Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Автор Тема: Прогресс и наш мир  (Прочитано 2262 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Нолеквен

  • Гость
Прогресс и наш мир
« : 26/12/2002, 10:15:03 »

Цитата из: i_3am on 25-12-2002, 16:31:55
 Стремление человека двигаться дальше - прекрасно. На этом основан прогресс. Но не слишком ли много сейчас прогресса? Обратите внимание, что путем естественного отбора наилучшим себя показал тот вариант общественного устройства, который предусматривает господство инертного большинства, а не деятельного меньшинства (помните правило 20/80?). Я имею в виду демократию представителей и, разумеется, до предела упрощаю. Выходит, ради выживания это прекрасное стремление вперед надо непременно ограничивать? Я легко могу представить ситуацию, когда обществу станет важнее ограничивать прогресс, чем стимулировать его.

Цитата из: Вацлав on 26-12-2002, 08:59:16
Кстати: "Чем большего человек уже достиг, тем больше у него целей, к которым он стремится. Хорошо ли это?"


Каково же Ваше мнение по этому вопросу?..

               

               

posadnik

  • Гость
Re:Прогресс и наш мир
« Ответ #1 : 26/12/2002, 11:25:01 »
Первое: А где прогресс-то? Найдите десять отличий любой формы современного общественного управления от того, что существовало, когда  железо только-только перестало быть роскошью. Римский быт/уровень промышленности вообще был усовершенствован лишь в X-XIV году, и в основном по части промпроизводства (оставившего Европу без большей части лесов всего за 300-400 лет).

Практически все, кроме медицинского оборудования и укрупнения масштабов производства, осталось на том же уровне, даже хуже. Иначе бы не копировали конструкторы "хорошо забытое старое" от одежды до привычек.

имхо, главное, поперек чего идет прогресс начиная где-то с XVIII века - это гомеостазис окружающей среды. И не в ноосферу уклон, а в некросферу. Давно-давно нашел мысль умного человека, кстати - что начало начал в принципе организации европейской передовой мысли, впервые сформулированной в программных тезисвх свежеоткрытой британской королевской академии наук - что эксперимент  есть единственный критерий истины, а анализ важнее синтеза. ОРазбираем дом по кирпичику, а потом жалуемся, что дует. Зато каждый кирпич нам лично известен...


По поводу второго тезиса - так чувство вечной неудовлетворенности заложено в самую основу человеческой психики, но в наше время это чувство избаловали и распустили, в т.ч. благодаря: 1)достижениям деятелей позднего Возрождения /расцвета Просвещения, что человек сам знает, чего хочет ("жираф большой, ему видней"); 2) гегемонии американского менталитета, который складывался - нота бене - во времена "новой политики" Франклина Делано Рузвельта, который вытаскивал нацию из Великой Депрессии, прививая вкус к вещам-однодневкам (какие в результате рождаются  рабочие места!!!), что расцвело особенно ярко уже при Трумэне и позже.

вот. Может, еще чего вспомню, ибо вопрос действительно больной.




               

               

i_3am

  • Гость
Re:Прогресс и наш мир
« Ответ #2 : 26/12/2002, 12:56:28 »

Цитата из: posadnik on 26-12-2002, 11:25:01
А где прогресс-то? Найдите десять отличий любой формы современного общественного управления от того, что существовало, когда  

Имелся в виду именно конфликт между прогрессом научно-техническим и его отсутствием в общественных отношениях.  
Темп прогресса постоянно растет, а общественные отношения очень инерционны, в этом залог безопасности для общества, страховка от необдуманных решений.  В результате пока общество раскачается и примет какое-то решение по поводу очередной новинки, она уже вовсю работает и оказывает свое, возможно, необратимое действие. Поздно пить «Боржоми».
И что делать? В рамках привычных представлений - учреждать научно-техническую полицию и принимать соответсвующий кодекс. Довольно нелепо.

               

               

Radomir

  • Гость
Re:Прогресс и наш мир
« Ответ #3 : 26/12/2002, 16:03:57 »
Св. Феофан Затворник, которого я очень уважаю, говорил так: прогресс хорош до определенного предела, а этот предел находится там, где движение вперед происходит за счет деградации духовной составляющей жизни. (Отупение правящего большинства - один из вариантов деградации, за счет технического прогресса в том числе). Это не цитата, скорее, краткий реферат.

