СУТЬ и РОЛЬ его не меняется от того, называют ли его Митрандир или Гэндальф.
Да. Возможности его меняются, но роль остается неизменной. Разве нет?
Роль не меняется. Но Мелькор ещё пытается быть среди эльфов, уча их, гм, военному искусству, меняет тела... Вскоре после появления имени "Моргот" он перестал это делать.
Ну так он перестал это делать вовсе не потому, что обиделся на имя Моргот.
![Подмигивающий ;)](//tolkien.su/forum/Smileys/classic/wink.gif)
Он изменил свою тактику, но стратегия то осталась прежней.
Кхм. А если серьезно, то не все так просто с партией Мелькора, если посмотреть, к чему привело влпетение этой партии в общую Симфонию Мира.
С ней - не просто. Но это не совсем музыка.
Вот это точно. С этим полностью согласен.
С этой музыкой вообще много интересного, хоть отдельную тему открывай, а то опять оффтоп.
![Улыбающийся :)](//tolkien.su/forum/Smileys/classic/smiley.gif)
Толкин или знал, или как-то так интуитивно предполагал, что в основе Мира должны лежать некие вибрации. Он назвал это дело Музыкой.
Что самое интересное, не так давно в физике стала развиваться концепция "струн", т.е. неких компактных сложно вибрирующих объектов, из которых состоят кварки и другие субатомарные частицы.
Все. Молучу. Полный офф.
![Улыбающийся :)](//tolkien.su/forum/Smileys/classic/smiley.gif)
Получается, что Эру не всемогущ? Он не мог исключить нежелательное падение?
Или логичнее предположить, что падение было запланированным?
Есть такое понятие "свобода воли". Прошу ознакомиться.
Свобода воли - это выбор между вариантами. Но если варианты не созданы, то нет и выбора - выбирать не из чего. И концепция "свободы воли" этому не противоречит.
Чтобы Мелькор мог иметь свободу выбора между Добром и Злом, эти полюса должны были существовать. Опять же, Эру позволил Мелькору утвердиться в своем выборе. Видимо, такая картина Мира устраивала Эру.
Над этими понятиями человечество бьется со дня своего появления, а Вы хотите, чтобы я вот так вот ррраз, и однозначно сформулировал? ![Улыбающийся :)](//tolkien.su/forum/Smileys/classic/smiley.gif)
Я вот могу.
Интересно посмотреть!
1. Добро и Зло относительны, потому что зависят от точки зрения.
Ну я попросил бы всё же разделять "добро" и "Добро", "зло" и "Зло".
Ок. Давайте разделим. Но быть может все дело в масштабе?
"добро" и "зло" - благоприятные и неблагоприятные воздействия для некоего эээ... ну скажем так, микрообъекта. Добро и Зло - определенные векторы воздействия, развития событий в более глобальных масштабах. А?
Если какому-то объекту что-либо благоприятно, он расценит это, как Добро и наоборот, Злом назовет то, что ему не благоприятствует.
Вот тут Вы как раз и путаетесь. Есть "зло для...", "добро для...", По сути, этически осуждается всякое действие, от которого суммарно частного зла намного больше, чем частного добра. Я говорю вот об этом этическом Зле.
Ну Вы напрасно думаете, что я путаю зло дня и ЗЛО. Я как раз стараюсь этого не делать. Я и пытаюсь взглянуть на ситуацию шире, чем взгляд одного дня.
Вот Вам мои примеры.
Изначально жизнь на земле дышала сероводородом. Но глобальные изменения привели к тому, что атмосфера насытилась кислородом, губительным для этих организмов. Для них это - тотальная смерть, геноцид. Какой уж тут сегодняшний день? Явное Зло. Разве нет? Но для появившихся кислорододышащих организмов это оказалось благом, Добром.
Солнечный свет необходим для фотосинтеза. Это для биологической жизни Добро? Но если его слишком много этого света, как на Меркурии? Все живое сгорает. Это для биологических организмов Зло? А для самого Меркурия? Водна нужна растениям и животным. Добро? Но много воды их может убить - они утонут, сгниют. Зло?
Сушу затапливает вода и все наземные оргнаизмы гибнут. Зло? Но в воде появляется водная жизнь. Добро? Ветер богов раздувает паруса и приносит бурю.
