по 100 патронов на ствол и добавили два держателя под 50-кг бомбы. Огневую мощь усилили также четырьмя реактивными снарядами. В январе 1942 г. в 191-м иап на самолете Н.Ф. Кузнецова поставили две пушки ШВАК. Подобные работы проводились и в других частях, причем повсеместно монтировались по 4-6 реактивных снарядов РС-82. Нарекания вызывала и слабая бронезащита английского истребителя. Поэтому штатные бронеспинки часто снимали и заменяли советскими. Это сначала делали прямо в полках (на самолете того же Кузнецова, к примеру, поставили спинку от разбитого И-16), а затем и в заводских условиях при замене вооружения, о чем речь пойдет далее.
То есть: оригинальный вариант, поставляемый по ленд-лизу, был признан практически небоеспособным и требовал довооружения для своего использования. Некоторое количество "Харрикейнов", правда, относилось к модификации IIC - эти уже в Англии получили 4*20мм пушки. Но такие самолеты были еще тяжелее, чем довооруженные в СССР по советскому образцу, и против истребителей вообще не могли сражаться, а потому были практически сразу списаны из фронтовой авиации в ПВО.
Первые же случаи боевого применения "Харрикейнов" на фронте выявили большое количество недостатков. Больше всего нареканий вызывало вооружение "Харрикейнз" -8-12 пулеметов калибра 7,69 мм не наносили существенного ущерба бронированным немецким самолетам. Вот характерный пример: в январе 1942 г. три "Харрикейна" IIВ из 191-го полка 10 минут преследовали разведчик Юнкерc Ju 88, непрерывно поливая его огнем, но так и не сбили. ... Слабость вооружения иногда заставляла летчиков прибегать к таранному удару. Так, 31 мая 1942 г. таранил "юнкерc" над Ярославлем будущий дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан. Не вызвали большого восторга и летные характеристики.
Замечу, что составители процитированной страницы склонны скорее хвалить лендлиз, чем "очернять" его. Возможно, поэтому для сравнения выбраны И5 и И15бис - на всякий случай напомню, что это такое: это БИПЛАНЫ! Это поколение, предшествующее "ишачкам" И-16! А если вспомнить, что разработка "Харрикейна" была начата в 1933, а производство - в 1935, то ненамного он и современнее того же И-16 (который пошел в серийное производство с 1934г., открыв историю поколения скоростных истребителей-монопланов).
Замечу заодно: после довооружения вес самолета возрос, а скорость снизилась на 20км/ч, в результате скорость у земли составляла 407км/ч (у И-16 тип 29 (с крупнокалиберным пулеметным вооружением) 408км/ч, у "мессеров" Bf109E 470км/ч, у ЛаГГ3, по опыту которого и было предложено довооружение "Харрикейнов" - 446км/ч). При этом скороподъемность И-16 была заметно лучше (6.2с против 8.3с на набор высоты 5000м), а время виража - почти в полтора раза меньше (16с против 20.5с у исходного "Харрикейна"; после довооружения, естественно, маневренность не улучшилась). То есть, как видим, в отношении ТТХ и реальной боеспособности "Харрикейн" оказывается где-то на уровне И-16, но вряд ли заметно более того.
Далее я могу оттуда же много чего процитировать о недостатках этого "замечательного" самолета, который, да, чудо техники по сравнению с И15... но не с И-16.
.
Временами потеря боеспособности "Харрикейнов" достигала ужасающего уровня. Весной 1942 г. из-за отсутствия ряда деталей и узлов из 18 "Харрикейнов" 488-го иап в воздух могли подняться лишь два. А в ноябре 1942 г. 122-я иад, прикрывавшая Мурманск, из 69 своих самолетов могла рассчитывать на три боеспособных истребителя.
Недостаточная надежность. Низкая маневренность. Все это привело к тому, что после утоления особенно острого дефицита истребителей "харрикейны" стали применяться, с бомбами на подвесках, как штурмовики или истребители-бомбардировщики; а также разведчики, корректировщики, осветители, учебно-тренировочные самолеты... Неплохая карьера для самолета, продаваемого как истребитель?
Надежность работы вооружения также была невысокой. На холоде замки пулеметов, расположенных в крыле, часто замерзали, и самолет оказывался небоеспособным. ... По данным испытаний, оперативно проведенных в НИИ ВВС, по скорости "Ураган" - так переводится название истребителя на русский язык - занимал промежуточное положение между И-16 и Як-1. Своему основному противнику на Севере - немецкому Мессершмитту Bf 109E - он уступал в скорости на малых и средних высотах (на 40-50 км/ч) и в скороподъемности. ... При пикировании громоздкий "Харрикейн" "парашютировал", что не позволяло ему быстро разгоняться. Правда, в актив ему можно было записать маленький радиус разворота, достигавшийся за счет малой нагрузки на крыло, что позволяло вести бой на горизонталях. Весьма неудачно было сконструктировано шасси "Харрикейна". Несмотря на достаточно заднюю центровку у истребителя был мал капотажный угол - всего 24° с учетом торможения (в то время как по требованиям НИИ ВВС было необходимо не менее 26,5°). Он был еще меньше по израсходовании боеприпасов и горючего. При посадке на неровный грунт полевыхаэродромов опасность скапотировать была очень высока. При этом прежде всего ломался деревянный винт "Ротол" - его в отличие от советских металлических починить было практически нельзя. Скапотировать "Харрикейн" мог и при рулежке. У этого истребителя была неприятная склонность поднимать хвост при работающем моторе (аналогичное свойство наблюдалось и у советских "яков"). Чтобы предохранить машину от неприятностей нередко на заднюю часть фюзеляжа сажали одного-двух механиков. Иногда они не успевали вовремя спрыгнуть и поневоле поднимались в небо. Был такой случай и у англичан - в 151-м крыле таким образом разбили один из своих "Харрикейнов", причем погибли два механика и был ранен летчик. Боеспособность "Харрикейнов"снижалась и вследствие нехватки запчастей. Самым большим дефицитом были деревянные воздушные винты. Они не только ломались при капотировании, растрескивались от попадания пуль, но и повреждались подсасываемыми на взлете камнями. Временами из-за винтов до 50% поставленных самолетов стояли "на приколе". В конечном итоге в марте-апреле 1942 г. в Советском Союзе наладили выпуск запасных лопастей канглийским винтам.
