Дамы, а вы не задумались, посчему это мне никто из мужиков не возразил?! Ваше возмущение откровенно проходит по ведомству советского анекдота про винтовой колпачок.
Диар Вечер, литературная критика, в отличие от научного разбора, насквозь пронизана собственнным восприятием критика, и претензия "где ваши аргументы" тута не катит. Половину аргументов вы не увидели, другая половина является моим личным видением этой книги. Редакторы и критик, кстати, именно за это деньги получают, а не за поиск аргументов. Ни один критик, кстати, на истину не претендует, а дает ответ, чем и почему (на его взгляд) ему понравилось это произведение. Не надо мне приписывать того, к чему вы привыкли. Истина - вне категории литературы. Пусть истину Головачев ищет, это он у нас "не писатель, а эзотерик" (с) его, конец 90-х.
А женская фэнтези - развлекательный жанр фэнтези, написанный женщиной. По аналогии, женская проза. О том, что фэнтези не развлекательный жанр - плз, не здесь. Те книги, которые стали литературой (прозой), выросли из жанровых рамок, и интересны сами по себе, а не как представители жанра.
Теперь по пунктам. На основании своего, несколькогодичного, опыта газетной и отчасти книжной редактуры, заявляю тем, кто никак не поймет, как это - козырек на водочной пробке, что женская и мужская литературы, как полюса, к которым тяготеют авторы, существуют, вне вашего желания. Водораздел проходит по выбору слов, упору на разные вещи в описаниях, разному отношению к психологии героя, разной степени глубины психологичности, и т.п. внутренним аспектам.Это все - общее, общайшее место, и я никак не думал, что вы полезете в бутылку, заявляя, что акулов не бывает. Бывает. Женщина традиционно более склонна показывать внутренний мир, нежели экшн, более склонна к прилагательным, к описаниям, нежели глаголам и действиям. Это тоже - общее место, я не сказал ничего нового. Об этом, разными словами, твердят и психологи, и, иногда, в "как мы знаем, что...", литераторы.
ЕСТЕСТВЕННО.
Это не неизбежная половая привязка, но полюс, к которому тяготеет женская психика. О том, что бывают женщины с мужской психикой, а мужчины - с женской, психологи давно перестали просвещать своих читателей - это тоже общее место.
О том, что фраза "и он на меня посмотрел, как на щеночка лопоухого", равно как "этот рисунок ему подарил младший братишка" никогда не будет использована писателем-мужчиной, я уже устал говорить. Исключенние лишь одно - Владислав Петрович Крапивин, может быть, поэтому многочисленные женские фэнтези-фанфики так похожи на "Детей синего фламинго".
Другой характерный слой женской (романтически настроенной) психологии, тоже отраженный в фэнтези-фанфиках, это некрофилия (по Юнгу). Гордый взгляд, жесткий ответ, скачка в бой, меч (не топор, не булава!), поединок, смертельные клятвы, стойка над чем-то с воздетым мечом, и т.п. Я уже как-то писал, что женщинам проще состояться в мужском мире, играя мужчину. Между тем, это никак не отменяет того факта, что состояться, играя женщину, не только можно, но и крайне желательно. Неврастеничным воительницам еще и детей растить. Но, здесь и сейчас, проще перемужчинить мужчину, чем осваивать женские рычаги влияния на мир. Что характерно, опыт тех же игр показывает, что те женщины, которые это освоили, получают гораздо больше удовольствия, играя женщин, чем андрогинов. Была на эту тему переписка - то ли на старом А6-м, то ли в ФИДО году в 96-м, где участвовали и те, кто ходил махать мечом, и те, кто поднялся из крестьянки до принцессы, вершащей судьбы страны, если вам так важен результат - удовольствие от того и другого было одинаковым.
Возвращаясь к теме мужской и женской литературы, могу сказать лишь, что удачен ответ "в моем понятийном аппарате этого нет". В моем - есть. И я осознанно беру то одно, то другое, чтобы уложить на текущее настроение.
Кстати, вот вам еще одного ежа под шкуру.
Писательница может состояться как писатель, и в этом случае ее "женскость" будет лишь инструментом, который она желает или не желает выбрать. Пример - сравните мужские и женские начала, скажем у Дж.К.Оутс "Сад радостей земных" и "!Черном принце" Айрис Мердок. Обе - женщины, что характерно.
Но, если писательница состоялась как РОМАНТИЧЕСКИЙ писатель, точнее как автор романтических историй (а фэнтези сюда тоже входит), то ее женскость будет видна в первую очередь как набор излюбленных штампов. У мужской фэнтези их тоже дополна. Но поскольку жанр первоначально все же "мужской", то женские перлы просто лучше видны. Это красивые позы, романтизация через неврастеничность, гипертрофированная мужественность "мужественных" персонажей", выбор слов, свойственных, скорее, подростку, чем мужчине (Раткевич, Семенова, Трускиновская, Хаецкая, о Ниенне или Таллэ я не говорю), "героизация" главных героев.
Будете и дальше требовать аргументов? Я ведь найду. И напишу статью "О мужественном герое
в женской фэнтези". Мне ведь не слабо.