Ну что, коллеги. Минутка теологии в «Котике»
Писатель смотрит на небо, он пишет книгу о жизни.
Первичный импульс
Первичный импульс, который разворачивается в своей полноте в Великом Замысле (Эркантиэ), продолжается до сих пор. Жизнь не будет существовать столько же, сколько продлится история Арды: Арда началась с «Эрма» - первичной субстанции, и «насси» - веществ, до того как появились живые существа. Поэтому нет сомнения, что Великий Замысел закончится раньше, оставляя насси, и они будут низведены к Эрма ещё до того, как история закончится так же, как и началась – словно великий монумент, на котором История пишется на полотне Жизни руками извне. Но пока она продолжается, Эркантиэ остаётся непрерывным и не прекращается. Многие точки роста могут прерваться и не продолжаться дальше: так происходит тогда, когда живое существо гибнет до того, как оставить потомство или наследника. Но жизнь в целом не остановится до того времени, пока все живые существа не прекратят производить живое потомство.
Это может случиться путём катастрофы, в которой погибнет всё живое (причиной этому могут стать бесчинства Мелькора в его последней попытке добиться владычества или разрушить всё ради мести), или путём прекращения импульса к рождению, когда Великий Замысел закончен наконец и полностью завершён. Но поскольку нельзя считать, что замысел любого живого существа закончился, пока его воплощение не разрушено и не исчезло, то невозможно сказать, что Великий Замысел закончился, пока хоть какое-нибудь живое существо ещё существует – даже если оно перестало порождать потомство. С другой стороны, сказано, что эльфы бессмертны в пределах Арды, а это должно означать, как оно понимается, что они останутся до самого конца Арды. То есть может случиться так, что люди и все прочие расы живых существ исчезнут и перестанут размножаться, тогда как эльфы задолго до конца перестанут порождать потомство и их тела будут полностью поглощены их феа (это похоже на правду, потому что этот процесс уже, как можно видеть, запущен).
Но другие полагают - и их точка зрения, как представляется, более четко отражает то, что известно из истории и знаний, - что это не есть истинная картина начала и конца жизни в Арде. Они считают, что Эркантиэ не принадлежит к Эа и таким образом к Арде. Он должен относиться к самому раннему началу – к Теме Эру, такой, какой он впервые предложил её перед Айнулиндале, в которой духи, которых он создал и обучил, сотрудничали в её украшении и дальнейшей разработке. Поэтому Эрментиэ – Замысел Эру – был раньше Айнулиндале и, следовательно, раньше Арды.
Из того знания, что мы получили от валаров, становится ясно, что они запустили развитие различных замыслов жизни во многих разных моментах Айнулиндале, и то же самое повторилось и в Эа. Таким образом, внутри Эа мы имеем не один-единственный Великий Замысел, а множество ранних или ключевых замыслов (Аркантиэр).
Только так мы можем понять степень могущества, которым валары обладали в древние времена и которое применяли, чтобы создавать творения, обладающие телесной жизнью. Словно кто-то отворяет множество родников в разных местах – они не связаны друг с другом в истории и не происходит из одного истока, но они в родстве только через саму природу воды. Поэтому каждый поток поневоле будет подчиняться законам единства Эа, которые одни и те же для всех вещей - пусть и направляют их по-разному согласно положению каждой. Например, все ручьи будут стремиться вниз по склону, если им ничто не препятствует, и течь быстрее или медленнее согласно рельефу местности.
Мы можем наблюдать это в великой сложности воплощенной жизни в Арде. Замыслы валаров происходят изначально от Эркантиэ Эру, но при этом каждый из них индивидуален как по времени зарождения, так и первого воплощения, происходит ли он последовательно от одного и того же валара или от нескольких сразу. Это и есть те самые ключевые замыслы, о которых мы говорили раньше.
Число их не ведомо никому, кроме самих валаров. Их неправильно называть родственными – разве что они смешались друг с другом позже, потому что их связь заключается только в том, что они происходят от одного и того же разума (например, от одного валара) или согласованных разумов (то есть нескольких валаров), и их различие является изначальным, а не произошло внутри и под воздействием Арды. Но эти ключевые замыслы (Аркантиэр), развиваясь в Арде, разойдутся в разные, хоть и похожие группы потомков – будь то по замыслу их зачинателей или из-за различий, вызванных веществом Арды, которое они обречены использовать. Вот эти потомки и есть на самом деле родственники – члены одной расы, или племени, или семьи, или клана. В наше время никому, кроме самих валаров, уже невозможно определить, похожи ли они изначально как потомки схожих разумов валаров, или из-за их происхождения в Арде.
