Я что хотел сказать - в римской империи христианство, хоть и было в начале запрещено, победило язычество. А в Китае - нет. И в Индии нет. И в Японии.
Интересный вопрос: а почему христианство победило язычество в Римской империи? Только ли потому, что было под запретом? Конечно, случай уникальный, римляне вообще-то редко когда снисходили до религиозных гонений. Но в данном случае имело место неразрешимое противоречие - Христос - Царь, Бог и Сын Божий, но и правящей император тоже вобщем-то царь, бог и сын богов. Христиане не хотели поклоняться цезарю, что понятно, но и римская власть не была расположена к терпимости к какой-то подозрительной и нелояльной, по крайней мере только в одном вопросе о поклонении цезарю, секте (во всех остальных вопросах, когда это прямо не противоречило их убеждениям, христиане были наилояльнейшей из всех лояльяных религий империи). Право не считаться с христианами римской власти давала их сравнительная малочисленность. Правда со временем число христиан росло. Но это само по себе ещё ни о чем не говорит. Давайте предположим, что римская власть, поняв бесполезность гонений, просто оставила христиан в покое и изданием Миланского эдикта о веротерпимости посчитала вопрос закрытым. Что было бы с христианством, если бы святой равноапостольный Константин Великий не занимался лично и активно упорядочением вероучительных вопросов, а Феодосий Великий не объявил христианство единственной законной религией империи?
И так, представляется, что у торжества христианства на Западе было несколько причин:
во-первых, христианство никогда не достигло бы монопольного положения не имей оно постоянной и достаточно сильной государственной поддержки в лице римских императоров после Константина Великого и монархов Европы. Но, конечно, помимо этого было что-то в новой религии, что привлекало в неё неофитов. Не пытаясь изобретать велосипед, укажу на ещё две причины обращения к христианству язычников даже в периоды гонений:
во-вторых, духовная жизнь римского общества поздней античности находилась в глубоком кризисе. Ещё греческие философы подвергли сомнению само существование богов, римская власть, пытаясь спаять всё расширяющуюся империю, необдуманно вводила богов всех покорённых народов в пантеон, что приводило, так сказать, к "измельчанию" языческих божеств. Как это не банально звучит, но христианство заполняло религиозный вакуум. Правда в этом благородном деле у христиан были серьёзные конкуренты в лице гностиков, не менее гонимых, как римской властью, так и ортодоксальным христианством, митраизма, весьма популярного, скажем, в римской армии, манихейства и ряда других.
И третье, полагаю, самое главное, христианство несло совершенно новые парадоксальные идеи о спасении и свободе, о любви и милосердии. Они должны были изумлять язычников античного мира ни чуть не меньше, чем Савла на пути в Дамаск изумило явление ему Христа.
И так, если совсем упрощать, вот причины, по которым христианство победило язычество в Римской империи (оставим в стороне вопрос, касающийся того, что заставило Константина Великого, а вслед за ним короля Хлодвига, великого князя Владимира и многих других, обратиться к христианству). Теперь посмотрим на Восток. Ни одна из указанных причин торжества христианства здесь не срабатывает. Здесь существуют не менее, а то и более, древние традиционные религии: буддизм с различными течениями, в том числе ламаизмом, индуизм, синтаизм, конфуцианство (последнее - лишь условно религия), властям нет ни какого резона продвигать христианство, даже если оно формально разрешено, кроме того местные культы вовсе не переживают кризис, а если сравнивать с современным положением христианства в Европе, так и вовсе процветают. И, наконец, многие новые для античного общества идеи христианства так или иначе присутствуют в традиционных религиозных концепциях Востока. Так что христианство лишено здесь той притягательной силы, которой оно обладало в первые века НЭ в Римской империи.
Из чего я делаю вывод, что можно говорить об эволюционном преимуществе одной конкретной религии перед другой, но нельзя говорить о преимуществе монотеизма перед язычеством.
Ну, с этим-то вряд ли кто будет спорить. По нынешним толерантным временам шаманизм в Забайкалье и у народов крайнего Севера ни кого уже не шокирует. Да и раньше особенно не шокировал, как говаривал Петр Великий по поводу старообрядцев: "Пусть хоть кулаком крестятся, лишь бы налоги платили" (правда, в свободное от благодушного настроения время, этот монарх был весьма нетерпим).
они даже празднуют каталическое Рождество ) сама видела)
И не только в Китае, в Японии тоже, и не только рождество, но и хеллоуин и вылентинов день. Но это всего лишь "ещё один повод для веселья". У англичан есть такая поговорка "Это как рождество без Христа" - учень удобная в хозяйстве вещь. Говорит ли это о свободе вероисповедания в Китае - возможно. Говорит ли это о многочисленности католиков в Китае - вовсе нет.