Ну, этого у Толкина не отнять. Впрочем, на всё можно смотреть с разных сторон. Где кто-то видит троллей, другие - почтенных джентльменов, и наоборот.
Еще мне думается, что попытка Толкина "причесать" историю Галадриэль, перевести её из разряда грешниц в разряд жертв, а затем и в спасителей Средиземья, была обречена на неудачу изначально, даже если бы Толкин прожил подольше и успел бы перевести свои наираспоследнейшие тезисы из эпистолярной литературы в ранг "черновика", который будучи подхваченным сыном Кристофером, уже мог бы служить основанием для смены концепции, в отношении её и (неминуемо) всех сопричастных.
В LOTR Галадриэль - грешница: ей закрыт путь на запад, пока не откажется от власти, данной кольцом власти (неважно, эльфийским, или главным). Все разговоры, что-де, есть кольца хорошие, а есть плохие, это сродни разговорам - есть орки хорошие, а есть плохие, есть которых лично Мелькор заделал, а есть которые сами размножились, ага. Все кольца - это, в итоге, зло по отношению к Небесному Валинору, в который неминуемо должны взойти
все эльфы, без исключений. Кольца - это задержка, оттягивание процесса очищения от земного, и недопущение к небесам. Доказывается это легко, да и доказывать не нужно: кольца все одинаково теряют силу после уничтожения Главного Кольца, всё, что было создано с их помощью - исчезает навсегда, как и сами эльфы, которых только кольца и удерживали в этом мире.
В LOTR схема действий Галадриэль понятна и убедительна: она отказывается от главного кольца, что означает отказ от "владычества" де-факто, хотя формальной королевой Лориэна де-юро она так и не стала. Отпуская Фродо с кольцом дальше на восток, она перечеркивает все свои усилия, которые она прикладывала по выстраиванию вечноюной, неувядающей области в Лориэне. И тогда естественными остаются события, которые способствовали становлению повелительницы Галадриэль, с последующим её раскаянием:
- Галадриэль по своей воле покидает Аман в поисках
личного счастья в Средиземье. Если бы её прислали или заставили валар, как Глорфинделя или Олорина-Гэндальфа, это был бы не её поступок, раскаиваться ей не в чем. Именно этот вариант пытается провести под конец своей жизни JRRT, но, снова, это нереально - надо переделывать всё тогда, начиная с Феанора, на которого Галадриэль очень походила и внешне и в поступках, пусть и недолюбливая: как Феанор отказал валар в передаче камней "ради спасения мира", так и Галадриэль трижды (!) отказала Феанору в пряди волос, хотя Феанор просил не для себя, а ради спасения жизни, вселенной и всего такого.
- Если бы Галадриэль покинула Аман отдельно от Феанора, она бы ушла позже него (иначе вообще всё ломается). Но тогда с какой стати проклятие Мандоса не касается её? Остальные (большинство) нольдор не шли в конкретное Средиземье, они шли за своим королём. Если бы Феанору на полдороги приспичило развернуться и пойти куда-то еще, на какие-то острова, нольдор пошли бы за ним и туда. Феанора валар формально не низлагали и не анафематствовали, проклятие нольдор было не в том, что нольдор убивали телерей или ушли за Феанором: оно касалось именно ухода из Амана, из под юрисдикции валар. Заговорщики-Феаноринги и примкнувший к ним Фингольфин все умерли страшной смертью не потому, что делали что-то не так, а потому, что сопротивлялись воле богов, противопоставив себя и валар (не только аманским, но и Мелькору, разумеется), как будто силы соизмеримы. Феанора сожгли заживо балроги, а Фингольфина раздавили как муху, в буквальном смысле, и что самое важное, все умерли нераскаявшимися (хотя Фингольфина валар намерены были задним числом оправдать, раз прислали Торондора за телом).
Галадриэль, в отличие от кузенов и братьев, остаётся жива, и "возвращается" в Валинор в итоге по своей воле, после раскаяния. Этого вполне достаточно. Зачем же Толкину в конце жизни понадобилось снимать с неё обвинения еще и в изначальной измене земным богам-валар? какой тогда смысл в её раскаянии, если раскаиваться не в чем?