И превыше всего существует Эру. Нам известно, что он вводил новые вещи в Музыку (не в Тему) – так появились эльфы и люди. Гномы - это пример скорее отдельного начинания валара, хотя Эру дозволил это и благословил.
Никто не может утверждать, что он никогда не делал того же в других случаях, касающихся телесной жизни или воплощенных, равно как и то, что он никогда не сделает такого снова. Валары не говорят о каких-либо иных вторжениях в Музыку, кроме пришествия Детей Эру. Но поскольку Эру не связан ни Темой, ни Айнулиндале (которая была сотворена айнурами), было бы слишком поспешно предполагать, что он связан или будет связан Эа воплощённой. Он пребывает вне Эа, но удерживает её своей мыслью, которая хранит её в единой гармонии. Некоторые из вещей, которые внезапно появляются в истории и потом продолжаются согласно законам Эа (или прекращаются), могут на самом деле происходить напрямую от Эру – такие события называются знаками Перста Эру.
Для большинства живых существ (хоть и не для всех) потомство появляется путём совокупления, союза двоих. Поэтому те, кто совокупляются, должны быть сродни друг другу. Таким образом возможно, что те, кто способны к совокуплению и размножению, являются родственными по своему происхождению. Те же, кто не могут - не родственны, пусть даже они похожи друг на друга из-за родства их зачинателей. Но даже среди родственников возможность совокупления, похоже, требует, чтобы ветви разошлись не слишком далеко. Об этом известно немного, но даже то, что мы знаем, не так уж просто понять. Например, мы знаем, что Перворожденные и Пришедшие Вторыми могут совокупляться, хотя такое случалось редко – если говорить о Высоких эльфах, или эльдарах, всего лишь дважды. В Средиземье, согласно легендам, – 3 раза: Берен и Лютиэн, Идриль и Туор, потомки Имрахила. Мы должны признать, что на то была воля Эру, Зачинателя этих двух ветвей жизни, эльфов и людей, чтобы частью их телесной природы была способность к браку и зачатию потомства. Наверняка это служило для неких причин Истории, и вне сомнения только у величайших из эльдаров.
Могущество Эру превыше всего и его воля свободна, но вполне возможно, что и другие зачинатели заложили перекрёстное размножение как часть способностей сотворенных ими живых существ. Наука покажет, что, возможно, при сплетении нового замысла с более ранним этот ранний замысел может быть оживлён, и это приведет к появлению новой разновидности.
Но Эру, даже вторгаясь в Музыку для сотворения Детей, выбрал им форму, подобную форме животных – хоть и измененную и улучшенную, но всё равно напоминающую их в той или иной степени. Таким образом, Дети не сродни зверям по происхождению, но близко связаны с ними в мысли Эру, так что Дети Эру всегда чувствовали сродство и близость с животными.
Феа эльфов и людей (и гномов через Ауле, энтов через Йаванну) были вторжениями в Эа извне, так же, как и валары были посланы в Эа.
Ну вот как-то так. Заметим, что Профессор родился в викторианскую эпоху, а умер в год, когда американцы уже
перестали летать на Луну, атомная энергия стала обыденным делом и десятки компьютеров уже были объединены в сеть, из которой вырастет нынешний Интернет. Он честно (и небезуспешно!) попытался перестроить свою космологию согласно актуальной астрофизике, но вот с биологией (подвинуть креационизм в пользу эволюции) оказалось сложнее. Ну, оно и в широком обществе так, наверно: церковь относительно легко променяла небесный свод на галактики и вот это вот все (без костров не обошлось, конечно, но это было давно), а от факта эволюции человека ее до сих пор кринжит.
По существу текста: обратим внимание – жизнь творила не только Йаванна, но и всякие прочие тоже (что, кстати,
не противоречит науке). Идея о том, что
лесник Мелькор еще вернется и всем хорошенько ввалит, тоже вполне жива и актуальна. Ну и итоговый вывод: размножайтесь, дамы и господа. Размножайтесь. А то
сколько той Арды осталось.