Цитата:
Стремление человека двигаться дальше - прекрасно.

А если впереди хуже, чем здесь - тоже прекрасно? (с) Л. Шихляров

               

               

i_3am

  • Гость
Re:Прогресс и наш мир
« Ответ #4 : 26/12/2002, 16:58:26 »

Цитата из: Radomir on 26-12-2002, 16:03:57
Св. Феофан Затворник, которого я очень уважаю, говорил так: прогресс хорош до определенного предела, а этот предел находится там, где движение вперед происходит за счет деградации духовной составляющей жизни.

Феофан нашел выход - затворился, и у него все в порядке. Поясните на примере, что есть «движение вперед за счет деградации духовной составляющей».
Цитата из: Radomir on 26-12-2002, 16:03:57
 
Цитата:
Стремление человека двигаться дальше - прекрасно.

А если впереди хуже, чем здесь - тоже прекрасно? (с) Л. Шихляров


Благодаря этому стремлению человек вылез из пещер в космос.
Возможно, Феофану было бы неплохо и в пещере, но все человечество туда не загонишь. И вышеозначенное стремление не остановить. Например, всем понятно, что клонирование человека может породить массу проблем. И всем понятно, что любые запреты на работы в этой области будут неэффективны.
Общественное устройство отстало от прогресса. Следовательно, нужен прогресс в общественном устройстве. Какой?

               

               

Radomir

  • Гость
Re:Прогресс и наш мир
« Ответ #5 : 26/12/2002, 17:19:39 »

Цитата:
Феофан нашел выход - затворился, и у него все в порядке. Поясните на примере, что есть «движение вперед за счет деградации духовной составляющей».

 Легко. Например, прогресс привел к возврату массового сознания к магическим суевериям древности (астрология, оккультизм, неоязычество там всякое). Что приобрело уже характер эпидемии.
 А затвор Феофана не был совершеннейшим устранением от мира.


Цитата:

Цитата:
А если впереди хуже, чем здесь - тоже прекрасно? (с) Л. Шихляров


Благодаря этому стремлению человек вылез из пещер в космос.


 Начнем с того, что (с т. з. св. Феофана, разумеется) человек в пещерах-то оказался именно по причине "неограниченного стремления к прогрессу". А закончим тем, что фразу Л. Шихлярова Вы не оспорили.

Цитата:
Возможно, Феофану было бы неплохо и в пещере, но все человечество туда не загонишь. И вышеозначенное стремление не остановить.


 К сожалению. А надо бы.

Цитата:
Например, всем понятно, что клонирование человека может породить массу проблем. И всем понятно, что любые запреты на работы в этой области будут неэффективны.


 Мне, например, непонятно.
 Как непонятно, например, аналогичное по смыслу утверждение, что с распространением наркотиков не надо бороться - на том основании, что борьба не приводит к их уничтожению.

Цитата:
Общественное устройство отстало от прогресса. Следовательно, нужен прогресс в общественном устройстве. Какой?


 Вот уж чего-чего, а прогресса в общественном устройстве (прав Посадник!) не было с античных времен. Были лишь мелкие улучшения (конституция, партийность и т. д.). Так что, скорее, надо выбирать, какое общественное устройство из имеющихся наиболее удовлетворяет текущему состоянию общества.

Мое мнение - просвещенная монархия.



               

               

i_3am

  • Гость
Re:Прогресс и наш мир
« Ответ #6 : 26/12/2002, 18:02:28 »

Цитата из: Radomir on 26-12-2002, 17:19:39

Цитата:
Феофан нашел выход - затворился, и у него все в порядке. Поясните на примере, что есть «движение вперед за счет деградации духовной составляющей».

 Легко. Например, прогресс привел к возврату массового сознания к магическим суевериям древности (астрология, оккультизм, неоязычество там всякое). Что приобрело уже характер эпидемии.

