Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Автор Тема: О проклятиях  (Прочитано 91017 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Анх

  • Новичок
  • *
    • Просмотр профиля
Re: О проклятиях
« Ответ #60 : 07/08/2007, 00:34:33 »
Мёнин, а почему Берену бы пришлось выбирать между жизнью Лютиен и получением Сильмарилля? Я что-то не врубаюсь...

Трудно спорить о том, что было бы, если бы Финрод не пошел с Береном... Не описано, не доказано. Вдруг бы все эльдар объединились и все-таки смогли бы одолеть Моргота...

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Re: О проклятиях
« Ответ #61 : 07/08/2007, 13:48:01 »
Союз Маэдроса не удался в первую очередь из-за Резни в Гаванях. Тингол терпеть не мог феанорингов и до истории с Береном.

А я имел в виду ситуацию, что между квестом и жизнью Лутиэн Берен выбрал бы жизнь Лутиэн - он не ставил даже свою клятву вперёд её смысла.
В частности, если бы он умер, он точно не смог бы принести Сильмарилль, но своей жизнью ради неё был готов рискнуть очень серьёзно.
Я говорил не про "пришлось бы" а "если пришлось бы".

Феаноринги же ради клятвы сражались с кем угодно, хотя собирались - с Морготом, но лично до Моргота всё равно добрался почему-то не клявшийся Финголфин.

А все эльдар не могли справиться хотя бы с тем же Глаурунгом. Почему-то для этого понадобился Турин...
А драконов у Моргота было много.

Оффлайн Анх

  • Новичок
  • *
    • Просмотр профиля
Re: О проклятиях
« Ответ #62 : 12/08/2007, 00:31:45 »
Давайте рассуждать ЕСЛИ БЫ  :)
Тингол бы мог изменить позицию и присоединиться к союзу. Но это уже глубокий ОФФ.

Juliana, возвращаясь к моему первоначальному вопросу: проклятия поэтические отличаются от настоящих по последствиям? А Вам не кажется, что проклятия могут отличаться по отношению к ним людей/эльфов? Т.е. если проклинаемый не зацикливается на этом, то проклятие не имеет последствий и становится поэтическим. А если проклинаемый(-ые) постоянно думают об этом, пережевывают, обмусоливают, каждую неудачу (а у кого их не было?) списывают на действие проклятия, то оно обретает форму настоящего.

Оффлайн Juliana

  • Координатор
  • *
  • Пол: Женский
  • Арфинг воинственный
    • Просмотр профиля
Re: О проклятиях
« Ответ #63 : 12/08/2007, 01:00:31 »
Juliana, возвращаясь к моему первоначальному вопросу: проклятия поэтические отличаются от настоящих по последствиям? А Вам не кажется, что проклятия могут отличаться по отношению к ним людей/эльфов? Т.е. если проклинаемый не зацикливается на этом, то проклятие не имеет последствий и становится поэтическим. А если проклинаемый(-ые) постоянно думают об этом, пережевывают, обмусоливают, каждую неудачу (а у кого их не было?) списывают на действие проклятия, то оно обретает форму настоящего.

Нет, совершенно не кажется. А то получится, что из страха перед предательством кто-то совершает предательства. Превентивно, так сказать. Глупо. Кроме того, на предательства вастаков в Нирнаэт (которым на Проклятие Мандоса было глубоко плевать) это бы никак не повлияло - не их же проклинали!
Сильмариллион трудно читать только первые десять раз

"Наши короли - из Эльдар" (Дж.Р.Р.Толкин)

"Финрод Фелагунд - благороднейший и наиболее любимый из всего дома Финвэ..." (Дж.Р.Р.Толкин)

Оффлайн Анх

  • Новичок
  • *
    • Просмотр профиля
Re: О проклятиях
« Ответ #64 : 12/08/2007, 18:38:16 »
Как-то я не очень поняла Ваш ответ, или Вы не поняли мою позицию.
Насчет предательства вастаков: неужели Вы думаете, что если бы не проклятие Мандоса, то никогда бы никто никого не предал? К сожалению,  человеческая история показывает обратное..
Насчет превентивности: если постоянно думать, что у тебя все равно ничего не получится, т.к. на тебе лежит проклятие, то ничего и не получится. Чем отличается проклятие Келегормом пса и коня от проклятий нолдор Феанора после Альквалондэ? Почему Вы первое относите к настоящим, а второе к поэтическим?

