Gallis, я в неизменном восторге от Вашего стиля дискуссии. Для Вас и дарвинизм, и политэкономия, и этология, и общепризнанная история, и прочие науки - "мифы"; а на что Вы-то сами опираетесь? На греческую, арийскую и всякую прочую мифологию? И при этом каждой букивке в этих, безусловно и по определнию мифах, сами безусловно верите и всех нас обязываете верить? Ну-ну...
Кстати, раз уж мы всерьез опираемся на всякие мифы и считаем безусловно значимым описание животных, не отмеченных в ортодоксальной зоологии... кентавры, мантихоры и прочие василиски о чем нам должны говорить?
![Подмигивающий ;)](//tolkien.su/forum/Smileys/classic/wink.gif)
А откуда такие сведения, что мораль, якобы, возникла раньше религии?
Мораль есть необходимое условие существования всякого общества. Даже у животных есть нечто, вполне себе аналогичное по функциям - некий свод правил поведения, обеспечивающий снижение конфликтности общества и повышение его шансов к выживанию. Можно бояться назвать это моралью, можно не бояться - но суть-то от этого не меняется.
А теперь вернемся к человеческой истории. Когда возникло то, что Вы согласны считать религией? Во всяком случае, то, что готов считать религией я - т.е. организованный, формализованный культ, поддерживаемый специально для этого и на этом существующей организационной структурой - возникло на достаточно высокой ступени развития человечества, на его исторической памяти. До этого человечество тоже как-то
![Подмигивающий ;)](//tolkien.su/forum/Smileys/classic/wink.gif)
существовало - без религии, но с моралью.
Это какая научная дисциплина установила? Истмат? Психоанализ?... По-моему, так это просто атеистическая версия. Атеизм готов называть Бога природой, эволюцией, развитием... Только бы не называть этого слова, иначе все дарвиновско-энгельсовские мифы рушатся.
Атеистичность версии не делает ее менее достоверной ни на йоту. Это - именно
версия, т.е. достаточно логичное объяснение некоего круга явлений. То, что Вы не согласны мириться с выводами этих версий, не есть их опровержение. То, что Вы предлагаете взамен, не обладает ни логичностью, ни достоверностью; это - не более чем
бред мифы.
Всякие общественные договоры - просто очень недостоверный миф. Бесконфликтность? Человечество никогда не состояло из одномерных личностей. никогда не было равенства. Сильные и умные всегда знали, как управлять остальными. Никакие конфликты их не страшили.
Сильные и умные использовали законы человеческого поведения и ровно потому правили остальными. Сильные и глупые, пытавшиеся идти наперекор этим законам, жили трудно, но недолго
![Подмигивающий ;)](//tolkien.su/forum/Smileys/classic/wink.gif)
. Одиночка против общества и сейчас-то в лучшем случае сюжет для тупого боевика, а в исторические времена слова "изверг", "отщепенец", "изгой" и т.п. означали абсолютную ничкемность, предельную степень падения человека.
Вы приписываете мне очевидные глупости, которые сами же тут же разбиваете в пух и прах. Все хорошо, но при чем тут наш разговор?
![Шокированный :o](//tolkien.su/forum/Smileys/classic/shocked.gif)
Я не предполагаю в человеческом обществе ни абсолютное равенство, ни полную бесконфликтность. Однако массовое осознание и массовое следование принципам морали безусловно выгодно обществу; в долговременной перспективе, в стабильно существующем обществе и для индивидуума выгодно соблюдение тех же норм, но судьба индивидуума не есть предмет морали.
Одиночка может найти свою сиюминутную выгоду в нарушении моральных норм; одиночка может до конца жизни не ощутить на себе пагубность этих нарушений. Но общество, в котором такие одиночки составляют заметную долю, обречено на быстрое вымирание; тогда как моральное общество гораздо долговечнее и безусловно способнее к выживанию в исторической перспективе. В этом и есть причина столь стойкого существования моральных норм, а вовсе не в каких-то божественных заповедях. При чем тут вообще Бог и религия? Инстинкт самосохранения не нуждается в божественных озарениях; а мораль - инстинкт самосохранения на уровне общества, и божественности в нем ничуть не больше.
Признаком истинной религии, признаком духовного учения изошедшего извне, из так называемой "нуминозной" реальности, служит его негуманность и нелогичность. Не какие-то мелкие, "слишком человеческие" мотивчики, являются в религии основными (если это и присутствует, то оно является следствием поздних, в широком смысле "протестанских" переработок и трактовок), а всегда нечто не от мира сего, нечто, порой, пугающее, непонятное для человеческого разума.
Примерчики, пожалуйста?
![Подмигивающий ;)](//tolkien.su/forum/Smileys/classic/wink.gif)
Когда человек говорит "добро", он уже подразумевает нечто метафизическое, а, значит, никакие общественные договоры тут не при чём. (Собрались ребята и договорились: "Так! Вот это у нас - добро! А вот это - зло! Кто за?).
Пожалуйста, сударь, потрудитесь в какой-нибудь популярной книжке узнать, что называется "общественным договором" у людей менее, э-э, альтернативно образованных
![Подмигивающий ;)](//tolkien.su/forum/Smileys/classic/wink.gif)
В межрелигиозных войнах же, если таковые случались, основа была всегда как раз материальная.
Угу. Материальную основу, как показывает опыт и как время от времени сами Вы заявляете
![Подмигивающий ;)](//tolkien.su/forum/Smileys/classic/wink.gif)
, можно найти в любых сколько-нибудь воспроизводимых человеческих поступках. Хороший аргумент в опровержение материализма, не правда ли?
![Усмешка ;D](//tolkien.su/forum/Smileys/classic/grin.gif)
я так считаю: если бы не вечные, неизменные моральные ценности и не устойчивость основанных на них социальных структур, начиная с семьи, люди давно бы поистребляли друг друга и сами себя.
Почти согласен (см. мой ответ Gallis'y). Тем не менее, слова насчет "вечности" и "неизменности" готов принять не более чем явную гиперболу, но не буквально. Консерватизм полезен в определенных рамках, равно как и борьба с ним
![Подмигивающий ;)](//tolkien.su/forum/Smileys/classic/wink.gif)
. Меняются условия существования человека, и общество должно как-то реагировать на это; палеолитическое общество неконкурентноспособно по сравнению с более современным, а нынешнее общество едва ли окажется конкурентноспособным по сравнению с глубоким будущим. Накопление опыта неизбежно ведет к развитию, в т.ч. пересмотру многих норм поведения. Современные люди, например, абсолютно не готовы отказаться от идеи самодостаточности и самоценности индивидуума; а ведь это представление исторически весьма ново, безусловно чуждо традиционным обществам и крайне разрушительно для них.
В существовании человечества можно найти аргументы и в пользу консерваторов, и в пользу новаторов - и то и другое в любых потребных количествах
![Подмигивающий ;)](//tolkien.su/forum/Smileys/classic/wink.gif)