Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Автор Тема: Школьная программа  (Прочитано 10550 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Cathleen

  • Гость
Re:Школьная программа
« Ответ #20 : 22/11/2002, 00:38:57 »
У нас темы были немного другие. Часто вольные. Никаких "галерей женских образов". А уроки литературы мне во всех моих школах в принципе нравились. Пообсуждать Лермонтова или Блока получалось замечательно. Со Стругацкими, думаю, тоже все было бы неплохо. Но вот когда приходилось переходить на Горького...

               

               

Evitar

  • Гость
Re:Школьная программа
« Ответ #21 : 22/11/2002, 01:55:08 »
Скажу одно - мне черезвычайно повезло с преподавателем литературы. Не знаю, работает ли она сейчас, но 2 года назад считалась чуть ли не лучшей по городу. На ее уроки ходили все, в том числе и двоечники, и прогульщики; она умела заинтересовать любого даже "Отцами и детьми", "На дне" и т.п. Вы не представляете, сколько необычного рассказывали нам про обыденную жизнь знаменитостей, про их тревоги, слабости, печали - и понятней становились их произведения. Кстати, имхо, гораздо интереснее обязательных сочинений раз в месяц - короткие эссе, где пишешь о чем хочешь, главное, по сабжу :-)

Что же касается нашей темы, то, имхо, дело в учителях и только в них. Кому сейчас много платят?...

               

               

Prince Eugene

  • Гость
Re:Школьная программа
« Ответ #22 : 22/11/2002, 20:45:04 »
"Педагогика- .... суммрование и передача опыта предадавателей- практиков". Чего не происходит. Вива лопата!

               

               

posadnik

  • Гость
Re:Школьная программа
« Ответ #23 : 23/11/2002, 02:38:51 »
Н-дя. Что характерно, одних не устраивает Горький, других - Чернышевский, третьих - что-то еще. Так сойдитесь, гсда, чем же плоха программа. Пока что список проблем программы - это у каждого свои причины, без которых "было бы приятнее приходить на урок". По мне, что Чернышевский, что Белинский, одинаково опосредованнот относятся к литературе. Но по уровнгю воздействия на тогдашние литературные умы - почему бы нет? Или вы тоже считаете, что горькое лекарство - это только когда фармацевту лень его подсластить? Так есть  горькие лекарства, которые сластить низ-зя. В том числе - которые распробуешь потом.

               

               

Меанор

  • Гость
Re:Школьная программа
« Ответ #24 : 23/11/2002, 12:06:18 »

Цитата из: Мунин [Энт Долгодум] on 20-11-2002, 19:13:58
Я не катил бочку на программу - я говорил обо все нашей системе общего образования, которая, похоже, построена не с целью научить чему-нибудь, а с целью не выпускать в подворотни толпы лоботрясов.



  Ну, конечно, это так! А ты что, хочешь, чтобы лоботрясы торчали в подворотне? Вы, господа, оптимисты, если думаете, что хотя бы 20% лоботрясов сейчас можно хоть чему-то научить.
  Но, извините, если вы хотите учиться - учитесь! Разве есть только общеобразовательные школы для лоботрясов? Поступайте в приличные. Кроме того, у нас в городе функционирует много учреждений дополнительного образования...
  В общем, получить хорошее образование в нашей стране можно. Нужно только хотеть. Конечно, средний уровень у нас ниже, чем в других странах, но это уже продиктовано социально-экономическим положением нашего общества (в этом нельзя не согласиться с Посадником).

               

               

Мунин

  • Гость
Re:Школьная программа
« Ответ #25 : 24/11/2002, 05:35:14 »
Только давайте все-таки разделять эти вещи. Система называется системой образования - значит, она должна образовывать. А воспитанием пускай воспитательные учреждения занимаются.
Да, если очень чего-то хотеть, то где угодно можно обучиться, главное, чтобы книги были. Но это - самообразование. А система образования должна давать что-то большее. Логично?
И наконец. Главное - не социально-экономические трудности. Главная проблема - в руководстве. В любой стране, которой не дураки (и не сволочи) правят, в любом кризисе, сколь бы глубок он ни был, прежде всего вытаскивают науку и образование. Даже так: чем глубже кризис, тем сильнее перекос в эту сторону. А у нас главное: выглядеть сильнее (читай: "пердеть погромче") на международной арене, и в грабительской распродаже природных ресурсов свою копейку не упустить.
Scripsi.

               

               

KATEHOK

  • Гость
Re:Школьная программа
« Ответ #26 : 24/11/2002, 21:55:40 »
По-моему, школьная программа по литературе обычно прививает отвращение к этой самой литературе. Пушкина (точнее того, кем его пытались для нас изобразить) я в своё время не возненавидела только потому, что наткнулась на "Гаврилиаду".