Оффлайн Juliana

  • Координатор
  • *
  • Пол: Женский
  • Арфинг воинственный
    • Просмотр профиля
Re: О проклятиях
« Ответ #65 : 14/08/2007, 19:29:30 »
Анх.
Цитировать
Juliana, насколько я поняла все, что написал Профессор, для Вас нерушимо. Так почему же Вы обвиняете феанорингов в том, что они не отказались от клятвы. В Сильме минимум два раза указывается, что от такой клятвы нельзя отречься.
Прежде всего – в каком смысле «нельзя отречься»? А в смысле «нельзя отречься без последствий». А последствия какие – давших Клятву при ее невыполнении поглотит Вечнодлящаяся Тьма, что бы это не означало. То есть, феаноринги в принципе могли отказаться выполнять Клятву, но тогда бы их поглотила эта Тьма (если бы не вмешался лично Эру). Феаноринги – не зомби, у них есть собственная воля. «Нет безвыходных ситуаций. Есть ситуации, выход из которых нам не нравится» (с) Вот и здесь тот же случай. Выход из ситуации феанорингам не нравился. Тем не менее, они могли отказаться от Клятвы. (И в черновиках у Профессора Маэдрос от Клятвы после Дориата отказывается, между прочим, то есть, он предполагал такую возможность.) И сам же Маглор в конце говорит, что в любом случае их ждет Вечнодлящаяся Тьма – выполнят они Клятву или нет. Вот не знаю, кому как, а мне этически правильный выбор в этом случае очевиден. Было он очевиден и феанорингам («но меньшее зло совершим мы, нарушив ее».)Почему они ему не последовали – я понять не могу. Остается объяснить его либо полным падением феанорингов, либо их безумием в конце.
Цитировать
Если Вас предупреждают, что украдут, к примеру, этот самый алмаз, Вы не положите его в банковский сейф, а оставите дома на видном месте?
Вы меня снова не поняли. Положить в сейф – полумера, ведущая только к улучшению конструкции сейфов :), то есть, к техническому прогрессу. А наша цель – прогресс нравственный, то есть, не сейфы надо улучшать, а бороться с искушением украсть. Приведу такую аналогию: сейф – костыль, помогающий ходить одноногому, а отсутствие искушения украсть – это приращивание ему новой ноги. Надо стремиться к приращиванию ноги, а не к улучшению конструкции костыля.
Цитировать
Да, я с Вами согласна. Я вижу, что от искушения не смогли удержаться ни феаноринги, ни Тингол, ни Диор, ни Эарендил с Эльвинг... Поэтому, в моих глазах они друг друга и стоят.
Но почему все их равняют? Разве Тингол, Диор, Эарендиль с Эльвинг пытались на кого-то напасть, что-то силой отнять? Или напали, например, на феанорингов первыми, чтобы полностью себя обезопасить от претендентов на Камень или чтобы отомстить? Здесь явно, что вина феанорингов – намного больше. Да и не отдавали они Сильмариль еще и из-за обиды на действия КК во время квеста. Не надо было так себя вести по-хамски, тогда, глядишь, может, и отдали бы.
Цитировать
Трудно спорить о том, что было бы, если бы Финрод не пошел с Береном... Не описано, не доказано. Вдруг бы все эльдар объединились и все-таки смогли бы одолеть Моргота...
Если бы Финрод не пошел с Береном, Моргот просто уничтожил бы не большую часть, а всех поголовно. Ну, вот предположим: Финрод нарушает свою клятву. Какая вера королю, после того, как он клятвы нарушает? Да никакой! Это во-первых. Во-вторых, Проклятие тогда проявилось бы еще сильнее, потому что нарушение любой клятвы – это предательство, а предательство как раз было Проклятием всем и обещано. События были бы другие, а конец – все равно тот же (точнее, еще хуже), чем в Сильме.

Почему-то многие судят, я бы сказала, несколько примитивно – вот уберем одно событие, и все будет хорошо! Да не события надо менять, а поведение большинства персонажей (в первую очередь это Первого Дома касается). Как я уже говорила, против Проклятия можно действовать, только надо делать так, чтобы ни в коем случае ты не действовал ему на руку. Проклятие обещает предательство – будь верен своим словам везде и всегда, оправдывай доверие других – и все, Проклятие рассыпется в прах, или хотя бы ослабеет. Если бы Феанор не устроил Резню (нападение на не ожидающих этого друзей – предательство)… Если бы он не захватил корабли и не сжег их, бросив Финголфина (пусть он не давал клятвы Финголфину, но ведь по умолчанию тот ему доверял– опять предательство)… Если бы Келегорм и Куруфин не подстрекали народ против Финрода, мечтая о его гибели и захвате трона … Ну и т.д., и т.п. С другой стороны мы же отлично видим, как Проклятие может быть преодолено, нам же эти примеры под нос суют! Фингон идет за Маэдросом, сохранив ему верность – и не только спасает лично его, но спасает и всех Нолдор от братоубийственного сражения и последующих склок, а следовательно, дает им время продержаться против Моргота. Хурин, Хуор и их воины не только хранят верность, но и спасают Тургона и его войска – и тем самым дают Гондолину передышку и время до прихода Туора и рождения Эарендиля. Ну и сакраментальная верность Финрода, которая дает добыть Сильмариль… впрочем, об этом я уже говорила. 
Цитировать
Т.е. если проклинаемый не зацикливается на этом, то проклятие не имеет последствий и становится поэтическим.
Да не просто не обращать внимание надо, а активно действовать против! Я уже сколько об этом толкую. Менять свое поведение. Действовать всегда и везде правильно (не на руку Морготу, а против него), невзирая на «очевидные последствия», которые отнюдь не являются «очевидными», как потом оказывается. Упадок духа у Нолдор, в общем и целом, не наблюдается (во всяком случае, до Браголлах – и в принципе, здесь уж никак не Проклятие виновато в этом упадке). Ведь, вроде бы Келегорм с Куруфином в Нарготронде и вещи правильные говорят и о городе заботятся и ни о каком Проклятии не упоминают – а оно действует, да с такой очевидностью, что диву даешься! Город все равно гибнет, бесславно и бесполезно, через каких-то тридцать лет. А вот если бы город ответил на призыв Финрода – глядишь, и Проклятие бы ослабело, и победа над Морготом была бы достигнута быстрее, и жертв было бы меньше. И Маэглин в Гондолине советы Тургону вроде бы правильные дает (остаться обороняться в городе), а опять Проклятие действует и город гибнет и жертв намного больше, чем если бы этому совету Тургон не последовал, а последовал совету Туора – уходить из Гондолина.
Цитировать
А если проклинаемый(-ые) постоянно думают об этом, пережевывают, обмусоливают, каждую неудачу (а у кого их не было?) списывают на действие проклятия, то оно обретает форму настоящего.
Такое бывает, действительно, только у Нолдор я этого не наблюдаю. Никаких пораженческих настроений (за исключением, пожалуй, Нарготронда после речей КК), никакого «страха перед Проклятием». Да, упадок духа был: после Браголлах и после Нирнаэт, но связан он с поражениями в битвах, а не с Проклятием – это же очевидно. А вот во время Осады Ангбанда никакого пораженчества не было, да и перед Нирнаэт все духом воспряли. Тем более, как я уже говорила, предательство вастаков в Нирнаэт совершенно не может происходить по причине «упадка духа вследствии мысли о Проклятии» хотя бы потому, что их-то никто не проклинал и предательство они задумали задолго до того, как о Проклятии они хотя бы что-то узнали.