Кэлебримбор и Галадриэль - оба персонажи-ровесники LOTR. Оба они - условно, "отражения" Феанора, его парафразы, с вариациями. Кэлебримбор вместе с мастерами-мирдайн (невольно и по неведению, как указано в некоторых текстах) изменил валар, создав под руководством Саурона кольца власти (и для людей, будущих назгул тоже! неужели он был так наивен?), и был за это убит, как и его отец, как и братья отца. Ну то есть добро помогает злу убивать тех, кто встал на сторону зла, как минимум не мешает. Саурону были созданы прекрасные условия, он притворялся посланником валар много сотен лет, и - это примечательно - на него ни разу не покушались, пока Аннатар окончательно опять не стал Сауроном. Ни Гиль-Галад, ни Галадриэль, оба закрывшие границы для него, не пытались не то что поймать и судить его, а даже и не пытались шпионить или пообщаться, выяснить, кто он такой и что ему надо на деле. Если в этом нет руки валар - увольте меня. Хотя погодите, не увольняйте.
Кэлебримбор - еще один неудачный Феанор. Телерей он может и не убивал (кто знает), но поддерживая своё господство в
регионе Эрегионе, ему в любом случае приходилось проявлять силу и власть. Если кому-то не нравился Аннатар, а таковых среди эльфов должно быть немало - ведь минимум два эльфийских государства объявили Аннатару бойкот, Лориэн короля Амдира и Линдон короля Гиль-Галада, таковых из Эрегиона должны были выслать, или, если совсем всё плохо, например, убить. Т.е. экспрессом отправить в Аман, где им будет лучше, чем в Средиземье, которое восстанавливают благородные Кэлебримбор и Аннатар.
Но ведь есть линия Кэлебримбор-Галадриэль, и от неё никуда не деться. Можно её совсем убрать, но взамен ничего нет, вообще ничего. Галадриэль была защинщицей идеи с кольцами, это она предложила Кэлебримбору договор "кольца в обмен на любовь". Ну то есть, как это еще понимать, если замужняя Галадриэль приходит к неженатому Кэлебримбору и говорит, ой, мне плохо-плохо, сделай чего-нибудь. Это я уже писал несколько лет назад, повторяюсь. Потом выясняется, правда, что плохо было ей не с Келеборном, а вообще (в Средиземье), а с Келеборном только в частности. Кэлебримбор вместо того, чтобы сказать - мол, с милым и в Ородруине рай - сделал ей сначала волшебный камень Элессар, а потом и колец наделал. Камень Галадриэль передарила, за ненадобностью - кольца ж есть.
При этом самое фантастическое, что совет "тиха эрегионская ночь, но кольца трэба перепрятать" Кэлембрибор воспринял только в отношении собственно своих трёх колец. Почему он не спрятал остальные шестнадцать - вопрос, и почему Галадриэль не сказала - прячь кольца! прячь!, но говорила лишь об эльфийских?
Вариантов несколько, я их тоже давал тут когда-то. Основной вариант - прочие кольца уже были спрятаны, среди гномов и людей. Про то, что Саурон занимался отъёмом колец у гномов, а не их выдачей, и что гномам кольца дарили мирдайн и лично Кэлебримбор, есть пруфы. Про кольца, которые достались людям - менее понятно пока (мне). Ну и неважно.
Второй вариант - кольца сами по себе не имели особой ценности для Саурона, имела значение иерархия власти. Как и в случае с валар и нольдор, Саурон казнил мирдайн не за их попытку сделать что-то по-своему, а за выход из подчинения, за отречение.
Когда Аннатар-Саурон начинал учить мирдайн, он заключил
договор: это всегда так бывает. Если хочешь алхимический рецепт, философский камень - будь добр. Мирдайн и Кэлебримбор "приручили" некоего (известного им или нет, неважно) "духа", их действия с кольцами - это магический ритуал. Они вложили силу Саурона в свои кольца. Конечно, дух-Саурон тоже в долгу не остался, и забрал их души в итоге, как и положено.
Но всё это не касается Галадриэль - она выходит сухой из воды. Чтобы она не делала, сколько бы раз не использовала силу Саурона (дух которого придаёт силу не только его главному Кольцу, но и прочим тоже - а как иначе?), в итоге она - прощена, как и остальные эльфы.
Ну, ладно пока.