Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Автор Тема: Что хуже: добро или зло? Что это такое.  (Прочитано 47493 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Bindaree

  • Гость
HG,

Цитата:
Если рассматривать это как объективный закон природы, а не как представление человека о ней.

Хм...пожалуй, это не существенно - все равно мой вариант  :)

Цитата:
Если индивид принял догмы (верит), ему нет нужды их рационально доказывать.
 
только 2*2 он может проверит,а догмы - нет :)

Цитата:
Разве жалость - это инстинкт? Но и не институт тоже.  Поэтому я применил нейтральное "понятие".

Вполне возможно,что и инстинкт :)

Цитата:
Теперь Вы признаёте, что христианские заповеди (которые являются моральными нормами) - институт?
 
Как бы это дико не звучало - нет :)

Цитата:
Я принципиально не замкнул. Т.к. связь "институт"->"мировоззрение" не столь прямая и категоричная, как между остальными членами цепочки.

Ну,Вы понимаете,что я не согласна :)

               

               

HG

  • Гость

Цитата из: Bindaree on 11-10-2005, 18:28:51
только 2*2 он может проверит,а догмы - нет :)

Не суть. Он их принял на веру. У нас же формирование понятия добра - субъективно.

Цитата:
Вполне возможно,что и инстинкт

А у животных она есть?

Цитата:
Как бы это дико не звучало - нет

почему?

Цитата:
Ну,Вы понимаете,что я не согласна

понимаю... :( а зря...

               

               

Симагин Гендо

  • Гость

Цитата из: Coordinator on 11-10-2005, 16:12:14
 добром/злом является не производство/уничтожение предмета, а его применение


Допустим, кто-то сделал бомбу, уничтожающую жизнь на Земле. Возможно ли её применение в благих целях?

               

               

Bindaree

  • Гость
HG,

Цитата:
Не суть. Он их принял на веру. У нас же формирование понятия добра - субъективно.

Да, но люди не склонны принимать это на веру :) про 2*2 :)


Цитата:
А у животных она есть?

по Веблену  ;) в смысле инстинкт по Веблену, да  :)

Цитата:
почему?

они могут быть институтом, но только если будут исполняться в обществе. "секс до свадьбы - зло" все еще христианская моральная норма, но уже вряд-ли институт :) скорее, наоборот, институтом сейчас является "ну, вы когда обувь покупаете, вы же ее примеряете"  ;)
да, есть еще люди, которые эту заповедь соблюдают, но уже они подвергаются общественному остракизму, ага :)

Цитата:
понимаю...  а зря...

но почему? :)

               

               

Airish

  • Гость
 Bindaree,

Цитата:
есть понятие институциональной регрессивности

имеется в виду "past dependency problem"?

Цитата:
они могут быть институтом, но только если будут исполняться в обществе
 А может ли считаться обществом та часть христиан, которая эти догмы таки выполняет?

Цитата:
...

Жалость инстинктом не является. Это эмоциональное проявление, основанное на субъективном восприятиии комплекса условных и безусловных раздражителей...


HG,

Цитата:
Я принципиально не замкнул. Т.к. связь "институт"->"мировоззрение" не столь прямая и категоричная, как между остальными членами цепочки.



Мировозрение формирует такой институт как воспитание - так что цепочку можно спокойно замыкать.

Цитата:
А может ли быть абсолютное добро? По идее, да. Есть ли вещи объективно полезные для ВСЕХ людей (не какой-то группы, а для всех - по принадлежности к понятию "человек"), и объективно вредные? Видимо, есть. Отсюда: если также возможна "правильная" система ценностей (которая объективно максимизирует полезность для любого человека - относительно всех возможных альтернативных систем), то и её максимизация будет абсолютным добром. Т.е. добром для каждого человека (даже если она расходится с его субъективной ("неправильной") системой ценностей.



Объективные вещи, по сути своей, обязаны быть нейтральными. Статус полезности им придает наше субъективное восприятие. Система ценностей строится не на свойстве полезности, а на свойстве значимости.






               

               

Bindaree

  • Гость
Airish,

Цитата:
имеется в виду "past dependency problem"?

surely  :)

Цитата:
А может ли считаться обществом та часть христиан, которая эти догмы таки выполняет?
 
это зависит от того, как она по народонаселению раскидана :) если это секта в сибирских лесах - то может :)


Цитата:
Жалость инстинктом не является. Это эмоциональное проявление, основанное на субъективном восприятиии комплекса условных и безусловных раздражителей...
 
напугалась... :)




               

               

Airish

  • Гость

Цитата:

Цитата:
Жалость инстинктом не является. Это эмоциональное проявление, основанное на субъективном восприятиии комплекса условных и безусловных раздражителей...


напугалась...


Цитата из: Bindaree on 12-10-2005, 17:41:29

Цитата:
А у животных она есть?

