Тут оффтопик у меня, возник по прочтению Nome у Curumo, это так, мысли.
Самый же занятный вопрос - с чего бы Саурону "окончательно уничтожиться" после разрушения Кольца? Наоборот, логично ему было бы получить свою силу, вложенную в Кольцо обратно. Саурон собирал кольца, отбирал их у гномов, тратя на это ресурсы, не просто так. Возможно, чувствовал, что рассеивается, и может быть, он уничтожал кольца, чтобы вернуть силу, собрать опять воедино?
Все же думаю, что история с кольцами выглядит принципиально иначе. Кольца - это артефакты Востока, из 1001 ночи, это волшебные алхимические вещички, которые выполняют желания - потому что хозяину кольца служит джинн (возможно, ифрит) - настоящий раб кольца. Демон кольца. Т.о. по этой версии в кольцах сидели некие духи, и полезная работа колец выполнялась ими, а не некоей силой Саурона, суть которой была в том, чтобы этих духов к этим кольцам привязать. Кэлебримбор был обучен этому алхимическому ритуалу Аннатаром-Сауроном. Подобные вещи описаны во множестве в соответствующей "оккультной" литературе, и Чарльз Уильямс их практиковал, он же был маг, наподобие как кто-то из истари, например. Уильямс был еще тот колдун, колдовал неслабо, и повлиял на результат Второй мировой войны (по крайней мере, он сам выражал на это надежду).
Саурон т.о. образом научил и помог эльфам-мирдайн зачаровать кольца, т.е. подчинить неких служебных духов - кроме трёх, которые Кэлебримбор зачаровал лично. Каких уж таких духов привязал к своим кольцам Кэлебримбор, загадка, но Саурону это очень не понравилось. Некромантия - именно так называется то, чем был занят Кэлебримбор без присмотра своего Учителя у католиков, в других школах эта наука называется Алхимией, Великим Деланием и прочими непонятными терминами.
Если бы Кэлебримбор отдал кольца или уничтожил плоды своей деятельности - Саурон, возможно, простил бы его, лучшего своего ученика. С другой стороны, Саурон мог специально спровоцировать Кэлебримбора на этот род деятельности: упрекать в отсутствии проницательности и расчетливости Саурона рискованно, просчитать, что лучший друг Галадриэли сотворит для неё, едва научившись Искусству - очень просто.
Соответственно, Саурон ждал, пока Кэлебримбор сделает то, что он сделал. Манипуляции с духами/душами были запрещены (валар) эльфам, за это следовало наказание. Саурон не был эльфом, и на него это всё не распространялось: он мог творить что хотел, он был свободный дух, главный по обеспечению порядка в Средиземье, архимайар Эонвэ, и то не мог его арестовать или хотя бы хорошенько стукнуть: ударить-то некуда, нематериальные ребята. При этом существа уровня Саурона могли убивать эльфов пачками ну или - как посмотреть - активно противодействовать добропорядочным эльфам, чтобы те казнили злонамеренных орков, а потом - внезапно раскаяться, и все, прощены. Вот я Эол, я тут жену убил - но я же раскаялся! Чистосердечно. Что убил, не хотел убивать. В остальном не раскаялся, а в этом - всецело. Ну так повесили Эола за яйца, простите, тут же. А Саурона - нет, он пассажир первого класса, высшей категории населения.
Ну то есть, идея моя, от которой я не могу отказаться уже довольно давно: служебные духи, вроде Саурона, карают тех, кто этого заслуживает - по воле Эру Илуватара. Те, кого карают, впрочем, преступают Закон Эру Илуватара тоже по воле Эру Илуватара, но это нормально. Кэлебримбора казнил Саурон за дело: возможно, Кэлебримбор подчинял кольцам каких-то своих коллег-мирдайн, забирал у них жизнь, приносил в жертву, не знаю. Так просто ничего ниоткуда не возьмется, действие равно противодействию. Всегда нужна жертва, если хочешь что-то получить, и жертва всегда главнее и больше, чем результат, который в итоге оказывается бесполезным мусором, как те же эльфийские кольца в конце 3й эпохи.