Фантазии Могултая легко разбиваются фактом, учреждения Сауроном в Нуменоре культа Мелькора, в конце 2й эпохи, а не своего собственного. Став верховным жрецом и представителем Мелькора-моргота на земле, подобно тому, как Манвэ - наместник Бога, Саурон однако, не объявил или не успел объявить богом себя самого. Это не имело смысла - Саурона все хорошо знали, его взял в плен король Нуменора, он не был богом.
Рассуждая о возможном предательстве Сауроном Мелькора в конце 1 эпохи и приводя странную (как по мне) аргументацию, почему-то забывают обстоятельства, при которых Саурон был отпущен Эонвэ на все четыре стороны. Мандос, Манвэ и их слуга Эонвэ - если он все еще был действительно подчинен им - должны были знать, как Саурон замучал эльфов и Финрода, от самого Финрода, а также о прочих злодеяниях. Тем фантастичнее выглядит версия "приходи своим ходом на суд". С моей точки зрения, это лакуна автора, которую он планировал заполнить позже, или не захотел. Могултай и следом Старый Тук пытаются объяснить эту несуразицу, что Саурон предал Мелькора, и за это посланник валар Эонвэ отнесся к нему снисходительно. Это вроде бы логичное объяснение - предатель предаст снова - но ведь Саурон-то как раз Короля Арды до того не предавал: он просто считал Королём Арды Мелькора, а не Манвэ, и с его точки зрения предатели те, кто последовали за Манвэ и объявившими себя нелояльными его, Саурона, Господину. Ни повелитель котов Тевильдо, ни другие ранние тексты не убеждают читателя в склонностях Саурона играть в свою собственную игру.
Если уж рассуждать о предательстве, можно обратить внимание на фактическую передачу власти от Манвэ к Эонвэ. До Войны Гнева валар лично участвовали в битве. Теперь же даже Тулкас, для которого сражение, драка - это сама его суть, не принимает участие. Войско ведет Эонвэ, Эонвэ отпускает Саурона - именно отпускает. Его отговорка, что он не может судить равного себе для внимательного читателя выглядит как раз как самоличное решение. Если бы Эонвэ действительно не мог решать этот вопрос, он бы задержал Саурона для суда: но Эонвэ самолично решает отпустить его.
Если смотреть на смену власти новым поколением воплощенных айнур, то в Валиноре, а не в Ангбанде. Балроги управлялись Мелькором напрямую, служили ему всегда, даже когда была отличная возможность подставить Господина: сожрала бы Мелькора Унголианта, как хорошо, но вот нет. Саурон пользовался полным доверием Мелькора и служил ему точно так же. Не вижу причин искать предательства там, где его нет. Саурон, балроги и Мелькор все были повязаны одной цепью, хотя и закован был в итоге один Мелькор. Почему Эонвэ отпустил Саурона - это сложная, отдельная проблема, которая требует внимательного анализа источников, а не фантазий в стиле Могултая.