по Веблену  ;) в смысле инстинкт по Веблену, да  :)



Инстинкт штука врожденная. Ему Веблен параллелен.
А родительский инстинкт  по отношению к эмоциям первичен.
Хотя я не помню уже какое отношение это имело к христианским догмам и субъективным критериям добра и зла : )))

               

               

Bindaree

  • Гость
Airish,


Цитата:
Инстинкт штука врожденная. Ему Веблен параллелен.
 
одно другому не мешает

Цитата:
А родительский инстинкт  по отношению к эмоциям первичен.
 
тем более - по Веблену

Цитата:
Хотя я не помню уже какое отношение это имело к христианским догмам и субъективным критериям добра и зла : )))

самое прямое!  ;D

               

               

Airish

  • Гость
По-моему уже давно пора отделить мух от котлет.

2*2 здесь вряд ли может быть аргументом, т.к. принадлежит (скорее всего) объективному миру и влиять на социум не может.

А вот христианские догматы - вопрос спорный. С одной стороны - они были рождены субъективно. Они давали оценку явлениям жизни. Но с другой стороны - они не развивались, в отличие от общества и цивилизации в целом.

Я могу ошибаться, но на протяжении многих веков христианство являлось институтом (а может и все еще является). Поэтому оно еще имеет влияние... Вопрос в том: какое?

               

               

Дикий Леcной Зверёк

  • Гость
на самом деле библию нужно просто уметь читать "между строк"
к примеру 13ая характиристика бога-карать детей за грехи их отцов-а что разве сейчас не так?
или на счёт того что человек может прожить хлебом солью и водой-тоже верно
а ситуация сложившаяся с адамом и евой-бог делал для них всё,от них не просил ничего только немного,они не оценили его слов.даже малых просьб.за это и мучаются теперь люди

там ещё много всего можно переводить а если перевести всё то выйдет путь к совершенной жизни

               

               

Airish

  • Гость

Цитата из: Airish on 12-10-2005, 18:10:17
 
Цитата:
есть понятие институциональной регрессивности

имеется в виду "past dependency problem"?



Сори, я тут маленько попутала понятия... : )

"past dependency problem" - это то, что происходит сейчас с нами, а "институциональная регрессивность" - это то, что случилось с христианством.
Хотя разница невелика... : )

               

               

HG

  • Гость

Цитата из: Bindaree on 12-10-2005, 17:41:29
Да, но люди не склонны принимать это на веру :) про 2*2

А Вам известно много людей, которые постарались бы это самостоятельно ДОКАЗАТЬ? ;D

Цитата:
по Веблену  ;) в смысле инстинкт по Веблену, да

(пытается процитировать Airish про эмоциональное восприятие)

Цитата:
они могут быть институтом, но только если будут исполняться в обществе.

Итак, моральные нормы могут быть институтами, а могут и не быть? Ч.т.д.

Цитата:
но почему? :)

Потому, что между всеми остальными звеньями связь жётская и однонаправленная. Так, рациональная система ценностей опирается на мировоззрение, но мировоззрение не может подгоняться под систему ценностей - это нелогично. Что до связи "институты->мировоззрение", то она есть, но мировоззрение может формироваться и другими факторами, в частности, индивидуальным опытом. Сел Будда под дерево Боддхи, снизошло на него "просветление" - и послал он существующие институты к едрёне фене. Это я утрирую, конечно, но суть понимаете?

               

               

HG

  • Гость

Цитата из: Airish on 12-10-2005, 18:10:17
Мировозрение формирует такой институт как воспитание - так что цепочку можно спокойно замыкать.

См. выше, про Будду под деревом Боддхи.

Цитата:
Объективные вещи, по сути своей, обязаны быть нейтральными. Статус полезности им придает наше субъективное восприятие. Система ценностей строится не на свойстве полезности, а на свойстве значимости.

Ну в связи с темой (понятие добра) мы все объективные вещи рассматриваем в отношение человека. Иначе антропоморфизм получится.
Так что "объективно полезный" здесь означает "полезный для каждого человека". Что, такого не бывает? Бывает. Так, жёсткое излучение объективно вредно действует на здоровье. ;)
Система ценностей, в которой значимость совпадает с "объективной полезностью", архиправильна.

               

               

Airish

  • Гость

Цитата из: HG on 13-10-2005, 13:41:56
 Сел Будда под дерево Боддхи, снизошло на него "просветление" - и послал он существующие институты к едрёне фене. Это я утрирую, конечно, но суть понимаете?



Если Будда просто будет продолжать сидеть под деревом, существующим институтам будет от этого ни горячо, ни холодно.

А вот если он организует свою школу (монастырь или что-то там еще), будет пропагандировать свое новое мировозрение... т.е. воспитывать своих последователей. Тогда что получится?

Цитата:
Так что "объективно полезный" здесь означает "полезный для каждого человека". Что, такого не бывает? Бывает. Так, жёсткое излучение объективно вредно действует на здоровье. ;)
Система ценностей, в которой значимость совпадает с "объективной полезностью", архиправильна.



