Итак, небольшой экскурс в историю религий. В каждой уважающей себя религии есть указанный вполне определенно в ее рамках метод, позволяющий человеку достигнуть определенного состояния духа и тела. Во многих религиях для этого состояния есть соответствующий термин, например, у христиан - Спасение( или благодать Божья), у буддистов - Нирвана, у иудеев – тоже благодать( или благословение- например, Иаков, который боролся за этот сугубо нематериальный предмет). И в каждой из религий обязательно наличествует по крайней мере один человек, достигший такого состояния исключительно благодаря своим личным качествам и своим личным действиям. Примерами могут служить Будда, Моисей, Христос. Достижение такого особо состояния обычно происходит после преодоления человеком некоторых духовных и материальных препятствий. Также от человека, как правило, требуется определенная жертва, которая всегда оказывается намного меньше получаемого взамен искомого состояния духа и тела. Эта жертва и эти испытания и являются в совокупности тем открытым для каждого путем к этому особому состоянию.
Заметим также, что тот первый человек, который открыл этот путь, является по сути дела, основателем новой религии или нового мировоззрения. И, как правило, этот человек всегда в единственном числе, ученики появляются уже позже.
Если рассмотреть с этой точки зрения произведения Толкина, то можно увидеть удивительно гармоничную картину: у каждой из рас есть такой свой основоположник нового мировоззрения (пусть даже и не всегда это было его желанием), который преодолел много трудностей и испытаний, пожертвовал чем-то очень ему дорогим, и в результате перешел в это новое состояние духа и тела. Примеры:
Эльфы - Финрод, Гномы - Гимли, Хоббиты - Фродо, Айнур - Гендальф. Более сложная ситуация с Энтами, хотя с некоторыми допущениями все же можно таковым считать Фангорна, который первым пришел к мысли о необходимости вмешательства в судьбы Средиземья (что для энтов до тех пор было абсолютно новым и небывалым). Люди же, как подчеркивает Толкин, очень разные, и сложно однозначно определить, кто же среди людей является подобным первопроходцем. Таких кандидатур много, но первым принес надежду и избавление от врага Эарендиль, хотя остается спорным вопрос о том, насколько его можно считать человеком.
А теперь, собственно, что меня удивляет в содержании огромного количества темных апокрифов, да и, собственно, во всем “темном” мировоззрении: нет ни одного упоминания о подобных личностях, достигнувших такого определенного состояния. Вдевятером не ходят за истиной, ее ищет каждый сам, и ответ не бывает однозначным, потому назгулы на эту рольне подходят. С некоторыми допущениями на эту роль среди Айнур подходят Мелькор и Саурон, но среди Эльфов, Людей, Гномов, Хоббитов и Энтов такой пример найти невозможно. И пусть даже Толкин не хотел писать о подобных личностях, поскольку это не укладывалось в рамки христианского мировоззрения, то авторы “черных” апокрифов, не связанные этими рамками, могли бы исправить подобное упущение. Но очевидно, само “темное” мировоззрение не дает им такой возможности, потому и все жертвы оказываются напрасными, а путь к желаемому духовному совершенству – бесконечным, а значит, бесцельным.