Мы знаем, что фэа эльфов и людей после своей смерти отправляются в Чертоги Мандоса. Тут разночтений нет.
Также известно, что эльфы, оставшиеся в Средиземье рано или поздно станут увядать, истаивать и в конце-концов превратятся во что-то бесформенное, подобное духам. Тоже, наверное, без вопросов.
Но существует нечто промежуточное. И тут уже возникают вопросы.
Например, сущности, которые проявляют активность в районе Мертвецких топей. Что это такое? Почему такая аномалия возникла, причем массово? Вероятно, там "застряли" фэа как людей, так и эльфов. Едва ли это могло быть что-то другое. Но почему застряли, почему не отправились в Чертоги Мандоса и неужели у них оставался выбор остаться в таком виде, а не следовать естественному ходу вещей?
С мертвыми Дунхарроу, по крайней мере, всё относительно понятно. Их удерживало наложенное проклятие.
Куда более необъяснимый случай и схожий, но в то же время сильно отличающийся от Мертвецких топей - это умертвия Кардолана.
Вот природа этих существ мне вообще непонятна. Более того, что выгодно отличает их от предыдущих примеров - так это наличие физического воплощения. Чем-то они очень схожи с назгул(только они не умирали).
Ясно лишь что они, предположительно, являются результатом колдовства Короля-Чародея. С другой стороны, не слишком ли это за пределами власти даже такого могущественного колдуна: выдёргивать с того света фэа и что ещё более невероятно - наделять их неким подобием хроа?
В общем и целом, каждый из приведённых примеров игнорирует или противоречит фундаментальным законам Арды. Причём по возрастанию: истаявшие эльфы всего лишь не отправляются куда им положено отправиться после смерти. В Топях мёртвые создают иллюзии, худо-бедно воздействуя на живой мир. А умертвия так и вовсе способны изгнать живых из целого региона с помощью физического воздействия.
Не встречал у Профессора объяснений относительно такого аспекта его вселенной. Существуют ли такие?