Сначала введем обозначения и определения.
Количество игроков:
N.
Цвета шляпы пронумеруем:
0,
1.
Все возможные комбинации шляп образуют
единичный куб в N-мерном пространстве (т.е. множество наборов из
N координат, каждая из которых может быть принимать значение
0 или
1).
Количество комбинаций:
M = 2
NСтратегия одного игрока - функция от
N-1 переменной (т.е. от цветов тех шляп, что он видит). Значения этой функции: 0, 1, пас.
Стратегия
S команды = набор стратегий игроков. Для каждого из
M исходов стратегия даст выигрыш (
обозначим его 1) или проигрыш (0). Каждая стратегия
S может быть задана в виде таблицы из
M строк,
N столбцов для игроков и одного - для общего результата (дальше пример от балды):
| 1 | 2 | ... | N | S |
00...00 | + | - | | | 0 |
00...01 | | | + | | 1 |
<...> | | | | | 0 |
01...11 | | + | + | | 1 |
10...00 | - | - | | | 0 |
<...> | | | | | 0 |
11...10 | + | | | - | 0 |
11...11 | | | - | + | 0 |
Мы пишем для
i-ого игрока "+", если он угадал, "-" - если не угадал, пусто - если пасовал. Наша задача теперь описать, как должны быть расставлены плюсы и минусы в таблице для того, чтобы в итоговом столбце получилось
максимальное число единиц.
Мы знаем, что команда выигрывает в данной строке, только если в ней встречается как минимум один плюс и не встречается минусов. Назовем два расклада
соседними по i-ой координате, если у них совпадают все координаты, кроме i-ой (а в ней, естественно, противоположные значения). Из условия задачи ясно, что:
если игрок
i угадал цвет своей шляпы в раскладе
R, то в раскладе, соседнем с
R по координате
i, этот игрок обязательно ошибется!
(*)Для простоты предположим, что у нас есть несколько строк, на которых (в сумме) отвечают все имеющиеся игроки. Давайте на этом множестве строк рассмотрим такую модельку: первый игрок ставит где-то плюсик, и в соседней (по его координате) строке ставит минус. Второй ставит один плюс и один минус так, чтобы не сделать хуже. Как именно? Очень просто - чтобы не увеличивать общее количество проигрышей, ему
надо поставить свой минус в ту же строку, что и первый! (как там в шахматах обозначают сильный ход?
![Подмигивающий ;)](//tolkien.su/forum/Smileys/classic/wink.gif)
). Разумеется, он обязан поставить плюс в соседнюю с "минусовой" строчку, - но уже по своей координате (а это не строка, в которой стоял плюс у первого!). Третий присобачивает минус в строчку к имеющимся, а плюс - в соседнюю, по
своей, опять же, координате! Таким образом, если бы игроки имели возможность смотреть на всю картинку "сверху" и решать, как распоряжаться голосами, то условие
(*) привело бы их к такой
наилучшей расстановке плюсов и минусов:
В этой умозрительно наилучшей модели на строку из
N минусов приходится
N строк, в каждой из которых по одному плюсу. И тогда общая вероятность выигрыша составит
N/
N + 1 !
Спрашивается: в каких случаях игроки могут выйти на такую "плановую мощность"? На вопрос, возможно ли это вообще, положительно отвечает пример
N =
3.