У эльфов такой праздник каждый день и не надоедает, если их жизнь длинная, и они не слишком торопятся, вкушая, вкусить мёду. Рано или поздно (в Средиземье) надоедает жить и эльфам: людям это невдомёк, они за свою короткую жизнь не понимают, как может надоесть жить? Дело в том, по-моему, что вариантов очень много, но они сводятся к вариациям двух способов: жить и наслаждаться обществом других, жить и наслаждаться самому.
Крайние варианты - принимать и любить всех, либо отвергнуть и ненавидеть всех. Ненависть вовсе не предполагает убийства, напротив, если всех убить, то некого будет ненавидеть. Одному жить скучно, вариант с Мелькором, который всегда хотел всех убить и созерцать пустую арду, Толкиен отверг. Мелькор хотел править, как и валар, он хотел иерархии, чтобы были высшие и низшие, как и валар. Разница, как я полагаю, не в том, что Мелькор отвергал и ненавидел, а валар любили, тут скорее наоборот, а в том, что он, как Властелин, может позволить низшим по иерархии, а что не может.
Например, про валар нельзя сказать, что они не позволяли эльфам убивать эльфов, пусть бы это убийство было де-факто лишь игрой: тела ведь можно восстановить. Дело в другом, в том, что такая игра позволяла бы нарушать иерархию, и со временем добрались бы и до них, поэтому на убийство в Валиноре валар смотрели крайне отрицательно. В Средиземье, там пусть убивают, может и Мелькора убьют, а тут - ни-ни.
У Мелькора позиция была шире: он создавал зубастых шипастых тварей, вроде драконов, чтобы населению веселей жилось: ну что интересного в охоте на лань, у которой ни рогов, ни клыков, что такого забавного поймать зайца и съесть? Для бессмертных Мелькора и его друзей балрогов, равно как впрочем для Оромэ, Тулкаса, да и Мандоса-Намо, удовольствие от простых вещей никуда не делось (помучать кого-то в Ангбанде в живом виде или в Мандосе в мертвом, неизвестно, что хуже, физ.пытки или муки совести), но хотелось нового, свежего. Манвэ своих коллег как-то сдерживал в творчестве, не в последнюю очередь, чтобы они не распылялись на атомы Арды, сохранили силы (ну все таки они Силы Арды), а Мелькор бесшабашно (т.е. без выходных по субботам) творил и творил всякую мерзость забавную, и диалоги придумывал, как для Глаурунга. Нет, ну прикольно же: кто бы еще так поиздевался над Турином? Самого Турина лично Мелькор мог поймать множество раз, мог выслать за ним спецотряд (и, как бы высылал - надо же развлекаться), но почему-то Турина так и не словили, хотя что проще, просто выпустить в него спящего у себя со своими бандитами тучу отравленных стрел, как в Исильдура, да зачем стрелы, подослать к нему девицу с ложной памятью, Турин любит девиц, она его и отравит за обедом. Способов множество, но Мелькор выбрал Глаурунга, да так, чтоб и Турину не совсем уж обидно было. Игры богов, они же непонятны простым смертным, даже и непростым. Валар стояли в сторонке, болели, делали ставки. Может, советы давали, как лучше Глаурунгу диалоги прописать.
Надо сдерживать себя, быть довольным малым (как эльдар-ваниар учили валар), или жить на полную катушку (как жил хромой, вечнораненый Мелькор-моргот? Оромэ сам привел эльфов в Валинор, тем лишив их средиземских развлечений, которые сам предпочитал. В том числе охоты/убегания на/от существ, на которые можно было охотиться/которые набегали. Средиземье, если смотреть пристально, было вполне себе Адом: приходит тварь ночью и утаскивает, а у тебя ни копья, ни щита, не говоря уже о клыках: ты же песни поёшь под небесами благого мира. Или днём приходит. Мелиан там много тысяч лет это все наблюдала, в итоге - неизбежно - вступила в гонку вооружений, создала щит (Пояс Мелиан) и меч (например, Лутиэн, а также пропустила Берена в Дориат).
При этом валар в эту гонку - судя по всему - вступили намного раньше, если смогли выставить подготовленную армию ваниар (которые, вообще-то, должны у ног валар сидеть, а не тренироваться с мечами в доспехах - где они их взяли вообще? не было ведь у них ничего при Феаноре) и нольдор, которых должно было быть много меньше, чем средиземских нольдор, вообще не принимавших участия в Войне Гнева. И вот эта армия добрых и ласковых эльфов, которые только и делали, что молились и постились, уничтожила подготовленное, закаленное в 400летних боях войско Мелькора из людей и орков, при том, что никто из людей на стороне Валинора не воевал (эдайн были разбиты, а дунлендинги в поздних версиях всецело на стороне Ангбанда). Конечно, эльфы были не одни, с ними были "множество птиц" и Эарендель на своём летучем корабле, ну и Эонвэ с воинством. Но это ли не странно?
В Амане тоже было достаточно "лиходейских тварей", Унголианта, она там же в Амане и проживала компактно, в южной пустыне Аватар (вот ведь Профессор, шутник), но вот никто ее не трогал, не охотился на неё. Косилась на Деревья, облизывалась.
Видимо, берегли для особого случая. Или всё у валар с Мелькором оговорено было: мы тебя выпускаем, не подсматриваем, ты нам учиняешь заварушку, а то тухнем тут без движухи...
То есть, повторю, варианта два. 1) Счастья и свободы (это одно и тоже) не должно быть мало, берите сколько хотите, это Мелькор (и ебн). Захотел съесть товарища - кушай. Товарищ не жадный, себе новое тело создаст, еще получше, потом тебя съест. Или не съест, лапы поломает, да так и бросит, отрастишь потом. Анархия-мама сынов своих любит. Причем люди - особый случай, с ними бессмертным так нельзя: они слабенькие, по-настоящему смертные, их можно и нужно мучать, но другими, смягченными (и длительными) способами. Убийства - только одна из множества игр, можно скрещивать орлов с крокодилами, выводить драконов. Можно создавать существ, которые от света каменеют - весело же: посветил, он и в камень, а раньше-то, раньше, здоровый был такой, думал, непобедимый. Можно спариваться и поедать любимых, а можно вообще никого не убивать, сидеть с сильмариллем в короне, и радоваться, как вокруг жизнь кипит и трупы разлагаются.
Или - 2) надо себя ограничивать, потому что ведь хочется еще и еще, аппетиты растут, так и начальство в итоге скушать захочется - а должна ведь быть иерархия! Если ты убьешь кого, он тебя убьет, потом ты опять его, он тебя - это же анархия! Трупы это плохо, не надо трупов - они воняют, неэстетично смотрятся. У наших летающих тварей должны быть перышки. А что тут еще за гномы страшненькие? Пусть в горе сидят, камень добывают, будут пусть повернуты на минералах. А эльфы должны быть прекрасные (вот список прекрасного, все должно быть), по-нашему прекрасные. Ни бивней, ни рогов, жвала небольшие, ручки-ножки-носики пропорциональные. Оленя надо ловить в капкан, чтобы посидел там пару дней, или убивать из лука и загонять, чтоб умер скорее не от ран, а от разрыва сердца. Не когтями-клыками рвать, это неприлично. и т.д.