Неприятности портят нам жизнь. ЗЛО? Но они делают нас сильнее. Добро?
И т.д.
Я старался оценивать этот вопрос именно с таких позиций.
2. Добро и Зло всегда существуют только парно - как полярное противопоставление благоприятных и неблагоприятных событий.
Это также неверное утверждение. Как в философии, так и в мире Толкина, есть определения, которые не требуют такового противопоставления.
Я свою точку зрения обосновал. Вы можете обосновать свою?
Как может существовать Добро без Зла? Как может быть Верх без Низа? Как может быть "+" без "-". Убираем "-", пропадает плюс. Точно так же и Добро-Зло - это разница потенциалов. Нет одного потенциала - пропадает другой.
Мир Толкини раьотает в этой же логике.
3. Добро и Зло всегда взаимосвязаны, так как опеделенные неблагоприятные события могут порождать благоприятные результаты и наоборот.
Также довольно неинформативное суждение.
См. Информацию выше.
![Улыбающийся :)](//tolkien.su/forum/Smileys/classic/smiley.gif)
Вот Вам еще примеры. Сталин принес много Зла, но многие люди просто обязаны ему жизнью. Люди расщипили атом, чтобы получить доступ к новому источнику энергии. Эту эенргию присопособили для убийств. Но создавая оружие, люди совершенствовали атомные технологии для создания мирных атомных станций.
И т.д. и т.п.
Опять же можно кивнуть на народную мудрость,
Афоризм не аргумент.
Согласен. Он лишь - иллюстрация к аргументам.
![Улыбающийся :)](//tolkien.su/forum/Smileys/classic/smiley.gif)
"благими делами вымощена дорога в Ад"
Благими намерениями, если быть точным. Что показывает субъективность частного добра и зла, всего лишь.
Есть и такой вариант. Но он сути не меняет. Он показывает относительность всего в этом Мире. В чем-то все же прав был старина Энштейн.
![Подмигивающий ;)](//tolkien.su/forum/Smileys/classic/wink.gif)
"не было бы счастья, да несчастье помогло"
Аналогично, речь идёт о частном добре и частном или субъективном вреде.
См. примеры выше.
4. Добро и Зло не существуют отдельно. Если нет понятия Низ, то невозможно определить Верх, и т.п.
Стоп!
Стою.
![Улыбающийся :)](//tolkien.su/forum/Smileys/classic/smiley.gif)
А давайте определим, что такое "верх и низ".
Противоположные направления, и не более того.
Например, как "возможность двигаться вверх" и "возможность двигаться вниз".
В обычной жищни на земле "верх" обозначает движение против силы тяжести, а "вниз" сонаправлено силе тяжести. Но стОит попасть в невесомость, и эти понятия становятся более условными. Где договорятся, там и будет верх.
![Улыбающийся :)](//tolkien.su/forum/Smileys/classic/smiley.gif)
Если у нас нет возможности двигаться ни вверх, ни вниз, то двигаться мы не можем вовсе.
Неправильно. Если есть другие степени свободы, мы можем двигаться вправо-влево, вперед-назад.
Если у нас есть равная возможность двигаться бесконечно вверх или вниз, как Вы тут предлагаете... то какой смысл в движении, если нет ориентиров или ограничений?
А я разве предполагал, что можно бесконечно двигаться куда-либо?
Я этого не делал, но вполне могу предположить и такой вариант событий. Почему нет?
Можно сказать, что движения нет вовсе.
С чего бы это? Движене - изменение своего положение относительно чего-либо.
И если есть такая точка отсчета, есть движение. И бесконечно двигаясь "вверх" мы будем бесконечно изменять свое положение относительно точки отсчета в этом направлении.
Для того, чтобы движение было, нужен Верх, отличный от Низа. Не только нарисованной стрелкой.
Об этом я и говорю. Если нет Низа, то нет и Верха. И стрелки тут ни при чем. Обозначать можно как угодно. Суть от этого не изменится. Если нет точки отсчета, критериев оценки положения, то нет и этих понятий "Верх" и "Низ". Но если еть таки понятие "Верх", обязательно, автоматически появляется понятие "Низ", как противоположный вектор. Только так.