«За счет». Это, как я понимаю, значит, что некто перестал читать Пушкина, Стейнбека, Ремарка, Мольера, «Черные металлы», «Вопросы ихтиологии», «ФТТ», «Знание - сила», «Компьютерру» и т. п., а накинулся на гороскопы. И вследствие этого(благодаря этому) он или кто-то еще продвинул вперед прогресс. Например, создал устройство, позволяющее в промышленных масштабах использовать эффект сверхпроводимости. Затрудняюсь найти подобный пример. Видимо, все же не «за счет», а как-то по-другому. Скажем так: следствием прогресса является повышение уровня жизни, которое после удовлетворения необходимых для жизни потребностей превращается в ублажение человеческой лени. И слишком многие люди выбирают из множества доступных им удовольствий самые примитивные и необременительные. Но это не вина прогресса, а его побочный эффект, это, как показывает жизнь, такое же неотъемлемое свойство человеческой натуры, как и стремление к развитию. В разных людях эти свойства присутствуют в разных пропорциях.
С вашего позволения, я буду отвечать по частям, короткими перебежками. Все-таки некоторое время нужно уделять работе. Иначе - никакого прогресса.
Мне кажется, завязавшееся обсуждение(очень интересное) мало напоминает неспешную беседу. Я уже начинаю сожалеть, что заварил эту кашу.


               

               

Radomir

  • Гость
Re:Прогресс и наш мир
« Ответ #7 : 26/12/2002, 21:54:05 »

Цитата:
 «За счет». Это, как я понимаю, значит, что некто перестал читать Пушкина, Стейнбека, Ремарка, Мольера, «Черные металлы», «Вопросы ихтиологии», «ФТТ», «Знание - сила», «Компьютерру» и т. п., а накинулся на гороскопы. И вследствие этого(благодаря этому) он или кто-то еще продвинул вперед прогресс. Например, создал устройство, позволяющее в промышленных масштабах использовать эффект сверхпроводимости. Затрудняюсь найти подобный пример



 Ну, во-первых, перечисленное Вами я бы ни в коей мере не отнес к духовной составляющей жизни. Душевной - еще так-сяк. Во-вторых, Вы спутали причину и следствие: духовная деградация есть следствие прогресса в определенных направлениях, не наоборот. И вот подобные примеры нередки: вряд ли можно отрицать, что повальное увлечение теми же гороскопами напрямую связано с прогрессом СМИ - как технических средств, так и маркетинговых. Хотя при этом духовная деградация, конечно, может изменить направление последующего прогресса - достаточно сравнить количество продаваемых по лоткам сонников и кармоочистителей с количеством серьезной литературы.

Цитата:
Скажем так: следствием прогресса является повышение уровня жизни, которое после удовлетворения необходимых для жизни потребностей превращается в ублажение человеческой лени.


Имхо, это и есть момент перехода прогресса из положительного качества в отрицательное.

Цитата:
И слишком многие люди выбирают из множества доступных им удовольствий самые примитивные и необременительные. Но это не вина прогресса, а его побочный эффект, это, как показывает жизнь, такое же неотъемлемое свойство человеческой натуры, как и стремление к развитию. В разных людях эти свойства присутствуют в разных пропорциях.

 Проблема в том, что чем быстрее прогресс, тем большее количество людей выбирает такие вот необременительные удовольствия. В некий момент количество переходит в качество - и среди общечеловеческих стремлений начинает доминировать радикальный гедонизм. Возвращаясь к вопросу о духовной составляющей жизни, отмечу, что удовлетворение плотских и (в лучшем случае) душевных потребностей происходит за счет потребностей духовных - т. к. количество энергии человека в ходе прогресса не увеличивается, а всего лишь перераспределяется.
 Согласен, есть люди, для которых это не так. Но чем дальше, тем меньшую роль они играют в общественной жизни, т. к. уже не являются выразителями мнения большинства.
 Сие есть печально. ::)

Цитата:
Мне кажется, завязавшееся обсуждение(очень интересное) мало напоминает неспешную беседу.

В принципе, можно отвечать в приват...

               

               

I_3am

  • Гость
Re:Прогресс и наш мир
« Ответ #8 : 26/12/2002, 22:11:27 »

Цитата:

Цитата из: Radomir on 26-12-2002, 17:19:39

Цитата:
А если впереди хуже, чем здесь - тоже прекрасно? (с) Л. Шихляров


Благодаря этому стремлению человек вылез из пещер в космос.


 Начнем с того, что (с т. з. св. Феофана, разумеется) человек в пещерах-то оказался именно по причине "неограниченного стремления к прогрессу". А закончим тем, что фразу Л. Шихлярова Вы не оспорили.

