Но полагаю, источником эффекта "остановки времени" (в том же Кветлориэне у Галадриэли) были не носители эльфийских колец, и не даже не сами эльфийские кольца. Источником был воплощенный айну, в данном случае - Саурон, по тому же принципу, что и Древа валар в Валиноре, как Пояс Мелиан в Дориате.
Это и есть настоящая Сила, настоящая Власть: распоряжаться жизнями и смертями существ так, чтобы они сами хотели этого, чтобы они зависели от тебя. Назгул были рабами Саурона, они служили ему потому что он привязал их к миру, подарил им некую "призрачную плоть", благодаря которой они все еще могли существовать, пусть и совсем иначе, чем живые. Свобода воли у назгул была, судя по речам Короля-Чародея, но она была подавлена невозможностью действовать как-то иначе, чем хочет их Господин: это подобно поведению ангелов Б-га из Торы, которые разумны, и свободнее людей в некоторых моментах (в вопросе смертности, в смысле невозможности восстановления тела, например), но будучи Его посланниками, точно также как и люди не могут превозмочь Его волю, потому что Господь аккуратно, но сильно держит своих рабов за что-то такое. Как и людей, но по-другому.
Если бы Мелькор и Саурон хотели #всехубить #уничтожитьвсёживое, они бы это сделали, или попытались: у мелькора был шанс в Валиноре, и его балроги могли перебить множество "ненавистных нольдор". Но Мелькор убил только одного Финвэ, который ослушался его приказа. Если бы Саурон хотел убить Лутиэн и Берена, этот дух-садомазохист выслал бы сразу стаю волков, и они бы растерзали Хуана, а не посылал их по одному, наслаждаясь насилием и смакуя очередную смерть. Нет, Саурон причастил Лутиэн смертью, сделал её (как хозяйки Хуана) убийцей, такой же, как он сам. Это и есть - овладеть душой. Просто убить тело - какой с этого прок? Мелькор пропустил Лутиэн к себе в Ангбанд с этой же целью обращения - и он добился своего, Лутиэн в итоге стала смертной. Смертные люди (пока они живы, конечно) = рабы мелькора, автоматически, согласно воле Эру Илуватара. Когда Толкин размышлял, почему Лутиэн и Берен так запросто завладели Сильмарилем, и им дали уйти, он вполне мог рассудить (на сам.деле я уверен в этом), что Мелькор намеренно пожертвовал сильмариллем, в бесполезности которого он давно мог убедиться (его раны не заживали), ради кровавого месива, которое грядет после обретения эльфами камня.
Мелькору и Саурону нужны были рабы: потому что они хотели быть Господами, князьями мира. Рабы должны быть счастливы от самого факта, что ими владеет их Господь, стиль и качество жизни рабов может быть любым, но рабы должны радоваться наличию и присутствию их господина, служить ему, следовать его воле - по собственному желанию, иначе это будут снова големы-роботы.
Это возможно только если у рабов нет чего-то, что есть у Господа. Способ известный: сделай плохо, а потом верни как было, ну почти. Если долго и больно пытать, а потом снизить градус пыток, жертва преисполнится благодарности.
Можно закрыть предприятия, не платить годами зарплату, устроить гражданскую войну - а потом прекратить, снова запустить производство: и народ полюбит такого благодетеля.
Хурин освобождённый не стал лучше относиться к Мелькору не потому, что он-де видел насквозь, а потому, что он изначально был и всегда оставался его, Мелькора, рабом, это признал сам Эру Илуватар, когда проклял/одарил людей короткой жизнью, по принципу Карандышева, "так не доставайся же ты никому".
Без разумных и одушевленных рабов какой смысл в правлении Ардой? Что толку править камнями? Можно и камни населить душами, дух реки, одушевленные деревья, но все же это не то. Люди, падшие частицы горнего мира - вот где клад зарыт, это сокровище, истинный смысл пребывания в Арде великих духов, их цель падения в материальность. Мелькор продал душу в обмен на возможность быть господом людей, и ни разу не пожалел об этом. Валар попытались стать господами эльфов, но заманить-соблазнить удалось далеко не всех. В числе даров, которые посулили эльфам валар, были и жизни людей, которых валар бросили на произвол судьбы, точнее, оставили Мелькору и Саурону. Показателен пример с Нуменором, который валар в итоге принесли в жертву ради блага Валинора (но Эру Илуватар рассудил по-своему).
Однако, валар заботились о
своих эльфах. Валар создавали для эльфов новые тела, создали благоприятные условия - все для того, чтобы эльфам не пришло в голову покинуть их. И все же это произошло.
У Саурона хватка была намного крепче, потому что людям, во-первых, некуда было уходить: в отличие от возможности эльфов уйти из Средиземья в Валинор или обратно (валар против, но технически это было возможно какое-то время, и Мелькор-Саурон не был против возвращения, даже и за), люди были заперты в Средиземье самими валар. Т.е. в случае людей их волю ограничивал не только и не столько Саурон, сколько закон валар, недопускавшие людей средиземья ни в Валинор, ни на Тол-Эрессеа, ни даже на остров Нуменор. Если бы границы были открыты, Мелькору и Саурону настал бы конец очень быстро: но люди не знали никакой другой жизни, кроме той, что у них была: жить в муках, создавать новых людей себе на замену и умирать, полагая, что это и есть норма, что так устроен мир и что он и должен быть таким, признавая Господом Мелькора (под любым именем) и его Закон.
Добавлю, что из этих рассуждений следует вывод о причинах убийства Кэлебримбора: без ведома Саурона и вопреки его воле Кэлебримбор создал волшебные артефакты, останавливающие или сильно замедляющие время, т.е. процессы эльфийского старения, "уставания от мира". Сделать это можно было только с помощью истинно (а не в пределах Арды, как психики-эльфы) бессмертного существа, все разговоры что-де "кольца у Кэлебримбора были добрые-добрые" - для непосвященных. Цели, которые преследовал Кэлебримбор, были действительно другими, и цель другая, чем у прочих колец, созданных в присутствие Саурона, но способ, метод - тот же самый. И этот метод, видимо, забирал силу у Саурона, делая его слабее, рассредотачивая его, как это было с Мелькором. Саурону это очень не понравилось, Кэлебримбор своей алхимией трех колец, вытягивающей силы Саурона, причинял Саурону боль: поэтому Саурон в гневе убил его, не найдя колец и не имея возможности убрать источник этой утечки силы. Отправил экспрессом в Аман, и только лишь.