первый исход подтвердит, что наши представления верны, второй (все остальные) - даст возможность модифицировать теорию. "коммунизм строится по другому" придется рано или поздно уточнить до "коммунизм строится таким вот образом", а теория описывающая план построения коммунизма имеет множество путей проверки. можно, например, попытаться привязать различные методы построения коммунизма к проверяемому знанию из других областей.
Все так, но добавлю - такие привязки были еще у Маркса с Энгельсом. Что не помешало Попперу объявить марксизм ненаучным.
а как мы определяем количество вычислительных ресурсов?
Есть такой раздел математики - вычислительная математика, она этим занимается. В частности, для разложения на множители, могут понадобиться ресурсы такого порядка.
в чем его логическое противоречие?
В том, что он "распространяется мнгновенно". Что противоречит теории относительности.
не угадали.
я спрошу какие конкретно люди. предлагаете устанавливать истину при помощи соцопроса?
Вообще говоря, наукой имеет право заниматься любой человек. Однако, "все животные равны, но некоторые равнее". "кто именно равнее" - понятие скорее социальное, чем научное. Хотя научная компонента у него тоже есть.
в итоге должны получиться методы, не дающие заведомо ложных результатов при применении к любой области?
их оказалось так много, что никто не стал их перечислять
Если брать методы, общие для всех областей, то я насчитал их семь.
Во-первых, "ограничивающая четверка", которая используется вместо фальсифицируемости.
1. Теория должна быть семантически определенной. Если некто рассуждает об "астральных проекциях Ктулху", не определяя, что есть "астральная проекция" и "Ктулху", то о какой-либо научности говорить нельзя.
2. Соответствие результатам наблюдений.
3. Логическая непротиворечивость.
4. "Бритва Оккама".
Кроме этого, имеет значение также "творческая тройка".
1. "Скептицизм Сократа-Галилея". Общепринятые утверждения могут быть неверны. Если отрицание утверждения менее проблематично, чем данное утверждение - логично принять, что на самом деле верно отрицание.
2. "матпринцип" Тривиальные рассуждения могут вести к нетривиальным следствиям. Вся математика на этом построена.
3. "открытый плюрализм". Взгляд на проблему с другой точки зрения возможен; более того, иногда он дает результаты, которые другими методами получить проблематично.
Прочие известные мне методы являются следствиями и вариациями данных. Например, рассуждения о том, какие эксперименты допустимы - относятся к ограничивающему фактору №2.
а еще от того, привела ли она к росту знания (того, которое мы проверили и подтвердили) и есть ли у нас идеи по поводу новой теории, потому что если теория давала предсказания, которые подтвердились, а в один прекрасный момент мы обнаружили, что она неточна - от нее имеет смысл отказываться только в пользу новой теории,
Я считаю несколько иначе: от теории имеет смысл отказываться только в пользу другой (не обязательно новой) теории независимо от того, какие предсказания дает теория.
Поскольку новые теории часто могут быть "хуже" старых из-за того, что рассматривают области, к которым прежние методы малоприменимы. Например, в медицине и психологии опыты, в отличие от физики, ограничены гуманистическими соображениями. Плюс имеется необходимость оперировать изначально сложными понятиями.
всегда можно сослаться на случайные хаотические эффекты, просто теория, которая реже объясняет этим свои неудачи, имеет приоритет.
Во-первых, случайный и хаотический - разные понятия.
Во-вторых, если полезный эффект теории заключается в использовании хаотических явлений - теория не может просто взять и отказаться от них.
В-третьих, согласно квантовой механике - от случайных процессов тоже отказаться нельзя.
но если по мере обнаружения новых фактов непроверяемая ее часть растет все быстрее - теория начинает вызывать недоверие - ведь мы не видим, что у айсберга под водой, а если все нестыковки с надводной частью продолжают объясняться новыми рассказами о подводной, доверие к таким описанием падает.
А сейчас я скажу гадость. Дело в том, что, с высокой вероятностью, подводная часть действительно растет быстрее надводной. Но это не опасно, пока никто не применяет "критериев фальсифицируемости". Даже при отсутствии опытной проверки, трех других методов + творческой тройки хватает на то, чтобы отрезать лженауку, не прекращая прогресса. А вот критерий Поппера, наоборот, прогресс тормозит, а лженауку режет плохо - поскольку лжеученый легко может выдвигать сотни теорий в виде "съев килограмм одуванчиков, можно вылечить рак". Данная теория фальсифицируема, однако таких теорий лжеученый может придумать сотни, особо не утруждая себя.