Да и вообще, если мы рассмотрим историю Турина, то его проклятие действует задолго до того, как он вообще о нем узнает.
Цитировать
Насчет предательства вастаков: неужели Вы думаете, что если бы не проклятие Мандоса, то никогда бы никто никого не предал? К сожалению,  человеческая история показывает обратное..
Дело не в том, что никто и никогда бы не предал. Дело в том, что эти предательства происходят в Первой Эпохе (когда действует Проклятие) с какой-то поразительной регулярностью. Как я уже где-то предлагала: сравните историю Первой Эпохи и историю Второй и Третьей. Да, после ПЭ эльфов и союзных им людей тоже ждут не одни победы, а и поражения, но очень редко эти поражения связаны именно с предательствами. В Эрегионской войне ВЭ, в войнах с Ангмаром ТЭ, в обеих Войнах Кольца, в войнах Гондора и рохиррим, в войнах гномов предательств уже относительно мало. Разве что в Первой Войне Кольца горцы предают Исильдура, не прийдя ему на помощь, да во Второй Войне Кольца происходит предательство Сарумана. Но оба этих предательства не приводят «светлые силы» к окончательному поражению, как мы наблюдаем в ПЭ. Они не являются «критическими». Даже если бы в альтернативной истории ВЭ и ТЭ этих предательств бы не произошло, мало что бы изменилось. А вот в ПЭ – картина совершенно другая. Если бы не было предательства Феанора, предательства Маэглина, предательства Нарготронда, предательства вастаков – все пошло бы совершенно иначе.

К тому же, Ваша версия неверна и еще по одной причине. Проклинаются не только живые существа, проклинаются вещи, места, животные, которые, извините, сами думать о своем проклятии никак не могут. И не всегда те, кто берет проклятые вещи, сразу знает о том, что они прокляты. Да и о проклятиях тоже не сразу все всегда знают. Вот примечательная цитата из Серых Анналов:

«Серые Эльфы принадлежали к роду Тэлери, а Тингол был братом Ольвэ из Альквалондэ, но ничего не знали они ни о Резне, ни об изгнании Нолдор, ни о клятве Феанора. И хотя ничего они не слышали о Проклятии Мандоса, вскоре оно начало исполняться в Белерианде. Ибо в сердце своем Тингол стал сожалеть о тех временах покоя, когда он был высочайшим владыкой над всеми землями и народами. Обширны были пределы Белерианда, а многие места дики и пустынны, и все же не от всего сердца приветствовал он приход столь многих могучих принцев с Запада, стремящихся к новым владениям».

Самое смешное, Анх, состоит в том, что если бы мы сейчас рассуждали о нашем, реальном мире, я бы полностью с Вами согласилась. Да, я считаю, что в реальности проклятия и чудесные исцеления – это все следствия психологического внушения и самовнушения. Но в Арде так рассуждать нельзя, потому что там другие законы (не все, но некоторые).
Сумейте посмотреть с другой точки зрения, из другой системы координат. 

Сильмариллион трудно читать только первые десять раз

"Наши короли - из Эльдар" (Дж.Р.Р.Толкин)

"Финрод Фелагунд - благороднейший и наиболее любимый из всего дома Финвэ..." (Дж.Р.Р.Толкин)

Оффлайн Анх

  • Новичок
  • *
    • Просмотр профиля
Re: О проклятиях
« Ответ #66 : 15/08/2007, 00:35:58 »
Juliana, я просто приведу цитату: "Этой клятвы никто не может нарушить, и никто не должен произносить ее" (Сильм). Почему Вы рассуждаете о последствиях отречения, если это невозможно? Не сказано, что нельзя нарушить не то..... Нет, просто НЕЛЬЗЯ НАРУШИТЬ. А в черновиках у Профессора много чего было :)
Поймите меня правильно, я не считаю, что Феанор с сыновьями молодцы, все сделали правильно, а вот остальные им мешали. Нет. Конечно, лучше бы не было никакой клятвы, но она была принесена. И причины, по которым она была принесена лично мне понятны. Это не означает, что я полностью оправдываю феанорингов, но я могу их понять.
Цитировать
А наша цель – прогресс нравственный, то есть, не сейфы надо улучшать, а бороться с искушением украсть.
Заметьте, прогресс нравственный в этой истории никого не коснулся. Но если феанорингов можно понять - над ними тяготела клятва, то поведение остальных (Тингол, Диор, Эльвинг) меня, мягко говоря, приводит в недоумение. Ладно бы еще не знали о клятве, Альквалондэ, а то...
Вот, например, при вооруженном грабеже все советуют не выступать, а отдать ценности по первому требованию. Ситуация схожая, Вы не находите?
Да и ставить обиды на КК выше безопасности собственного народа - поступок глупый для правителя.
Цитировать
Если бы Финрод не пошел с Береном, Моргот просто уничтожил бы не большую часть, а всех поголовно. Ну, вот предположим: Финрод нарушает свою клятву. Какая вера королю, после того, как он клятвы нарушает? Да никакой! Это во-первых. Во-вторых, Проклятие тогда проявилось бы еще сильнее, потому что нарушение любой клятвы – это предательство, а предательство как раз было Проклятием всем и обещано. События были бы другие, а конец – все равно тот же (точнее, еще хуже), чем в Сильме.
Видите ли, Juliana, мне наоборот кажется, что если бы с Финродом пошла армия Нарготронда, то город и этих 30 лет бы не простоял :-\ Армия вряд ли прошла бы дальше Саурона, а город, оставшийся без защиты, - легкая добыча.
Мне кажется, что помоги Финрод Берену по-другому - задержать Берена в городе, попробовать "украсть невесту", так сказать... то всем было бы лучше. Но, конечно, такой красивой и трагичной истории любви не получилось бы :-* Соберись Финрод за сильмариллом именно для победы над Морготом, а не для решения личных проблем человека, народ был бы на его стороне. В общем, сплошное "бы".
Цитировать
Менять свое поведение. Действовать всегда и везде правильно (не на руку Морготу, а против него)
Вот только в Ваших постах видно такое пристрастие, что я просто диву даюсь - менять поведение, по-Вашему, надо исключительно представителям Первого дома. Остальные и так хороши.
На руку Морготу действовали многие, не только феаноринги.
Цитировать
Да, упадок духа был: после Браголлах и после Нирнаэт, но связан он с поражениями в битвах, а не с Проклятием – это же очевидно.
Вот странно. Здесь для Вас это очевидно, а в других случаях Вы все связываете с Проклятием ???
Насчет предательств... Я вижу очень четкую причинно-следственную связь. Например, Феанор не просто так уплыл и оставил Финголфина с его людьми, потому что гад. Вспомните, с самого начала Исхода, на который нолдор подвиг именно Феанор, начался раскол: мол, уйти мы хотим, очень даже, но вот под твоим предводительством ни за что! Результат: народ разбит на три лагеря. После Альквалондэ начались проклятия в адрес Феанора, но, однако, кроме Финарфина с небольшой кучкой людей, никто не повернул обратно. Мне, например, кажется предательством и такое поведение. Если идете за Феанором, то не проклинайте!
Кстати, повторю свой вопрос, возможно Вы его не заметили:
Цитировать
Чем отличается проклятие Келегормом пса и коня от проклятий нолдор Феанора после Альквалондэ? Почему Вы первое относите к настоящим, а второе к поэтическим?

