Можно с уверенностью сказать, что Саурон в третью эпоху не смог повлиять ни на эльфийские кольца (что обычно никогда не оспаривается), ни на кольцо Дурина (одно из 7ми), ни даже на свое собственное кольцо,
не владея любым из них непосредственно или не имея на пальце свое управляющее. Голлум и Траин, известные носители колец, не подчинялись Саурону: у Траина Саурон (точнее, Некромансер, хозяин Дол-Гулдура) даже не смог выведать про ключ и карту, отняв только кольцо.
Судя по поведению Аннатара-Саурона во вторую эпоху,
возможно, механика работы колец у Толкина схожа с описанной с уже процитированной однажды здесь волшебно-популярной статьей по
ссылке. Далее цитаты из этой статьи по ссылке.
по поводу некромантии сомнений не было, ни у самих некромантов, ни у их противников. Некромантия — это явная демоническая магия. В ритуалах некроманта демоны вызываются, поимённо приглашаются и приставляются к работе.
Не существует способа задержать душу человека в теле, в призрачном теле или вызвать "её с того света", что на Земле, что на Имбаре, в Арде. Это было означало бы превышение власти некроманта над властью Эру Илуватара - что невозможно в принципе. Но возможен другой вариант: подселение в тело инородного "духа", т.е. беса. Тело при этом может быть еще живым, может быть мертвым, а может быть и призрачным, как в случае с назгул.
При этом:
сами некроманты полагали, что подчиняют себе демонов посредством священных имён, символов, предметов, формул и ритуалов. То есть, демоны выполняют волю некроманта исключительно потому, что это угодно господу богу.
Напротив, инквизиторы были склонны считать, что господу богу некромантия совершенно не угодна, а её ритуалы — мерзкое извращение церковных обрядов.
То есть, с т.зрения Некромансера из Дол-Гулдура, например, живые мертвецы-назгул вполне
могли быть угодны Эру Илуватару, т.е. Б-гу Арды и всея Эа. С точки зрения инквизитора Гэндальфа, это было мерзкое нарушение воли Манвэ, интересы которого он в Средиземье представлял, а так как Манвэ - проводник воли Илуватара, то и самого Б-га.
Следующие пункты вполне соответствуют описанию в текстах Толкина, связанных с кольцами и назгул, с Мелькором, Сауроном и пр.
1. Некромант принципиально не властен над душами мёртвых. Они принадлежат Богу, который единолично определяет их судьбу. Если некромант призывает душу мертвеца — это обман. На самом деле это пришёл демон, принявший обличье покойного.
2. Некромантия не способна ничего создавать, так как демоны не способны к творению. Творение — прерогатива Бога. Все, что получается с помощью некромантии — иллюзорное, ненастоящее. Однако, эти иллюзии ощутимы и вполне могут привести к реальным последствиям: демон-скакун может перенести чародея через континент, а иллюзорный воин — насмерть поразить противника. (...)
3. Некромантия уязвима перед священными предметами, ритуалами, и т. п. (...)
По третьему пункту все четко: есть волшебные предметы (мечи для убийства, кольца для привлечения и управления), есть имя святой Варды ("Элберет Гилтониэль"), которого боятся демоны-назгул, речная вода( в реке Бруинен, которой боятся назгул). Солнечный свет ("пламя Анора"), даже просто огонь.
По второму пункту тоже понятно: назгул - не "создания" Саурона, они - подделка, иллюзия, однако эта (злая) иллюзия - смертоносна для тех, кто ей поддался: а не поддаться ей способны только самые выдающиеся: валинорский эльф Глорфиндель, который способен в одиночку противостоять всем назгулам, и другие вроде Арагорна, но в меньшей степени.
По первому пункту - тут есть вопросы. Толкин пишет, что назгул - "царственные мертвецы", а не какие-то демоны. Но это написано только про оболочку, которая еще и "призрачная". С натяжкой можно посчитать, что ритуал, который провел Саурон над людьми, был "подселением" демонов, вытеснением и окончательным захватом их оболочки призванным духом после смерти человека.
Гномская природная жажда золота могла быть усилена таким "бесом", с пом.ритуала кольца. Гномская (= дварфов) природа была немного иной чем у людей - хотя и они были такими же смертными, как и люди, про особые "залы для гномов" в Мандосе - это гномские сказки, увы - но все же ритуал внедрения беса с гномами не срабатывал, в отличие от людей. Гномы становились плохими, но полного вытеснения души из тела чужеродным духом с пом. кольца не происходило.
Выше цитировал, что ритуал классической "некромантии" (в кавычках, т.к. это очень общее понятие) включал в себя изготовление кольца, чтобы "оживить мертвеца" (т.е. вселить в мертвое тело беса и тем самым "поднять" тело). возможен также вариант с "подселением", "одержимостью", когда сторонний дух выгоняет хозяина из его же тела. Толкин прямо описывает такой ритуал (без деталей), что Некромансер в Дол-Гулдуре умел такое - недаром же некромант. Восточные джинны, опять же, с кольцами - все тот же ритуал, и та же призрачная плоть, у джиннов.
Ритуал, который проводит Гэндальф в отношении Сарумана лично мне очень напоминает экзорцизм. На пальце у Сарумана имеется кольцо: обычно считается, что он сам нашел или создал его - но ведь его мог окольцевать Саурон, прислав, подложив кольцо или подстроив так, что Саруман бы не понял, от кого оно - или же заведомо знал и пошел на сделку осознанно. Это бы объяснило странности в поведении прежнего главы Белого совета и, следовательно, главного врага Саурона в Средиземье. Саруман уже не был бы самим собой - он был бы одержим, в его теле был чуждый дух, внедренный туда с пом.ритуала некромантии, через обряд кольца. Это на границе фанфика, но все же вписывается в исходную концепцию с текстом JRRT. Жаль, что Толкин оставил этот момент неуточнённым. Ну, вот может в "неофициальном 14 томе" будет что-то