Значимость с объективной полезностью совпадает редко. Причем значимость даже вредность настолько перевешивает... Ради значимости люди готовы игнорировать и "жёсткое излучение", и много других объективно вредных вещей.


               

               

HG

  • Гость

Цитата из: Airish on 13-10-2005, 15:52:17
Если Будда просто будет продолжать сидеть под деревом, существующим институтам будет от этого ни горячо, ни холодно.

А вот если он организует свою школу (монастырь или что-то там еще), будет пропагандировать свое новое мировозрение... т.е. воспитывать своих последователей. Тогда что получится?


Тогда всё получится по нашей цепочке. Слева-направо. Но изменение произошло именно в первом сегменте - в мировоззрении.

Цитата:
Значимость с объективной полезностью совпадает редко. Причем значимость даже вредность настолько перевешивает... Ради значимости люди готовы игнорировать и "жёсткое излучение", и много других объективно вредных вещей.


Согласен. Я не утверждал, что понятие большинства людей о добре - "правильное".

               

               

Bindaree

  • Гость
HG,

Цитата:
А Вам известно много людей, которые постарались бы это самостоятельно ДОКАЗАТЬ?
 
в школе обязывают, вообще-то  ;)

Цитата:
Итак, моральные нормы могут быть институтами, а могут и не быть? Ч.т.д.

брр... мои моральные нормы, это нормы морали, а Ваши - это писульки :) просто слово нормы в разном значении употребляется :)

Цитата:
Потому, что между всеми остальными звеньями связь жётская и однонаправленная.

не верю :)
Цитата:
Так, рациональная система ценностей опирается на мировоззрение, но мировоззрение не может подгоняться под систему ценностей - это нелогично.

Тем не менее, это так. Мировоззрение меняется с переоценкой ценностей.

Цитата:
Что до связи "институты->мировоззрение", то она есть, но мировоззрение может формироваться и другими факторами, в частности, индивидуальным опытом.

согласна.

               

               

Coordinator

  • Гость

Цитата из: Симагин Гендо on 12-10-2005, 17:34:30

Цитата из: Coordinator on 11-10-2005, 16:12:14
 добром/злом является не производство/уничтожение предмета, а его применение


Допустим, кто-то сделал бомбу, уничтожающую жизнь на Земле. Возможно ли её применение в благих целях?



хотелось бы побольше узнать о конструкции этой бомбы и пнринципе ее работы, а по такому описанию я не то что применения, в благих целях придумать не могу, мне трудно даже представить себе вышеуказанный девайс.

               

               

Bindaree

  • Гость

Цитата из: Coordinator on 13-10-2005, 18:38:40

Цитата из: Симагин Гендо on 12-10-2005, 17:34:30

Цитата из: Coordinator on 11-10-2005, 16:12:14
 добром/злом является не производство/уничтожение предмета, а его применение


Допустим, кто-то сделал бомбу, уничтожающую жизнь на Земле. Возможно ли её применение в благих целях?



хотелось бы побольше узнать о конструкции этой бомбы и пнринципе ее работы, а по такому описанию я не то что применения, в благих целях придумать не могу, мне трудно даже представить себе вышеуказанный девайс.



это обычная ОЧЕНЬБОЛЬШАЯ водородная бомба, видимо  ;)

               

               

Bindaree

  • Гость
Симагин,

я сейчас напишу, а Вы постарайтесь воспринять это как шутку, а не как наезд, хорошо?  :) если не получится, киньте приватку - я удалю  :)

Цитата из: Симагин Гендо on 12-10-2005, 17:34:30
Допустим, кто-то сделал бомбу, уничтожающую жизнь на Земле. Возможно ли её применение в благих целях?


если дать ее Вам, то с ее помощью Вы могли бы шантажировать население Земли и привести его, наконец, к Светлому Будущему согласно Вашей схеме  ;)

               

               

Airish

  • Гость

Цитата из: HG on 13-10-2005, 18:08:49
Тогда всё получится по нашей цепочке. Слева-направо. Но изменение произошло именно в первом сегменте - в мировоззрении.



Это у Будды произошло персональное изменение в мировозрении. А у его последователей произошли изменения под воздействием воспитания. Система-то динамическая и замыкается (повторяется?) уже на другом уровне (или как это по умному?).  А если не происходит переоценки ценностей и изменения уровня, то получается нечто, что Bindaree обозвала регрес.. тьфу, пропасть, гадость какая!

Когда система ценностей не переоценивается на протяжении 2000 лет и становится догмой, она теряет значимость.

Цитата:
Согласен. Я не утверждал, что понятие большинства людей о добре - "правильное".



А мы живем по понятиям?

И с чего вдруг добро обязательно должно быть полезным?? Есть ведь и другие критерии.