Понимаете, Juliana, практически во всем Сильме настолько отчетливо прослеживается эта самая причинно-следственная связь, что я удивляюсь, почему Вы ее не замечаете ;)

Оффлайн Juliana

  • Координатор
  • *
  • Пол: Женский
  • Арфинг воинственный
    • Просмотр профиля
Re: О проклятиях
« Ответ #67 : 23/08/2007, 00:28:02 »
Проклятие – это заразная болезнь, образно говоря, это облако болезнетворных бактерий, окружающая проклятого. И тут можно провести следующую аналогию. Здоровый, крепкий организм с абсолютно неповрежденным иммунитетом вообще не заболеет. Организм ослабленный, с «дырками» в иммунитете переболеет, но может выздороветь. Организм с огромными «дырками» заболеет и вообще умрет. Однако, иммунитет можно подправить, закрыть дырки. Можно использовать и лекарства.
«Дырки» в иммунитете в данном контексте – это гордыня, зависть, собственничество, ревность, стремление к власти и всяко-разные «черные замыслы». У сыновей Феанора огромной «дыркой» является Клятва, поэтому на них Проклятие действует особенно сильно. Практически у всех Нолдор, ушедших в Исход, даже у самых добродетельных тоже есть хотя бы одна «дырочка», например, ею является мятеж против Валар. Именно поэтому даже на Финрода, которого не в чем упрекнуть, кроме Исхода, Проклятие все-таки действует (из-за него он проигрывает Поединок с Сауроном). Тем не менее, Проклятие можно преодолеть, закрыв свое сердце от «черных замыслов», тогда, переболев, организм выздоравливает. Это и произошло с Нолдор после плавания Эарендиля и последовавшего за ним прощения Валар. Но вот на Феанора и его сыновей Проклятие подействовало самым губительным образом, как смертоносная чума, потому что они не только не выправляют свой «духовный иммунитет», но все больше его разрушают из-за Клятвы. 
Анх
Цитировать
Почему Вы рассуждаете о последствиях отречения, если это невозможно?
Почему Маглор рассуждает об отречении, если это невозможно?
Цитировать
Juliana, я просто приведу цитату: "Этой клятвы никто не может нарушить, и никто не должен произносить ее" (Сильм). Почему Вы рассуждаете о последствиях отречения, если это невозможно? Не сказано, что нельзя нарушить не то..... Нет, просто НЕЛЬЗЯ НАРУШИТЬ.
Вот я уже у многих спрашивала и у Вас спрошу: а что же произойдет, если Клятву нарушить? То есть, если я правильно Вас понимаю, феаноринги – это какие-то зомби (в отношении Клятвы), которые просто не могут ее нарушить. Хотя это довольно странная концепция, на мой взгляд. Во всяком случае, любая клятва (в сказках, мифах и т.д.) определяется так: вот герой поклялся что-то сделать. Иногда в самой клятве упоминается, что будет, если он ее не сдержит. Иногда (в более общих случаях) несдержавшего клятву просто преследуют какие-то неудачи, беды. Вот говорят: «Клянусь своей жизнью». Расшифровка: если нарушу клятву – умру. «Клянусь здоровьем» - если нарушу – заболею, и т.д. Нарушить – можно, но после этого героя преследуют либо конкретные беды, которые указаны в клятве, либо что-то другое. Но чтобы нельзя было нарушить (с последствиями) – я такого просто не встречала. Рассмотрим и Клятву Феанора. В ней тоже указывается конкретное последствие нарушения: «призывая на себя Вечнодлящуюся Тьму, если не сдержат клятву». Зачем бы, собственно говоря, оговаривать последствия, если клятва сама по себе  - нерушима? Бессмысленно. Что же касается «этой клятвы никто не может нарушить» - это означает «не может нарушить безнаказанно», «не может освободиться». Тем более, в Арде существует всемогущий Творец – Эру, именем которого и дана клятва. Если он пожелает – он может освободить от Клятвы. Все. Тем более, Маглор говорит о том, что можно нарушить Клятву, но тогда их ждет Вечнодлящаяся Тьма. Нет тут нерушимости как таковой. А если бы Эру разрешил бы их от Клятвы – то и Вечнодлящейся Тьмы бы не было.
Если бы Толкин хотел сказать, что Клятва просто нерушима, он бы это сказал более ясно и снял хотя бы часть вины с феанорингов. 
Цитировать
Поймите меня правильно, я не считаю, что Феанор с сыновьями молодцы, все сделали правильно, а вот остальные им мешали. Нет. Конечно, лучше бы не было никакой клятвы, но она была принесена. И причины, по которым она была принесена лично мне понятны. Это не означает, что я полностью оправдываю феанорингов, но я могу их понять.
Именно что оправдываете, потому что оставляете вину за принесение Клятвы, но снимаете вину за ненарушение Клятвы. В таком случае сразу получается, что феаноринги меньше виноваты – потому что они не имели даже малейшей возможности нарушить Клятву, тогда как я считаю, что эту возможность они имели, но не воспользовались, поскольку испугались Вечнодлящейся Тьмы.
Я тоже не хочу специально их очернять, но слишком много фактов свидетельствует против них.
Цитировать
Заметьте, прогресс нравственный в этой истории никого не коснулся.
Но есть те, кого и регресс не коснулся. Например, Финрод. А вот феанорингов регресс коснулся очень сильно. Для них нравственным прогрессом было бы отказаться от Клятвы. Отсутствием нравственного регресса было бы либо откладывание Клятвы, либо вторичное (после Нирнаэт) нападение на Моргота. Они же выбрали наихудший в тех условиях путь – нападение на Дориат и Гавани.
Положим, действительно, Диор и Эльвинг могли бы добровольно отдать Камень. Но отсутствие этого желания не есть нравственный регресс, поскольку они вполне справедливо говорят о том, что их предки потерпели большой ущерб дважды добывая Сильмариль (второй раз – при охоте на Кархарота), да еще к тому же они вспоминают об ущербе, нанесенном феанорингами еще до отвоевания Камня. Они не поднимаются выше Справедливости, но Справедливости они придерживаются.
Тингол – да, Тингол несет наибольшую ответственность (после феанорингов) за случившееся. Тем не менее, он все равно виноват меньше, чем они.
Цитировать
Ладно бы еще не знали о клятве, Альквалондэ, а то...
А то надо было срочно испугаться и все требования феанорингов исполнять? Может быть, Тингол, испугавшись Альквалондэ, должен был дать и согласие на брак Лутиэн с Келегормом? Вы понимаете, куда ведет такой путь?
Цитировать
Вот, например, при вооруженном грабеже все советуют не выступать, а отдать ценности по первому требованию. Ситуация схожая, Вы не находите?
Позиция до чрезвычайности удобная… для грабителя. Жаль, Финвэ не знал, что лучше отдать все, а то, как дурак, защищал Сильмарили от Мелькора! Остальные тоже, как идиоты, защищались от всяких грабителей и насильников, а надо было, оказывается все отдавать, а также «расслабиться и получать удовольствие».
Будь у меня возможность, я бы лучше пристрелила грабителя, чем отдала бы что-нибудь свое.
Цитировать
Да и ставить обиды на КК выше безопасности собственного народа - поступок глупый для правителя.
Тут только дай слабину… Уступить КК, хорошо… А почему бы тогда не уступить Морготу без боя? А что, он страшный, всех убьет, покалечит, зачем с ним сражаться, сеять горе? Не лучше ли сразу сдаться? Путь пораженчества и соглашательства ни к чему хорошему никогда не приводил.
Цитировать
Видите ли, Juliana, мне наоборот кажется, что если бы с Финродом пошла армия Нарготронда, то город и этих 30 лет бы не простоял.
Это было бы действие по преодолению Проклятия, а следовательно, оно не могло привести к последствиям худшим, нежели описаны в Сильме (поскольку в Сильме отказ нарготрондцев следовать за Финродом – это потакание Проклятию, а не преодоление). Вы судите слишком прямолинейно. Дело в том, что в мире Толкина этические законы имеют столь же действенную силу, как и физические. Нарушение слова (если данное слово ведет к праведному деянию) имеет столь же губительные последствия, как и землетрясение. Проявленное милосердие может одолеть силу армий в десятки тысяч воинов. Попытка совершить бессмысленное злое деяние приводит  к предсказанной гибели. Таких примеров в текстах Толкина можно насобирать множество.