Не было бы Зла, не было бы этих действий. Прямая заслуга Зла в совершении этих действий очевидна.
Ошибаетесь. Потому что у Зла нет намерения, чтобы были сотворены те действия, которое оно вызывает... например - у него нет намерения самоуничтожиться.
Так все дело в том, что независимо от своих намерений, Зло является причиной определенных действий Добра, т.е. имеет свою заслугу в общей картине Мира.
Именно своими действиями Зло побуждает добро на ответные шаги. В этих шагах и есть его заслуга.
Это будет картина совсем Другого Мира.
Была "Арда Неискажённая", и, по словам Толкина, должна быть Вторая Музыка и Арда Исцелённая; и это, конечно, другой мир.
Конечно другой. ХАОС.
Ну вот. Приехали. Куда девалось зло в мире Толкина? Мелькор - добряк? ![Подмигивающий ;)](//tolkien.su/forum/Smileys/classic/wink.gif)
Мелькор - не "Зло без единой примеси Добра".
Ведь Арда первоначально была только доброй, а Мелькор имеет тело; следовательно, материя сама по себе была добром.
Материя - никакая. Она не добрая и не злая. Она лишена этих этических понятий.
Зол ли камень, пущеный рукой злодея в лоб добряку? Дор ли камень, кинутый добряком? Камень - НИКАКОЙ.
![Улыбающийся :)](//tolkien.su/forum/Smileys/classic/smiley.gif)
Мелькор имеет силы, таланты, могущество; это всё было добром... но Мелькор использовал это добро. Во Зло.
А я вот, кстати сказать, и не утверждаю, что Мелькор - квинтэссенция Зла, без каких либо примесей Добра. Я то уже давно и упорно пытаюсь доказать обратное - Добро и Зло - понятия относительные, взаимосвязанные и взаимопроникающие. См. мои пред. посты. Просто на определенном этапе суммарный вектор сил Мелькора расценивается эльфами и людьми, как Зло.
И ещё одно: Мелькор был очарован музыкой Лутиэн; хотя и в её отношении мысли у него были недобрые, но он не разучился желать добра... хотя бы себе самому.
Опять же см. выше. Раз Мелькор был очарован музыкой Лутиэн, значит она вошла в резонанс с какими-то его внутренними колебаниями. Значит и в нем есть частица Добра. Все правильно.
Ну а вопрос равенства проистекает из определений Добра и Зла. См. выше.
Это не определения. Или, точнее, неверные определения.
Я так и не увидел аргументированных возражений моим определениям. Свои определения я старался строить не на голом месте, а подкреплять их примерами.
Минус равен плюсу, верх равен низу, лево равно праву - это лишь координаты.
В определенном смысле они строго равны, как низ и верх, как лево и право, как отрицательная и положительная ось координат.
Количественно оценивается благо; можно сказать, что и Добро; но у этой количественной оценки есть левая граница -нуль.
Как нуль температур. По Кельвину, разумеется.
Можно сказать, что Ноль - это Зло.
Который, кстати, физически достижим быть не может.
Ноль это ни Добро и ни Зло - он равенство этих понятий.
Вот Минус можно назвать Злом. Но убрав "минус", вы устраните понятие "плюс".
Он создает и Добро и Зло. Поэтому Мелькор, вектор Зла, противопоставлен действительно Манвэ, как вектору Добра.
Это неверное утверждение. Он начинает Первую Тему Музыки Айнур, которая есть добро; и другие две темы - Добро. Но Диссонанс - Зло; но, он не Вторая Музыка, он - попытка Музыку разрушить.
И в чем неверность утверждения?
![Улыбающийся :)](//tolkien.su/forum/Smileys/classic/smiley.gif)
В Музыке Мелькору противостоит Манвэ и его компания, а никак не Эру. Эру - дирижер. Он управялет всеми партиями, Добром и Злом. Мелькор не противостоит Эру, он - сущность низшего порядка, ему противопоставлен Манвэ, находящийся на одном с ним уровне Мироздания.
И, наконец, стало казаться, что две музыки звучат одновременно пред троном Илуватара, и были они совершенно различны.
