С согласия Эру они выбрали посланцев столь же высокого, что и они сами, рода, но облачили их в тела как у людей, настоящие, не иллюзорные, подверженные страху, боли, земной усталости и насильственной смерти, способные ощущать голод и жажду, но, хотя от многолетних трудов и забот они старились, их благородный дух не давал им умереть.
И все эти инсинуации справа и слева про Гэндальфа в духе... Умер он от ожогов и ран в своём теле, в своё же тело и вернулся. И тело воскресло. И незачем гностическую сову тянуть на глобус Арды. Аллюзия Профессора тут вполне чёткая.
Тема началась с этого вашего сообщения, Ст.Тук., но объяснить, как это подтверждает вашу точку зрения, что Гэндальф был в настоящем теле-hroa, а не в оболочке-fana, вы так и не удосужились. Как это подтверждает, что Гэндальф воскрес ровно в том же самом теле - не удосужились.
"тела как у людей" может означать что угодно. У многих валар и майар были тела как у людей. У Тулкаса и у Саурона были тела как у людей, с руками и ногами, но это было нечеловеческое тело, это была имитация, fana. Такое искусственное тело-fana можно потрогать (но не долго, как в случае Гиль-Галада), оно было вполне реальное. Как оболочка андроида, человекообразного робота. Оператор такого тела чувствовал боль, усталость, если сенсоры на теле ему передавали боль и усталость, чтобы знать, какой еще ресурс остался у этого искусственного тела. А могли и не чувствовать, если это им мешало. Это было тело не из плоти и крови, оно не было привязано к еде, питью, дыханию, это тело было под полным контролем духа, но никак не влияло на этот дух, в отличие от hroa эльфов и тел людей. Эльфы тоже уставали, и тоже могли отключать боль, но в отличие от искусственного тела Гэндальфа их тела были привязаны к духу и влияли на него сильнее, не говоря уже о людях.
Эльфы не могли материализоваться в Средиземье, на Имбаре, как это сделали истари, а Гэндальф сделал дважды. Ни один эльф не вернулся из Валинора после конца 2й эпохи, когда Валинор перестал существовать в материальном виде.
Гэндальф "умер от ожогов и ран", как вы пишете, когда убил балрога, не раньше. В теле из плоти и крови он умер бы сразу же, упав с моста - о чем и подумали его компаньоны, но они тогда плохо представляли, что такое Гэндальф. Терминатор отдыхает. В настоящей, не иллюзорной fana, как у людей. На вид. Слова "Могучий дух не давал телу умереть" можно трактовать как "не давал умереть после падения с небоскрёба" - Гэндальф упал с большой высоты, ни эльф, ни человек не выжил бы. Пруф: уже было такое, Глорфиндель сцепился с балрогом, оба упали в пропасть и погибли. (Откуда инфа,что тот балрог тоже "погиб" - неясно, даже если оболочка балрога была разрушена, он мог её восстановить, как Саурон, пусть в худшем виде, умалившись).
Глорфинделя вернули, и он приплыл из материального еще Валинора на корабле. Гэндальфа тоже "вернули" - обратно в Средиземье, мол, иди, доделывай. Слова валар об истари "облачили их в тела" могут означать что угодно, в том числе - велели принять им вот такую форму, и никакую другую. Буквально валар облачить истари в материальные тела не могли технически - только дух может путешествовать через миры. В Валиноре 3й эпохи никаких тел не было ни у кого. Создать тело на месте валар теоретически могли помочь, но зачем, если Гэндальф и до того прекрасно принимал форму "как у эльфов"?
Гэндальф действительно «умер» и был преображен: и это кажется мне единственным настоящим надувательством — изобразить то, что может быть названо «смертью», как если бы оно не имело ни малейшего значения. «Я — Г. Белый , возвратившийся из пределов смерти». Возможно, ему скорее следовало сказать Гнилоусту: «Я не для того прошел сквозь смерть (не «огонь и воду»), чтобы перебрасываться лукавыми словесами со слугой». И так далее. Я мог бы добавить еще многое, да только оно посодействует лишь разъяснению (возможно, занудному) «мифологических» идей, существующих в моем сознании; боюсь, оно не устранит того факта, что возвращение Г., так, как оно представлено в этой книге, — «недочет», который я вполне сознаю и, возможно, не исправил лишь потому, что недостаточно постарался. Но Г., конечно же, вовсе не принадлежит к людскому роду (он — не человек и не хоббит).
Можно заметить, что точно так же "небрежно" Толкин передал и "смерть" Саурона в Нуменоре, которое было всего лишь сменой оболочки, как и в случае Гэндальфа.