Цитата:
Существа,
после некоторого размышления я решил разделить все мысли, которые вызвал у меня вопрос Raccoon, на 3 группы:
1. В вопросах взаимоотношения веры и науки не следует забывать самое главное: вера есть результат личного опыта. Поэтому пытаться извлечь ее из рассуждений, оторванных от опыта нельзя, равно как нельзя личный опыт подогнать под жесткие рамки научных экспериментов. В идеале этот опыт - как раз то, о чем говорит Феанор: "эльфы не верят, а знают". Эльф есть высшее выражение творческих способностей человека, так что и человек может к такому состоянию приблизиться. Но рассказать что-то об этом трудно - если выбирать примитивные обыденные примеры, получится просто смешно, а писать о внутренних личных ощущениях... это во всяком случае не ко мне. К тому же Raccoon просила в эту сторону разговор не уводить. Мораль: просто запомним выделенную полужирным фразу, обсуждать ее все равно бессмысленно.
2. Вопросы, касающиеся построения аксиоматических теорий, парадоксов, логичности, непротиворечивости и т.д. Знание современного уровня этой проблематики очень важно для каждого, кто занимается наукой или философскими вопросами теории познания (гносеологией). Математика далеко ушла от того "наивного" подхода, который остался у большинства людей, связанных с остальными науками, поэтому мне хотелось бы поделиться некоторыми результатами и своими наблюдениями. Собственно, первое сообщение Енота как раз и продемонстрировало этот "наивный" подход, а критики самого подхода так и не воспоследовало. Хотя в применении к "богословию" тут никаких особенных выводов не будет, смею надеяться, что эта тематика здесь присутствующим интересна (Amickko, пей пиво и не грузись. Я с самого начала выяснил у Raccoon ее образование, и перестал в этом треде рассчитывать на гуманитариев).
3. Собственно анализ мировоззрения, основанного на вере в Единого. Попытка разобраться в том, какие внутренние связи здесь есть - без попыток доказывать Его бытие. После результатов пункта 2 будет очевидно, что критерии логичности и непротиворечивости здесь не вполне уместны, просто человек со стороны сможет понять, как этические (например) представления верующего могут быть увязаны в систему и почему для материалистов это вряд ли возможно (если только не отбросить этику как таковую). Мне интересно этим заняться, хотя я не Спиноза, а даже он далеко не продвинулся. И все-таки, что смогу сформулировать, то напишу.
Итак, Господа, попробую я. Исходный вопрос был похерен практически в самом начале дискуссии после того как мы остановились на жирной фразе в пункте 1. Почему я захотел возродить эту беседу? Из-за того, что еще в самом начале в ней возник ряд вопросов гораздо более интересных, чем исходный. Дело в том, что заглохла она тогда, когда по второму пункту в его исходной постановке Читателем был дан практически исчерпывающий ответ, а точнее было показано, что человеческая логика замкнута сама на себе и работает только в пределах приложений, которые не соприкасаются с этим самозамыканием. При этом религия (практически любая), в силу сложившихся и культивируемых традиций, обходит эту проблему не допуская рассмотрения своей сути с точки зрения логики дабы никто не облажался.
Наша проблема здесь, однако, оказалась в том, что после прихода к ответу по второй теме, до перехода к третьей нам все еще оставалось и остается как пешком до луны. А именно, что сам по себе факт самозамыкания человеческой логики говорит лишь о том, что по-топорному третью тему обсудить нельзя, но особых методов к ее нетопорному рассмотрению он не дает.
Поэтому я предлагаю на данном этапе расширить вторую тему и, исходя из бякусов в "формальной" (не математической формальной) логике, рассмотреть немного глубже общие проблемы человеческого мышления как такового.
Место и время не позволяют мне высказаться первому в подробностях, поэтому я сейчас только обрисую круг вопросов на которых неплохо бы сконцентрироваться:
Связь человеческого мышления и хронологического, непрерывного течения времени (включая проблему отношения к так называемой "судьбе"). Необходимость причинно-следственных и логических связей (в математике, например, доказательств) для построения представлений и понятий. Представление об "объективной реальности" в людском мышлении (информационное восприятие), существование "абсолютной" информации (независимой от наблюдателя и от наличия наблюдателя вообще) и возможность установления такой информации. Плюс различные интерполяции этих трех вопросов, которые я прошу НЕ рассматривать как три отдельных вопроса, поскольку ответ, если он будет, на них будет один.
Также прошу модераторов скрепя сердце тереть все неотносящееся, поскольку иначе мы наплодим веток и через два дня удалимся нафиг.
Не торопитесь, господа :-)