Я несколько туповат: имеется в виду изгнание Адама и Евы из рая, что ли? И я никак не планировал полемизировать со св. Феофаном.
Фразу Л. Шихлярова я, действительно не оспорил. А что он утверждает(и, кстати, кто это такой?)? Что прогресс вреден? Если он последователен в своих убеждениях, то эту мысль он должен был записать на бересте. Иначе он, по-моему, лицемер.
Цитата из: Radomir on 26-12-2002, 17:19:39

Цитата:
Возможно, Феофану было бы неплохо и в пещере, но все человечество туда не загонишь. И вышеозначенное стремление не остановить.


 К сожалению. А надо бы.

Надо бы в пещеры загнать? Увольте.
Цитата из: Radomir on 26-12-2002, 17:19:39

Цитата:
Например, всем понятно, что клонирование человека может породить массу проблем. И всем понятно, что любые запреты на работы в этой области будут неэффективны.


 Мне, например, непонятно.

Что именно?
Цитата из: Radomir on 26-12-2002, 17:19:39
 Как непонятно, например, аналогичное по смыслу утверждение, что с распространением наркотиков не надо бороться - на том основании, что борьба не приводит к их уничтожению.

Я сказал, что не надо бороться?
Цитата из: Radomir on 26-12-2002, 17:19:39

Цитата:
Общественное устройство отстало от прогресса. Следовательно, нужен прогресс в общественном устройстве. Какой?


 Вот уж чего-чего, а прогресса в общественном устройстве (прав Посадник!) не было с античных времен.

Примерно так я и сказал. Только я не исключаю, что он возможен.
Цитата из: Radomir on 26-12-2002, 17:19:39
Мое мнение - просвещенная монархия.


Абсолютную знаю, конституционную знаю, а что такое просвещенная? Есть ли примеры просвещенных монархов?
Скажем, правление Николая II - просвещенная монархия?

               

               

Radomir

  • Гость
Re:Прогресс и наш мир
« Ответ #9 : 27/12/2002, 14:57:02 »

Цитата:
Я несколько туповат: имеется в виду изгнание Адама и Евы из рая, что ли?


Да.

Цитата:
А что он утверждает(и, кстати, кто это такой?)? Что прогресс вреден? Если он последователен в своих убеждениях, то эту мысль он должен был записать на бересте. Иначе он, по-моему, лицемер.

 1) Л. Шихляров (вернее, свящ. Лев Шихляров) - преподаватель в одном из московских духовных учебных заведени.
 2) Эту мысль он высказал вслух на лекции. Записал ее уже я.
 3) Имелось в виду, что прогресс не всегда должен приветствоваться (что, согласитесь, не эквивалентно утверждению о том, что прогресс принципиально вреден).

Цитата:

Цитата:

Цитата:
Возможно, Феофану было бы неплохо и в пещере, но все человечество туда не загонишь. И вышеозначенное стремление не остановить.


 К сожалению. А надо бы.

Надо бы в пещеры загнать? Увольте.


Увольняю... :)
Вообще надо бы остановить (или, скорее, подправить) "вышеозначенное стремление".

Цитата:

Цитата:

Цитата:
Например, всем понятно, что клонирование человека может породить массу проблем. И всем понятно, что любые запреты на работы в этой области будут неэффективны.


 Мне, например, непонятно.

Что именно?


 Что запреты будут неэффективны.

Цитата:

Цитата:
 Как непонятно, например, аналогичное по смыслу утверждение, что с распространением наркотиков не надо бороться - на том основании, что борьба не приводит к их уничтожению.

Я сказал, что не надо бороться?


Я не вижу существенных отличий в данном контексте проблемы наркотиков от проблемы клонирования. И то, и другое создает серьезные проблемы в обществе. И то, и другое сложно остановить - сумасшедшие ученые и гедонисты неуничтожимы, как тараканы (вот, кстати, еще пример!). Но я не вывожу из этого мысль о неэффективности борьбы с тараканами, гедонистами и клонированием...

Цитата:

Цитата:
Мое мнение - просвещенная монархия.


Абсолютную знаю, конституционную знаю, а что такое просвещенная? Есть ли примеры просвещенных монархов?
Скажем, правление Николая II - просвещенная монархия?


 Да не сказал бы. К сожалению, примеры того, что я мог бы назвать "просвещенной монархией", в истории Земли единичны: Давид, Соломон, Юстиниан I, Алексий I Романов (это кого я помню). А вообще идеал просвещенной монархии (для меня) - это толкиновский Нумэнор.