Вам, наверное, надоело слышать о Проклятии, но поверьте мне, я говорю о его действии не для того, чтобы все этим объяснить и выгородить любимых героев, а потому, что оно реально действует и это хорошо заметно. 
Цитировать
Армия вряд ли прошла бы дальше Саурона, а город, оставшийся без защиты, - легкая добыча.
Можно подумать, через 30 лет армия помогла Нарготронду…
Цитировать
Мне кажется, что помоги Финрод Берену по-другому - задержать Берена в городе, попробовать "украсть невесту", так сказать... то всем было бы лучше.
Нет. Да, Финрод бы выжил… чтобы погибнуть лет через 5-10, погибнуть бессмысленно вместе с Нарготрондом. Да, Берен и Лутиэн, возможно бы, поженились и прожили бы свою жизнь (Берен, во всяком случае), но их дети и внуки погибли бы все до одного, а Моргот бы торжествовал. Потому что не было бы никакого отплытия в Валинор и не было бы никакой Войны Гнева. (Или, точнее, Война Гнева бы была, да просто эльфов и эдайн бы в Средиземье не осталось). Проклятие, как чума, сожрало бы всех до единого.

Я не потому так говорю, что хочу «красивых и трагичных» поступков. Просто «самые этичные решения оказываются в итоге самыми верными» (с). А самые этичные решения – самые красивые. Не Финроду надо было менять поведение, а феанорингам – вот тогда жертв было бы меньше. 
Цитировать
Соберись Финрод за сильмариллом именно для победы над Морготом, а не для решения личных проблем человека, народ был бы на его стороне.
А какая разница? Кто хочет воевать с Морготом – воюйте с Морготом, какое вам дело до Сильмарилей?
Цитировать
Вот только в Ваших постах видно такое пристрастие, что я просто диву даюсь - менять поведение, по-Вашему, надо исключительно представителям Первого дома. Остальные и так хороши.
А Вы все пытаетесь переложить с больной головы на здоровую. Почему-то феанорингов, принесших кощунственную Клятву и напавших на сородичей, Вы «понимаете», а Финрода, Диора, Эльвинг в упор понять не хотите (хотя их понять намного легче, если только принять ту систему ценностей, которая существует в Арде). Так можно и Маэглина «понять» ! (Вон, rimma в соседнем треде старается, «понимает»).  Если бы феаноринги поменяли свое поведение – остальным бы не надо было менять, вот в чем дело! Ну хорошо, положим, отдал Диор Сильмариль феанорингам… Дальше, проиграли бы они вторую Нирнаэт (а обязательно бы проиграли, поскольку Проклятие-то никуда не делось). Потом решили феаноринги, а давайте хитростью Дориат с Нарготрондом присоединим, а то без них у нас войск совсем не осталось. И похитили бы они, ну, к примеру, Эльвинг, чтобы на ней кому-нибудь жениться (там еще вон целых четыре феаноринга неженаты). А потом подняли бы мятеж против Ородрета и изгнали бы его и захватили власть в городе… О, а у нас еще остров Балар есть с Кирданом во главе! Давайте и его захватим! И пошло-поехало с тем же результатом (даже с худшим), чем в Сильме. И кстати, это я не специально сгущаю краски, чтобы сыновей Феанора очернить. Вспомните-ка замыслы КК (захватить трон в Нарготронде, жениться на Лутиэн), для того чтобы «получить все силы эльфийских королевств в свои руки». Все, что я изложила выше – логичный вывод из замыслов КК, о которых говорится в Сильме.