Последнее выделение, собственно, доказывает мои и Алмиэона слова о том, что то, что искажено Злом, Добро всё равно может исправить. Но это будет снова Добром, а не доброзлом.
Так я и не говорю, что это доброзло.
![Улыбающийся :)](//tolkien.su/forum/Smileys/classic/smiley.gif)
Пусть это добро, но у него Зло в соавторстве. И об этом говорит Илуватар. И в этом нет ничего плохого. Добро доминирует, но Зло помогает ему принять ту форму, которую оно приняло в процессе своей борьбы со Злом. Точно так же Добро влияет на Зло.
Не знаю, как еще понятнее объяснить эту очевидную вещь.
![Улыбающийся :)](//tolkien.su/forum/Smileys/classic/smiley.gif)
В черновиках - мне стоит обратиться к ним, посреди прочего сказано:
ибо Эру никогда не стирает прошлого - он всегда создает что-то новое, лучшее, чем "изначальный замысел".
"Атрабет Финрод ах Андрет"
Итак, всегда творится лучшее; а если всегда творится лучшее - как он может творить зло?
Зло, как инструмент создания лучшего, был прекрасно использован Илуватаром в Третей Теме.
![Подмигивающий ;)](//tolkien.su/forum/Smileys/classic/wink.gif)
Опять же, что считать лучшим и для кого.
Итак, верность Эру - добро, а идти против воли Эру - зло; как же из этого выводить, что воля Эру творит зло, и творить зло - тоже верность?..
Неверность Эру - это если вообще вопреки ему покинуть созданый им Мир и уйти в иные дали, создавать что-то свое. А так все, кто живет в этом Мире, кто вносит свой вклад в его равзитие и изменение, все верны Эру. Все в этом Мире к вящей его славе, как он сам говорит в Сильме.
Все, что творится в Мире Эру - верно Ему. И Зло тому не исключение. Оно - один из инструментов созидания Арды.
Эру милостив; Эру щедр;
"Сильмариллион".
И нигде не говорится, что он творил зло. Но он сотворил свободу воли.
См. выше о свободе воли. Чтбы дать возможность выбора, надо создать варианты.
Зло - вариант.
Точно так же Сатана в Христиансве противопоставлен не Господу,
а Творец - благ.
Истинно так. Я с этим и не спорю! Я об этом и твержу. Но Благой Творец создает ВСЕ, на то он и Творец. Нет ничего в этом Мире, что существовало бы помимо воли Творца.
Подумайте об этом.
но для нас людей единственный путь к нему - это Добро.
Я полагаю, что к миру Толкина эта логика так же применима
Ну, нет. См. выше.
[/quote]
Теперь и Вы см. выше.
![Улыбающийся :)](//tolkien.su/forum/Smileys/classic/smiley.gif)
Католик Толкин не мог создать Мир, противоречащий его религиозным воззрениям. И в его Мире Добро - это Верный путь для людей и эльфов.
Опять же, ну как он мог создать одно Добро, не создав при этом Зла, если это парные понятия??? ![Улыбающийся :)](//tolkien.su/forum/Smileys/classic/smiley.gif)
Вы понимаете, вы берёте слишком интуитивное и неточное определение, "Добро это что-то такое", потом говорите о парности, и Зло определяете через это интуитивное определение. А эту парность доказать можно по-нормальному? Не опираясь на утверждение, что "если я украл лошадь и сжёг чужой дом - это добро".
См. Выше. Попытался еще раз доказать, более наглядно на этот раз.
![Улыбающийся :)](//tolkien.su/forum/Smileys/classic/smiley.gif)
Можно еще один отвлеченный пример. Берем картину Бытия, проводим вооброжаемую черту и решаем, что по одну сторону черты - Добро, по другую - Зло. Но если нет Зла, то нет и этой черты (она совпадает с границами Бытия). А нет черты, нет и Добра - есть лишь одно однородное Бытие - не злое и не доброе.
Манвэ - не Добро, а что?
Манвэ тоже ошибается и творит, в чём-то, зло. Манве и Мелькор - Свет и Тьма (это тоже есть в Атрабет), но не Добро и Зло. Манвэ не творил всё добро, а только его часть; а Мелькор, сколько бы Зла не создавал, не состоит целиком из него.
Согласен. См. выше.