 Хотя правление Николая II было лучше, чем современная квазидемократия...


               

               

Radomir

  • Гость
Re:Прогресс и наш мир
« Ответ #10 : 27/12/2002, 15:02:04 »

Цитата:
Если ты предполагаешь, что весь спектр издаваемой в стране литературы представлен на лотке у метро, то по-моему ты неадекватно воспринимаешь действительность.

  Поправлю: спектр самой популярной литературы. Здесь я говорю именно о том, что нравится современному читателю; а ассортимент лотков - всего лишь отражение спроса.

Кстати, в книжных магазинах дела обстоят не лучше, чем на лотках: разделы психологической и духовной литературы заполнены сонниками и гороскопами, разделы художественной - низкопробными детективчиками и такой же фэнтези, разделы исторической - фоменковщиной... et cetera...


               

               

i_3am

  • Гость
Re:Прогресс и наш мир
« Ответ #11 : 27/12/2002, 17:28:30 »
Запреты существуют, исследования продолжаются. Страны, принявшие запреты, отменяют их, чтобы не отстать от прочих.
Это понятно. Работы в области генетики вышли на тот уровень, когда они сулят колоссальный практический эффект. Вообще побочные эффекты любых открытий и изобретений прямо пропорциональны пользе, которую они(открытия и изобретения) приносят. И поскольку они таки приносят пользу, и поскольку стремление некоторой части человечества к новым знаниям остановить нельзя, запрещать это дело так, как это делается сейчас, бессмысленно. Нужна новая парадигма отношений науки и общества.
Я примерно могу описать работу научно-технической полиции(к сожалению, ничего умнее пока не придумывается).
Можете ли вы описать, как будет решаться этот вопрос в просвещенной монархии? Вообще, меня несколько беспокоит малочисленность просвещенных монархов. Видно, что-то такое в этом есть труднодостижимое. Не хотелось бы, выбрав идеальный вариант общественного устройства, получать одного просвещенного монарха в пятьсот лет, а в остальное время - что же с нами будет?
Если устроить все по примеру Алексея Михайловича, как будут поступать с атеистами? Как со старообрядцами, что ли?
А те - как старообрядцы? Помниться, Аввакум очень красочно это дело описывал в письмах к просвещенному монарху. Что-то вроде: «А если бы ты отдал мне Никона и никониан, я бы с них живьем кожу содрал и не только бы за грех не считал, но и поставил бы себе перед богом в заслугу». Те, сколько помню, в долгу не оставались.
Объясните мне, что такое духовная жизнь. Пока у меня такое впечатление, что, зажив духовной жизнью, я должен напялить лапти и домотканую рубаху до колен, перейти на подножный корм и в свободное время распевать «Коль славен наш Господь в Сионе». Под балалайку. У вас, например, есть духовная жизнь?
Как это дело выглядит?

               

               

gensek

  • Гость
Re:Прогресс и наш мир
« Ответ #12 : 27/12/2002, 22:41:47 »
А вы, господа, не находете что прогресс расприделен по Земле как-то не равномерно: одни живут в "хибарах" и картонных коробках в то время как другие  в современных мегополисах (и еще вопрос кто из них духовние). А прогресс во ВСЕХ его проявлениях к добру ли к худу  не остановиш. Численность людей слишком высока и продолжает рости, если прогресс остановить/замедлить ценой этого будут человечиские жизни(в больших количествах).
А упровлять должны идеалисты которые втянут это человечиство в "светлое будущие" если понадобится "за уши".

               

               

Radomir

  • Гость
Re:Прогресс и наш мир
« Ответ #13 : 30/12/2002, 15:02:17 »

Цитата:
Нужна новая парадигма отношений науки и общества.

 Пожалуй. Или - хорошо забытая старая, например, изьятие прогресса из списков первостепенных приоритетов и замещение его нравственным состоянием народа. К примеру.

Цитата:
Я примерно могу описать работу научно-технической полиции(к сожалению, ничего умнее пока не придумывается).

Интересно...

Цитата:
Можете ли вы описать, как будет решаться этот вопрос в просвещенной монархии? Вообще, меня несколько беспокоит малочисленность просвещенных монархов. Видно, что-то такое в этом есть труднодостижимое. Не хотелось бы, выбрав идеальный вариант общественного устройства, получать одного просвещенного монарха в пятьсот лет, а в остальное время - что же с нами будет?