Вот что может получиться из изменения поведения Диора, но не изменения поведения феанорингов. Феаноринги в первую очередь должны менять поведение (отказаться от Клятвы).
Цитировать
На руку Морготу действовали многие, не только феаноринги.
Вы еще скажите, что Финрод действовал «на руку Моргота», ага :).
Цитировать
Вот странно. Здесь для Вас это очевидно, а в других случаях Вы все связываете с Проклятием
Да нет, Вы меня совсем не поняли. Проклятие-то действует независимо от того, бодрый у всех дух или упавший. Вот перед Нирнаэт, например, был бодрый. Перечитайте там обстановку перед началом Нирнаэт – у всех возрождается надежда, все уверены, что победят… И что, помешало это Проклятию подействовать? Нисколько. Поэтому Вы со своей гипотезой «Проклятие действовало потому, что это было чисто психологическое воздействие и все в него верили» не правы.

А я говорила о том, что не Проклятие было причиной упадка духа после Браголлах и Нирнаэт, а не о том, что оно тогда не действовало. Разницу видите? Проклятие действовало все время – от произнесения до Войны Гнева. Тем не менее, дух у Эльдар был разный – был и подъем надежд, был и спад. 
Цитировать
Мне, например, кажется предательством и такое поведение. Если идете за Феанором, то не проклинайте!
Одно дело ругаться, но ничего против не предпринимать, а другое дело – реально бросить тех, кто пошел за тобой.   
Цитировать
Понимаете, Juliana, практически во всем Сильме настолько отчетливо прослеживается эта самая причинно-следственная связь, что я удивляюсь, почему Вы ее не замечаете
Это Вы постоянно этой связи не замечаете, коли позволяете себе такие высказывания: «Мне кажется, что помоги Финрод Берену по-другому - задержать Берена в городе, попробовать "украсть невесту", так сказать... то всем было бы лучше.»
«Трудно спорить о том, что было бы, если бы Финрод не пошел с Береном... Не описано, не доказано. Вдруг бы все эльдар объединились и все-таки смогли бы одолеть Моргота...»

Явное непонимание всей концепции налицо.
Сильмариллион трудно читать только первые десять раз

"Наши короли - из Эльдар" (Дж.Р.Р.Толкин)

"Финрод Фелагунд - благороднейший и наиболее любимый из всего дома Финвэ..." (Дж.Р.Р.Толкин)

Оффлайн Анх

  • Новичок
  • *
    • Просмотр профиля
Re: О проклятиях
« Ответ #68 : 23/08/2007, 00:42:44 »
Juliana, только начала читать Ваш ответ, но хочу попросить: ставьте, пожалуйста, волшебную аббревиатуру ИМХО, когда высказываете свои догадки. Например:
Цитировать
Именно поэтому даже на Финрода, которого не в чем упрекнуть, кроме Исхода, Проклятие все-таки действует (из-за него он проигрывает Поединок с Сауроном).
Поверьте, далеко не все считают, что Финрод проиграл поединок с МАЙА Сауроном из-за Проклятия.

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Re: О проклятиях
« Ответ #69 : 23/08/2007, 00:54:09 »
Цитировать
        Был страшен ответ Саурона и скор,
        И вновь в Альквалонде мечи засверкали,
        В Лосгаре опять корабли запылали,
        И мрак затопил Валинор.
Именно напоминание о Резне добило Финрода. Которая прямо связана с Проклятьем.

Оффлайн Анх

  • Новичок
  • *
    • Просмотр профиля
Re: О проклятиях
« Ответ #70 : 23/08/2007, 00:58:29 »
Juliana, с Вами абсолютно бесполезно спорить, т.к. Вы не слышите и не хотите слышать точку зрения оппонента. Прошу Вас сбавить тон. Что ж, не хочу оффтопить, поэтому спрошу коротко: почему Вы так уверенно пишете о том, что было бы попади сильмарилл к феанорингам? Вы ведь не Профессор и можете также неправильно понимать его тексты, как и остальные, кому Вы постоянно пишете "Вы не правы". Вы можете только предполагать, как и я. То, что Вы не любите Первый Дом и считаете их виноватыми во всем я уже поняла.
Кстати, рассмотрите теорию - не было бы Исхода, Моргот поработил бы Средиземье, а там и до Амана бы добрался ;) Это можно поставить в один ряд с Вашими рассуждениями - отдай Диор камень - не было бы Войны Гнева, Моргот опять-таки поработил бы Эндоре ::)
Цитировать
Если бы Толкин хотел сказать, что Клятва просто нерушима, он бы это сказал более ясно
Он это и сказал, Вы просто не хотите это признать.
Цитировать
Тем более, Маглор говорит о том, что можно нарушить Клятву, но тогда их ждет Вечнодлящаяся Тьма. Нет тут нерушимости как таковой.
Маглор говорил, что они могут подождать суда Валар.
Цитировать
тогда как я считаю, что эту возможность они имели, но не воспользовались, поскольку испугались Вечнодлящейся Тьмы.
Я считаю по-другому.
Цитировать
Может быть, Тингол, испугавшись Альквалондэ, должен был дать и согласие на брак Лутиэн с Келегормом?
Даже не смешно.
Цитировать
Можно подумать, через 30 лет армия помогла Нарготронду…
Значит, в любом случае город обречен?
Цитировать
Отсутствием нравственного регресса было бы либо откладывание Клятвы
Они и отложили - на Лютиен никто не нападал, лднако, после смерти Лютиен камень им не вернули  ;)
Цитировать
Будь у меня возможность, я бы лучше пристрелила грабителя, чем отдала бы что-нибудь свое.
Конечно, лучше... если есть возможность. А грабитель бы в ответ выстрелил. Странно, да?
Цитировать
Одно дело ругаться, но ничего против не предпринимать, а другое дело – реально бросить тех, кто пошел за тобой.
Чтобы ответить на это, третий раз умоляю Вас :'( ответить на вопрос, касающийся темы:
Цитировать
Чем отличается проклятие Келегормом пса и коня от проклятий нолдор Феанора после Альквалондэ? Почему Вы первое относите к настоящим, а второе к поэтическим?

