В Письме 154 (25 сентября 1954) есть такой абзац (по поводу Прямого Пути):
But the promise made to the Eldar (the High Elves – not to other varieties, they had long before made their irrevocable choice, preferring Middle-earth to paradise) for their sufferings in the struggle with the prime Dark Lord had still to be fulfilled: that they should always be able to leave Middle-earth, if they wished, and pass over Sea to the True West, by the Straight Road, and so come to Eressëa – but so pass out of time and history, never to return. (курсив мой)
Проблема, как это часто бывает с письмами Толкина, – в нечеткости формулировок и в противоречии с тем, что он писал позже elsewhere.
В «Quendi and Eldar» (ок. 1959–60) и во многих других местах сказано, что эльдар – это все эльфы, которые решили уйти от Куйвиэнен, следуя за Ороме, чтобы в конце концов попасть в Валинор. Неважно, дошли они сразу или нет. Нолдор, телери, синдар, фалатрим, нандор и прочие – всем было обещано, что, если они решат отправиться в путь, они смогут попасть в Валинор. Амрот, Нимродель, Леголас – потомки синдар (или даже нандор, неважно) – имели полное право уплыть, и Леголас говорит, что зов Моря рано или поздно зазвучит в их сердцах.
Авари – это те эльфы, которые еще на берегах Куйвиэнен решили, что в Валинор не пойдут. Возможно, это означает, что они сделали свой irrevocable choice (бесповоротный, окончательный, неотменяемый выбор)?
Проблема в том, что в Письме 154 именем «эльдар» Толкин, похоже, называет только Высших эльфов, т.е. тех, кто уже побывал в Валиноре. А, с другой стороны, в этом же письме, в следующем абзаце Толкин пишет, что из всякого правила могут быть исключения, и даже смертные порой могут уплыть.
Так что вариативность текстов, как всегда, открывает большой простор для интерпретаций.