 Собственно, это я описал выше - предполагая, что просвещенный монарх будет заботиться и о том, чтобы его потомкам досталась в наследство сильная держава, а не толпа пассивных гедонистов. Чем монархия выгодно отличается от правления выборных временщиков - последние ищут скорее сиюминутной выгоды. Это отмечают и западные политологи: в демократическом обществе править будут не те люди, чья политика в долгосрочной перспективе полезна для страны, а те, чья предвыборная программа более близка большинству людей. Здесь мы и имеем сращение прогресса и политики: чем больше возможных удовольствий выборный правитель предоставит людям, тем охотнее за него проголосуют: чтобы не лишиться этих удовольствий. А количество удовольствий напрямую зависит от степени прогресса. Выборного правителя, как правило, не интересует, какую страну получит его преемник: к последнему он не испытывает нежных чуств, как к любому конкуренту...
 А если выборный правитель пытается сделать что-то на долгосрочную перспективу, он либо лишается власти в первые же выборы, либо становится диктатором.
 Может показаться, что я выступаю не за монархию, а за диктатуру. Но это не так, монархия имеет огромное преимущество: будущий монарх с детства готовится принять власть, она ему обеспечена, и не обязательно обучаться беспринципности и подхалимажу, что вынужден сделать диктатор, если поднимается к вершинам власти с самых низов. Потом ведь может и не отвыкнуть...

 Но насчет малочисленности просвещенных монархий Вы правы, как правы и насчет того, что идеальный вариант, описанный выше, труднореализуем в теперешних условиях. Прекрасная утопия.  :( Мне остается лишь надеятся, что это как-то будет - как бы это не показалось смешным суровому прагматику и прогрессисту...

Цитата:
Если устроить все по примеру Алексея Михайловича, как будут поступать с атеистами? Как со старообрядцами, что ли? А те - как старообрядцы? Помниться, Аввакум очень красочно это дело описывал в письмах к просвещенному монарху. Что-то вроде: «А если бы ты отдал мне Никона и никониан, я бы с них живьем кожу содрал и не только бы за грех не считал, но и поставил бы себе перед богом в заслугу». Те, сколько помню, в долгу не оставались.

 Ну, о просвещенности Аввакума можно и поспорить...  ;)
 Что до старообрядцах - к сожалению, даже просвещенному монарху приходится решать политические дела. Пусти Алексий I все на самотек - он бы очень скоро получил бы в России, едва оправившейся от Смутного времени, гражданскую войну на религиозной почве. Россия бы этого не пережила. Пришлось обходиться со старообрядцами, как с мятежниками. Печально, а что поделать?

 Потом, когда в России ситуация более-менее устаканилась, старообрядчество легализовалось де-факто (исключая радикальные секты), а на одном из последних дореволюционных Соборов - и де-юре (так появились т. н. "единоверцы" - православные дониконовского обряда).
 
 Думаю, сейчас России гражданская война между атеистами и христианами не грозит...  ;) Отвоевали свое почти век назад...

Цитата:
Объясните мне, что такое духовная жизнь. Пока у меня такое впечатление, что, зажив духовной жизнью, я должен напялить лапти и домотканую рубаху до колен, перейти на подножный корм и в свободное время распевать «Коль славен наш Господь в Сионе». Под балалайку. У вас, например, есть духовная жизнь?
Как это дело выглядит?

 Вы требуете от меня невозможного. Духовная жизнь воспринимается не интеллектом, а ощущением. Ощущением сердечной радости, света, счастья... в то же время покаяния, богообщения, любви внутри и вне человека... нет, все-таки словарного запаса у меня явно недостаточно, чтобы описать это ощущение. Пожалуй, некоторое представление об этом ощущении можно составить, прочитав у Достоевского в "Братьях Карамазовых" отрывки о старце Зосиме и об Алеше Карамазове. Разумеется, не все могут отследить это настроение: некоторые ощущают, читая текст, скуку или отторжение. Но тут уже ничем нельзя помочь - люди разные. Не знаю, как было у Вас.

 У меня несколько раз были такие мгновения духовной жизни - краткие, но, пожалуй, лучшие мгновения моей жизни.