2Мёнин
А то что Финрод эльда, а Саурон майа значения никакого не имело ???
« Последнее редактирование: 23/08/2007, 01:59:14 от Анх »

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Re: О проклятиях
« Ответ #71 : 23/08/2007, 01:01:55 »
По Лэйтиан, которую цитирует Квента Сильмариллион, Финрод был способен сопротивляться Саурону, и весьма успешно, до этого напоминания.
Хуан вот, например, вряд ли майа, колдовать не умеет, говорить умеет три раза в жизни, победил же Саурона...

Оффлайн Анх

  • Новичок
  • *
    • Просмотр профиля
Re: О проклятиях
« Ответ #72 : 23/08/2007, 01:39:58 »
А может и майа... была и такая версия.

Оффлайн Lamyra

  • глюкоманский полупроводник
  • Старожил
  • ****
  • Пол: Женский
  • Лэмира, тьмотик недоперевоспитанный.
    • Просмотр профиля
Re: О проклятиях
« Ответ #73 : 23/08/2007, 02:44:37 »
Тем не тенее раса -- далеко не решающий фактор. Эльфы били балрогов (балроги -- это майар), Финголфин наделал дырок в Морготе, который вообще сильнее всех вроде как...
Мы, тьмотики, выносливы и невыносимы!

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Re: О проклятиях
« Ответ #74 : 23/08/2007, 02:47:43 »
Про балрогов - спорно. Гондолинские случаи смерти балрогов, не отменённые в поздних версиях, требовали от эльфа как минимум жертвы своей жизни. Но, действительно, даже уже обессиленный Эктелион смог сбросить Готмога (предводителя балрогов!) и убить его этим. И это не магический поединок.
Или вот Исилдур - точно не был майа
.
А между тем, по тексту, именно память о Резне сломила Финрода. Боязни разоблачения, боязни за свою жизнь (как Маэглин) о не испытывал, и самого Саурона не боялся.
Это был поединок не только и сколько по силе (сама сила была, по меньшей мере, сравнима). В магии сила-то не самое главное (равно и Фродо был слабее эльфов и майар, но Галадриэль и Гэндальф побоялись брать на себя то Проклятие, которое он - взял).

Оффлайн rimma

  • Пользователь
  • **
    • Просмотр профиля
Re: О проклятиях
« Ответ #75 : 25/08/2007, 02:01:10 »
Цитировать
По Лэйтиан, которую цитирует Квента Сильмариллион, Финрод был способен сопротивляться Саурону, и весьма успешно, до этого напоминания.

Финрод с собакой и больше никто. Лэйтиан не говорит о том, что Финрод был сильнее и мог одолеть Саурона если бы.... Была резня свалился раньше от угрызений совести, не было резни и бунта свалился бы позже, обессилев, вот и все.

Цитировать
А между тем, по тексту, именно память о Резне сломила Финрода. Боязни разоблачения, боязни за свою жизнь (как Маэглин) о не испытывал, и самого Саурона не боялся.

Какой Финрод. Лютиэн почему-то под окнами Саурона пела, а тот в ус не дул, а когда вышел, то она в обморок свалилась, наверное за ней тоже грешки водились, о которых она невовремя вспомнила или Намо ее тоже проклял, на всякий случай. А без плаща и Хуана попала бы к Морготу без разговоров, а ведь полумайа. Или Финрод сильнее Лютиэн, или Саурон сильнее Моргота, бред какой-то.
А вообще рассматривать версии на тему того, что было бы..., если бы..., не имеет смысла, поскольку автор их не рассматривал, и тут можно бится на ИМХАХ долго. ;)
« Последнее редактирование: 25/08/2007, 02:16:57 от rimma »

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Re: О проклятиях
« Ответ #76 : 25/08/2007, 07:43:28 »
Цитировать
Финрод был способен сопротивляться Саурону, и весьма успешно, до этого напоминания.
Была резня свалился раньше от угрызений совести, не было резни и бунта свалился бы позже, обессилев, вот и все.
А что бы ему припомнил Саурон, кроме указанных эпизодов? Все запугивания личного характера были против Финрода неэффективны.

Цитировать
Или Финрод сильнее Лютиэн,
Сила воли у него больше, конечно, хотя бы по подобному эпизоду - не испугался и первую атаку в поединке успешно отразил.
Цитировать
или Саурон сильнее Моргота, бред какой-то.
А в чём-то Саурон достиг могущества и большего, чем Моргот. И был не настолько испорчен, к слову сказать...

Цитировать
поскольку автор их не рассматривал, и тут можно бится на ИМХАХ долго. ;)
А никто не предлагает.
Есть авторский текст: Финрод был побит напоминанием о Резне и Исходе. И только имхами можно кидаться, это оспаривая.
« Последнее редактирование: 25/08/2007, 07:49:34 от Мёнин »

Оффлайн Анх

  • Новичок
  • *
    • Просмотр профиля
Re: О проклятиях
« Ответ #77 : 25/08/2007, 23:58:05 »
Мёнин, если бы Финрод с Сауроном вели не магический поединок, а на мечах, к примеру, то Финрод, возможно, мог бы одолеть Саурона при каком-то стечении обстоятельств. Но сравнивать их силы в магическом поединке как-то странно... Майа и эльда... Так можно начать говорить, что и Моргота играючи одолеть смог бы кто-то из эльдар.

