Цитата из: Вацлав on 31-12-2002, 15:58:18
Цитата из: I_3am on 30-12-2002, 20:42:52
Сколько я помню, в первых дошедших до нас библиографических трудах русских монахов-книжников, в частности «Указце» Арсения Не-помню-как-его-там особо выделены книги, содержащие ереси(«сказки и кощуны»), рекомендованные к уничтожению. Так что все, расходящееся с генеральной линией, дошло до наших дней не благодаря, а вопреки «трепетным монахам». Заслуга же их в сохранении памятников христианской культуры бесспорна.
Товарищ, а Вам не приходило в голову, что религиозный фанатик не равен Богу? И если Богу, скорее всего, как-то все равно, какая литература бродит на Земле, то фанатик убежден, что Богу то или иное творение противно. А нормальный верующий понимает, что если книга существует в мире Бога, значит, она имеет неоспоримое право на существование. И сохраняет ее.
Вопросы?
Не приходило. Мне это «как-то все равно».
Я полагаю, средний «уровень терпимости» у верующих XXI в несколько выше, чем в X-XVII вв.
Я совершенно точно знаю, что почти вся древнерусская литература, какой мы ее сейчас знаем, дошла до нас благодаря тем самым «трепетным монахам». И «Указец» свидетельствует, что какая-то часть не дошла. Может быть, благодаря другим монахам. Не таким «трепетным». Или не таким «нормальным».
Если я не ошибаюсь, все сведения о языческой Руси доступны нам в записях христиан. Я сомневаюсь, что существовали какие-то памятники письменности, записанные «чертами и резами», сравнимые по своему значению с «Повестью временных лет», например. Я не знаю примеров сохранения христианами X-XVII вв каких-либо памятников языческой культуры. Не считать же таковым «Слово о полку Игореве», хоть от него так и разит язычеством. Все же там есть по меньшей мере три фрагмента с христианской лексикой. Безусловно, переписчики «Слова» не были узколобыми ортодоксами.
Поскольку, несмотря на монашеские старания, большая часть древнерусской литературы утрачена, материала для дискуссии на эту тему мало.
Большая просьба: не нужно обращаться ко мне, как старшина к новобранцу. Мне кажется, я владею этим языком лучше. Как-никак, сам был старшиной.