Кстати, о "противотанковой" версии с 40мм пушками:
его высокие боевые качества существовали только на бумаге. В реальности оказалось, что точность стрельбы из 40-мм пушек чрезвычайно низка, сильная отдача сбивает машину с курса. А подкрыльные гондолы настолько ухудшили аэродинамику самолета и его летные характеристики, что летать на нем стало просто невозможно. После непродолжительного использования в Северной Африке англичане «сплавили» часть этих машин в СССР, где они даже не попали в боевые части, а были переданы в учебные соединения и вскоре благополучно разбиты.
Последней серийной моделью в семействе стал Hurricane Mk.IV. Он отличался oт модели IID наличием бронирования жизненно важных узлов самолета, более мощным вооружением (мог нести две бомбы весом по 227 кг или 8 трехдюймовых ракет) и имел двигатель Merlin 24 или Merlin 27 мощностю 1620 л. с. Однако при этом самолет утратил свойства истребителя. Его нормальный вес составлял 3493 кг, а скорость всего 426 км/ч на высоте 2150 м. Широкого применения не получил. Всего было произведено 524 самолета этого типа.
Ну как, достаточно?
Во-вторых, он, конечно, был староват, но отнюдь не безнадёжно. Так, во время Битвы за Англию англичане вовсю его использовали для борьбы с бомбардировщиками противника (немецкие истребители брали на себя "спитфайры"). А ведь одна из основных задач истребительной авиации - не бои с истребителями противника и тем более не красивые "дуэли", а борьба с бомбардировщиками и, соответсвенно, прикрытие своих бомбардировщиков.
Ага-ага. А как осуществлять прикрытие своих бомбардировщиков без боев с истребителями противника? А как бороться с бомбардировщиками противника без встреч с его истребителями прикрытия?
Что же касается "битвы за Англию", то там ведь бои шли на больших высотах. Там другие требования. На высотах от 6.5-7км "Харрикейны" выглядели гораздо лучше, чем на малой высоте... которая как раз обычно была актуальнее для Восточного фронта.
Как уже справедливо отмечалось, на фоне И-16, и тем более "чаек", "харрикейн" смотрелся неплохо. А ведь к началу немецкого вторжения в СССР в авиации западных военных округов И-16 был самым массовым советским истребителем (порядка 2000 И-16 и около 1500 "чаек").
Я помню немного другие цифры, ну да ладно. Однако советская промышленность к 1941г. уже отработала последние возможности модернизации И-16 (а про "чайки" и т.п. вовсе решила забыть) и перешла на производство более современных типов, а в ленд-лизе как раз повалили "старички", в том числе - со значительным износом.
Массовое появление "Харрикейнов" на советско-германском фронте произошло весной-летом 1942 г. Их применяла морская авиация на Северном и Балтийском флотах, полки ВВС, действовавшие на Карельском, Калининском, Северо-западном, Воронежском фронтах и части ПВО в различных районах страны. Недостатки "Харрикейнов" дорого обходились советским летчикам. Потери были очень велики. Например, в марте 1942 г. на Северо-западном фронте два полка, вооруженных английскими истребителями, были обескровлены немцами менее чем за неделю боев. В это же время очень большие потери понес 3-й гв. иап ВВС Балтийского флота при прикрытии плацдарма Невская Дубровка под Ленинградом. Недостаточная скорость и плохие характеристики вертикального маневра вынуждали максимально уплотнять боевые порядки и вести бой с истребителями только на горизонталях. Известны случаи, когда при появлении немецких истребителей "Харрикейны" перестраивались в оборонительный круг и даже не пытались атаковать. В тяжелом 1942 г. среди потерянных нашими ВВС истребителей насчитывалось около 8% "Харрикейнов", что превышало их долю в общем парке.
Ну и почему харрикейны поставляли по ленд-лизу. Да потому, что их было много! В начале войны "харрикейн" был самым массовым истребителем Королевских ВВС.
А потом от него сами англичане начали избавляться, в том числе - сбывая по ленд-лизу.
22 сентября 1941 г., комиссией НИИ ВВС под председательством полковника К.А. Груздева был принят первый "Харрикейн" (номер Z2899), поставленный в нашу страну "напрямую". Комиссия сделала свое заключение только на основании осмотра машины, поскольку лишь на следующий день в СССР отправили инструкцию и описание. В акте констатировано, что самолет далеко не новый, потрепанный, не хватало рукоятки запуска, часов, боекомплекта. Этот случай не был исключением - для первых партий "Харрикейнов" это было нормой. Специалисты,занимавшиеся приемкой английской техники, отмечали, что многие истребители (не в пример прибывшим из США) нуждались в доукомплектовании и ремонте. Встречались машины, налет которых перевалил за 100 часов. Особенно возмутила советских рабочих, вскрывавших ящики, красовавшаяся на бортах и фюзеляжах некоторых "Харрикейнов" даже незакрашенная финская свастика. Переподготовкой летчиков и укомплектованием частей "Харрикейнами" занимались несколько запасных полков и учебных подразделений.
Ну как?