Как ни банально это звучит, но любая проблема действительно всегда имеет хотя бы две стороны. ну, взять хотя бы такое "простое" событие в истории человечества, как изобретение письменности. Казалось бы, явление положительное, как ни крути. Но вместе с ним человек изменился кардинально, причем не только в лучшую сторону. Взять хотя бы его память. Её структура изменилась весьма ощутимо. Вспомним хотя бы, что на протяжении нескольких столетий "Илиада" не была зафиксирована письменно (потому что письменности попросту не было). Её запоминали, выучивали наизусть, причём, похоже, без особых напрягов. И, как видно сейчас, получалось это очень даже неплохо, ведь она дошла до нас в весьма увесистом объёме:) Сейчас представить себе, что кто-нибудь станет учить "Илиаду" наизусть и, главное, что кому-то это запросто удастся, уже, согласитесь, довольно сложно...
Поэтому считаю не лишённым смысла тезис о том, что прогресс технический прямопропорционален регрессу человека как функционирующего живого организма.