 В любом случае, человек, живущий духовной жизнью, не обязан носить лапти и играть на балалайке. Как не обязан и носить лакированные туфли и играть на рояле. Духовный человек просто выше всего этого. Ему будет одинаково хорошо и в избе, и в элитном коттедже, если с ним Бог - и одинаково плохо и там, и там, если Бога рядом нет.

 Ну вот, попытался объяснить, что не могу объяснить - и объяснение растянулось на два листинга. Хотя попытки именно объяснить сущность духовной жизни заняли бы еще больше. И были бы гораздо более бессмысленны.  ;)

               

               

posadnik

  • Гость
Re:Прогресс и наш мир
« Ответ #14 : 03/01/2003, 04:36:58 »
Господа, меня вот интересует - а что, американская система работы с кадрами (ты постоянно доказываешь свое право здесь находиться, а мы имеем право в любое время тебя уволить) - это не духовная деградация? Человек отучается думать, и вместо этого учится планировать. Он все рабочее время находится в условиях стресса (простейший пример - автозаправка "Бритиш Петролеум", на которой я месяц отсиживался дворником между двумя работами. Мне в лоб сказали, что платят деньги не за то, чтобы было чисто,а за то, что я буду ходить по этой чистоте с метлой. Маразм.), а в остальное время от него отходит, имея возможность тратить свои немалые доходы на психоаналитика, транквиллизаторы и т.п. Это не деградация? Вы ее не видите? И того, что специалисты в последнее время готовятся все уже и уже, так что переподготовка на другую работу становится все тяжелее и тяжелее. В конце концов, человек может многое, и профилировать его до одной, пусть филигранной, операции, есть его ограбление. За свою жизнь я побыл учителем, переводчиком спутниковых программ, руководителем фехтовального кружка, вахтером, курьером, помощником редактора (последние три должности - не промоушен), журналистом, снова редактором, переводчиком компьютерных игр, видеопереводчиком. Каждая предыдущая работа мне что-то дала для последующей, и я бы вообще ничего не смог, если бы меня в институте не обучили массе ненужных в работе учителя английского языка вещей. Теперь в моде узкая специализация, и мало кто из современной мОлодежи видит проблему целиком, я уж не говорю - доходит до того, что хорошим человеком быть экономически и социально выгодно (а это - самое целиковое видение проблемы, имхо).

Но насчет Алексея Михайловича,царя тишайшего - это вы, Радомир, загнули... Не только завоевания, но и большинство эксцессов правления Петра были заложены еще во времена его батюшки. Просвещенный монарх слишком откровенно совмещал открытие новых мануфактур и поощрение театра с весьма жестокими репрессиями бояр, осмелившихся ходит у себя дома в европейском платье.

И не цеплдяйтесь к гороскопам - это не самое страшное. Страшнее то, что сейчас общественный прогресс идет исключительно в области ТЕХНОЛОГИЙ (самая безобидная - научно установлен лаг между появлением идеи и ее принятием в обществе - около 9 лет.), и их применение для манипулирования избирателями/покупателями. Может быть, отца-основателя бихевиоризма действительно нужно было изолировать от общества, чтобы его наследники рекламой и пиаром не копались у нас под черепом. И это - тоже духовная деградация. Освоив кнопки, управляющие настроением демоса, нечто имиджмейкер будет утруждать себя языком искусства, гармонии? Да он просто нажмет на нужную кнопку, чтобы сэкономить время и деньги. В результате, и демос привыкает, что сложных чувств не надо. Посмотрел вчера "Про Федота стрельца, удалого молодца" - чуть не вывернуло. Грубая, как пощечина, мерзкая и кривая переделка хорошего слова. Но - удивительно гармонично подходящая всему, что льется с экрана по другим каналам.

               

               

I_3am

  • Гость
Re:Прогресс и наш мир
« Ответ #15 : 03/01/2003, 14:20:45 »
Думать и планировать - все же не антонимы.
Работа в ТНК имеет свою специфику. Это нечто вроде социалистического государства: нужно не эффективно работать, а верно следовать генеральной линии. Образование ТНК, по моему, также один из побочных эффектов прогресса.
Системой просвещения недовольны во всех странах. Найти баланс между специализацией(чтобы не пришлось тратиться на подоготовку непосредственно на рабочем месте) и универсализацией(чтобы не пришлось тратиться на переподготовку) крайне сложно. Образование очень консервативная и инерционная отрасль. А в России еще и очень удобная кормушка.
Если ставить целью преуспеяние в этой жизни, выбираем «американскую систему», если цель - избегнуть деградации, есть и другой вариант.
А телевизор можно и не включать. Я, например, смотрю только футбол и бокс(т. е., видимо, уже деградировал).