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Re: О проклятиях
« Ответ #78 : 26/08/2007, 11:54:33 »
А что - майа и эльда? Люди один за другим уничтожали драконов (Бэрд, Эарендил), колдовство Мелиан было непроходимо для Унголиант и Моргота (а Берен почему-то прошёл, вот тоже, человек, а сделал то, чего сам Моргот не мог).
Так что как раз наоборот - в чисто физическом поединке Моргот убил Финголфина, а магией Лутиен смогла усыпить Моргота.
Строго говоря, волшебные возможности вообще с трудом поддаются сравнению (взять хотя бы упомянутые примеры), а тем более трудно сравнить искусство Финрода и колдовство Саурона. Нельзя сравнить, кто сильнее в чём-то, потому что они умеют разные вещи.
Мы можем легко сказать, кто победил в поединке фехтовальщика с молотобойцем, но сказать, у кого умение выше, можем не всегда.

Оффлайн Juliana

  • Координатор
  • *
  • Пол: Женский
  • Арфинг воинственный
    • Просмотр профиля
Re: О проклятиях
« Ответ #79 : 26/08/2007, 15:16:37 »
Поверьте, далеко не все считают, что Финрод проиграл поединок с МАЙА Сауроном из-за Проклятия.

По-моему, это настолько очевидно, что я не понимаю, почему Вы так упорно против этого возражаете. Вообще, насколько я помню, Саурона с Кольцом развоплотили два человека и эльф, причем ни один из них особыми магическими способностями не отличался.

Then the gloom gathered: darkness growing
in Valinor, the red blood flowing
beside the sea, where the Gnomes slew
the Foamriders, and stealing drew
their white ships with their white sails
from lamplit havens. The wind wails.
The wolf howls. The ravens flee.
The ice mutters in the mouths of the sea.
The captives sad in Angband mourn.
Thunder rumbles, the fires burn,
a vast smoke gushes out, a roar —
and Felagund swoons upon the floor.

"Затем собрался мрак: тьма росла в Валиноре, алая кровь лилась у моря, где Номы убивали Наездников Пенной Волны, и угоняли их белые корабли из залитой светильникаи гавани. Ветер завывает. Волк воет. Вороны летят. Лед грохочет в морских заливах. Печальные пленники рыдают в Ангбанде. Гром гремит, горит огонь, поднимаются огромные клубы дыма, рев - и Фелагунд падает в обморок на пол".

Именно после упоминания об Альквалондэ Финрод проигрывает Поединок. Или Вы считаете, что содержание песен двух врагов приводится просто так, без всякого смысла?
Juliana, с Вами абсолютно бесполезно спорить, т.к. Вы не слышите и не хотите слышать точку зрения оппонента.
Я все слышу, не беспокойтесь. Просто я с Вами совершенно не согласна. Или "слышать" это по-Вашему равнозначно "соглашаться"?
То, что Вы не любите Первый Дом и считаете их виноватыми во всем я уже поняла.
"Сыновья Фэанора дают ужасную, кощунственную клятву вражды и мести, — против всех и кого угодно, не исключая и богов, кто дерзнет посягнуть на Сильмарилли или станет утверждать свое право на них. Они сбивают с пути большую часть своего народа; те восстают против богов, покидают рай и отправляются на безнадежную войну с Врагом. Первым следствием их падения становится война в Раю, гибель эльфов от руки эльфов; и это, а также их пагубная клятва неотступно сопутствуют всему их последующему героизму, порождая предательство и сводя на нет все победы". (с)

Это сказала не я.
Кстати, рассмотрите теорию - не было бы Исхода, Моргот поработил бы Средиземье, а там и до Амана бы добрался.
Из любого зла может произойти добро, что однако, не означает, что нужно это зло творить. Это получилось случайно, ни Феанор, ни другие Нолдор совершенно не думали о таком следствии своих поступков.
Он это и сказал, Вы просто не хотите это признать.
Зачем тогда было приводить последний разговор Маэдроса с Маглором?
Маглор говорил, что они могут подождать суда Валар.
"сдержим мы клятву или нарушим, Вечная Тьма - наш удел, но меньшее зло совершим мы, нарушив ее". О возможности нарушения здесь говорится совершенно однозначно.
Значит, в любом случае город обречен?
Не в любом. Но из-за того, что предал Финрода, он был обречен, да.
Они и отложили - на Лютиен никто не нападал, лднако, после смерти Лютиен камень им не вернули
Вопрос: а будь Берен и Лутиэн не смертными, стали бы феаноринги ждать?
Конечно, лучше... если есть возможность. А грабитель бы в ответ выстрелил. Странно, да?
Ну и пусть. А путь, что Вы предлагаете - путь трусости.
Чтобы ответить на это, третий раз умоляю Вас  ответить на вопрос, касающийся темы:
Чем отличается проклятие Келегормом пса и коня от проклятий нолдор Феанора после Альквалондэ? Почему Вы первое относите к настоящим, а второе к поэтическим?
Если Вы не заметили, я уже отвечала.
А может и майа... была и такая версия.
Даже если и майя - то слабее Саурона.

rimma
Лютиэн почему-то под окнами Саурона пела, а тот в ус не дул, а когда вышел, то она в обморок свалилась, наверное за ней тоже грешки водились, о которых она невовремя вспомнила или Намо ее тоже проклял, на всякий случай.
Итак, Финрод - под Проклятием, Лутиэн и Хуан - нет. А теперь посмотрите на результаты Поединков с Сауроном Финрода и Лутиэн с Хуаном. По результатам - видите разницу?
Сильмариллион трудно читать только первые десять раз

"Наши короли - из Эльдар" (Дж.Р.Р.Толкин)

"Финрод Фелагунд - благороднейший и наиболее любимый из всего дома Финвэ..." (Дж.Р.Р.Толкин)