Келеборн долго жил в бессмертном (благодаря майа Мелиан) Дориате, огражденном от прочего Средиземья (и возможно, останавливающего старение: все таки Лутиэн вышла замуж далеко за 2 тыс лет), затем Кэлебримбор запилил для Галадриэли волшебное кольцо с пом.Саурона и был им выпилен, а вот её муж, вместо того чтобы объесться груш, снова получил бонус к сроку жизни. То есть, долгие сроки жизни эльфов в Средиземье - по такой логике - могли быть возможны только благодаря кольцам. Кирдан, один из старейших эльфов (примерно как Элу Тингол), был седым и с бородой: кольцо он только хранил и совсем недолго. Леголасу лет было тоже немало (>500 лет солнца), кольца ни у него, ни у отца (Трандуила) не было, но, видимо, 3 эльфийских кольца работали удаленно, обслуживая всех эльфов, а не только непосредственно причастных. Будучи завязанным на главное Кольцо Саурона, эта сила не давала эльфам стареть, как только кольца потеряли силу, все эльфы тут же засобирались "уплыть", некоторые, правда, собирались подольше.
Мелькор уничтожил Два Дерева Валинора не потому что не хотел, чтобы эльфы жили долго и счастливо. Он не хотел, чтобы эльфы жили долго и счастливо в Валиноре. Понятие "долго" и "счастливо" у разных валар могло быть разным, но Мелькор определенно хотел, чтобы его Средиземье было заселено, в том числе и эльфами: он воевал с нольдор, которые желали его смерти, но вот геноцид всех прочих эльфов, особенно не-эльдар, ему был не нужен. Если бы с Маэглином получилось, Мелькор-моргот получил бы лояльное королевство эльфов-эльдар.
Его, Мелькора, "рассеяние" в материи Арды, "умаление" было следствием того же самого, что случилось у валар: он хотел влиять на природу людей (и эльфов, но с ними ему было сложнее работать, т.к. валар в них вцепились). Валар не смогли создать новых Светильников, не создали новых Древ - они отдали свои силы, стали слабее. Все что они могли после уничтожения Древ - поддерживать жизнь в Валиноре, оградить свою страну от тления (и изменения). Сильмарили нужны были Мелькору для Средиземья: они, как позднее кольца Саурона, поддерживали некий "уровень бессмертия", или по кр.мере, Мелькору хотелось в это верить. Людей, впрочем, это не коснулось - ни камни, ни кольца эльфов людям счастья не прибавили, разве что сделали отдельных людей кольцепризраками.
Что меня больше всего умиляет, это то, что Мелькору в бессмертный Валинор было можно, а вот смертным людишкам - нет. Был ли Мелькор смертен, т.е. привязан к своему телу, до и во время срока заключения в 300 валианских лет? Кстати, эти 300 валианских лет теперь превращаются в 300*144 = 43 тысячи двести лет, так-то. Свет дерев был целебным, это была сила валар, которую валар, выходит, тратили в т.ч. и на исцеление Мелькора - они надеялись, что он "исправится", т.е. перестанет считать себя лидером валар (коим они сами его не считали), т.е. Князем мира, но признает себя последним и слабейшим, однако, в числе валар.
Так оно и было поначалу. в 1400 Э.Д. Мелькор вышел на свободу, в 1495м он сбежал с камнями. 95*144 = 13 тысяч 680 лет он провел в Валиноре на свободе, итого без малого 57 тысяч лет в Амане.
Можно представить (в порядке объяснения), что скован он был цепью - потому что уже до тюрьмы не мог покинуть тело. Но за 13 с лишним тыщ лет в в свете древ Валинора он снова окреп, и мог менять облик. Иначе я не могу не объяснить, зачем и как его сковали цепью, если он все еще был свободный дух.
Т.е. до отсидки Мелькора вполне можно было убить. Мелькор затем окончательно растерял восполненные было силы - он ведь и драконов насоздавал, и был казнён - лишён тела, которого сам уже создать не мог.
Из этого следует, что Мелькор стал подобен эльфам или даже людям - которые сами себе тел создать не могли, в отличие от майар (и валар до рассеяния-умаления). Мелькор стал смертным. Но зачем Мелькора снова вести в Аман, куда закрыт доступ смертным и казнить его именно там, на священной земле? Возможно, при убийстве такого сверхсущества, пусть и ослабленного, выделялась некая энергия, которую валар хотели использовать - но это вряд ли. Вернее всего, они хотели принести Мелькора в жертву своему настоящему Господину, Эру Илуватару, и сделать это в святилище Эру, или хотя бы неподалеку.