               

               

Radomir

  • Гость
Re:Прогресс и наш мир
« Ответ #16 : 06/01/2003, 19:19:05 »
По сути согласен - с некоторыми поправками.

Цитата из: posadnik on 03-01-2003, 04:36:58
Но насчет Алексея Михайловича,царя тишайшего - это вы, Радомир, загнули... Не только завоевания, но и большинство эксцессов правления Петра были заложены еще во времена его батюшки. Просвещенный монарх слишком откровенно совмещал открытие новых мануфактур и поощрение театра с весьма жестокими репрессиями бояр, осмелившихся ходит у себя дома в европейском платье.


 Я не уточнил, что не весь период правления Алексия подходит под мое определение просвещенной монархии. Только до 1660г.

Цитата:
И не цеплдяйтесь к гороскопам - это не самое страшное. Страшнее то, что сейчас общественный прогресс идет исключительно в области ТЕХНОЛОГИЙ

 Гороскоп и оккультизм - тоже разновидности технологий, только духовные. А так - все то же самое, вплоть до применения для манипулирования (вставят в гороскоп парочку фразочек типа "покупки, сделанные Близнецами, Весами и Водолеями на этой неделе, будут удачными и обеспечат счастье на долгие годы" - и готово повышение спроса на несколько процентов).
 


               

               

Radomir

  • Гость
Re:Прогресс и наш мир
« Ответ #17 : 06/01/2003, 19:22:47 »

Цитата из: му-нин - Плохая Рыба on 03-01-2003, 18:55:42
Тех же ощущений можно достичь специальными физическими упражнениями или химическими веществами.



Думал, что этот аспект отметят обязательно. Отметили. Отвечаю.

1) Согласен, духовная жизнь несколько похожа на наркотик. Вернее, наркотик является грубой пародией на духовную жизнь.
2) Обычно в комплекс эйфорических ощущений, кажется, не входит сокрушение о своих грехах, как равно и ощущение собственного недостоинства.

               

               

Черный Хоббит

  • Гость
Re:Прогресс и наш мир
« Ответ #18 : 06/01/2003, 21:31:38 »

Цитата:
 вряд ли можно отрицать, что повальное увлечение теми же гороскопами напрямую связано с прогрессом СМИ - как технических средств, так и маркетинговых. Хотя при этом духовная деградация, конечно, может изменить направление последующего прогресса - достаточно сравнить количество продаваемых по лоткам сонников и кармоочистителей с количеством серьезной литературы.



Ну, как тебе сказать, Радомир... а вот в девятнадцатом веке было модно повальное увлечение спиритизмом. Безо всяких технических СМИ. ;)
И сонник при себе чуть ли не каждая девица, умеющая читать, имела уже в те времена.:)

Дык я к чему? Довольно странно выглядит человек, ругающий прогресс, сидя у экрана монитора при подключенном Интернете, с мобильным телефоном в кармане. ;)
Во всем хороша мера. А я вот телевизор, например, вообще никогда не смотрю... и гороскопами не интересуюсь почти принципиально  ;D

               

               

Efreeti

  • Гость
Re:Прогресс и наш мир
« Ответ #19 : 14/01/2003, 21:01:56 »
         По-моему, мы созданы для того,чтобы прогрессировать- иначе чем бы мы отличались от животных (кроме всех отрицательных сторон характера: жадности, эгоизма и тд, которые, кстати, "первичны" - являются толчком к прогрессу). Просто Вселенной, или Кому там интересно посмотреть, что из всего этого получится.
         У Б.Акунина интесно сказано по поводу прогресса- идёт спор между главным героем и японцем. Первый говорит в пользу прогресса то, что недавно была построена железная дорога, и люди теперь "получают" месяц жизни который они сэкономят из-за поездки. Японец же говорит, что они наоборот потеряют этот месяц, ибо поездка перестанет быть делом долгим и они начнут разъезжать туда- братно по любым пустякам.
         Я склонен принять вторую точку зрения. Ведь на таком простом примере уже видно как "стираются"  ценности.