               

               

Бауглир

  • Гость
Re:Школьная программа
« Ответ #27 : 24/11/2002, 22:05:42 »

Цитата:
По-моему, школьная программа по литературе обычно прививает отвращение к этой самой литературе. Пушкина (точнее того, кем его пытались для нас изобразить) я в своё время не возненавидела только потому, что наткнулась на "Гаврилиаду".



Вот в это-то я и хотел сказать, когда начинал эту тему.

               

               

aZeff

  • Гость
Re:Школьная программа
« Ответ #28 : 24/11/2002, 22:36:57 »
Современная система образования - кошмар, школа - просто тихий ужас (конечно я  сужу по своему личному опыту, но и этого не мало).
В школе немилосердно уничтожают личность, любое проявление оригинальности и вольнодумия карается самым жестоким образом. В моей школе вопрос "Зачем нам изучать образы помещиков в литературе 19 века?" натолкается на глухую стену непонимания, или, ироничную усмешку, типа "Вот очередная отговорка, чтобы не учить уроки".
Я конечно, понимаю, историю своей страны надо знать, но всё имеет свои пределы целесообразности.
И, наконец, каким бы плохим не было положение человека и каким бы не было гнусным государство, можно всегда сохранить в себе доброту и понимнаие. По-моему просят немного.  

               

               

Cathleen

  • Гость
Re:Школьная программа
« Ответ #29 : 24/11/2002, 23:22:46 »
Пушкин руль. Но поняла я это почему-то совсем не на уроках литературы...

               

               

Мунин

  • Гость
Re:Школьная программа
« Ответ #30 : 25/11/2002, 19:34:35 »

Цитата из: aZeff on 24-11-2002, 22:36:57
...Я конечно, понимаю, историю своей страны надо знать, но всё имеет свои пределы целесообразности.


Только для этого есть уроки истории, а не литературы.

               

               

Lolth

  • Гость
Re:Школьная программа
« Ответ #31 : 25/11/2002, 19:59:20 »
Читаю ваши высказывания и завидую... С удовольствием написала бы сочинение о женском образе в русской классике, скажем, конца 19-ого века.... А то единственное серьезное произведение, которое я проходила в школе - это "Преступление и наказание". И пришлось по нему три раза (!) писать сочинение на тему "Мотивы убийства".
Кроме этого мы изучали еврейскую современную поэзию и короткие рассазы еврейских писателей. Я бы не сказала, что очень ужасно, но в одном ряду с Пушкиным и сотоварищами они и не стояли!!!

               

               

Virtroll

  • Гость
Re:Школьная программа
« Ответ #32 : 30/11/2002, 22:29:37 »
 Сама по себе школьная программа страшной-разужасной мне не кажется. Равно как и идея изучения в школе русской классической литературы. Но проблема-то в том, что и полного понимания произведений, написанных не то что просто взрослыми и опытными, но и хоть в какой-то мере гениальными людьми требовать ото всех учащихся обычных общеобразовательных школ не следует хотя бы ввиду огромной разницы в жизненном опыте, не говоря уже об уровне культурного развития. И именно этим и обусловлена, на мой взгляд, подчас излишне однозначная трактовка произведений учителями. Мне кажется, такой вариант - вариант передачи более разделяемой точки зрения на творчество того или иного писателя - наиболее приемлем для ознакомления учащихся с литературой, если имеет место достаточная аргументация или хоть ссылка на авторитет тех или иных исследователей. При этом наличие аргументации должно способствовать развитию навыка самостоятельного анализа произведения. Но изучение литературы, как мне кажется, должно вестись именно как изучение, а не как обсуждение поставленных в произведении проблем. К примеру, абсурдно требовать при изучении того или иного классицистического произведения обязательного согласия с идеями, в нем выраженными, каким бы ярко выраженным дидактизмом произведение ни обладало, но есть смысл констатировать важность этих идей для автора и для общества в целом. И произведение, мнится мне, надобно представлять не как руководство к действию, не навязывать его, не обсуждать верность или неверность идей автора, ибо переубедить ученика не так легко, да и не нужно совсем, а как некий культурный пласт. Функция учебного предмета литературы не дидактическая, не воспитательная, но просветительская. И именно на этом нужно сделать упор, чтоб хоть как-то изменить бытность литературных шедевров как средства пытки бедных детей. Или не шедевров. Констатируя "огромное влияние, оказанное произведением ХХХ на общественную/политическую/культурную жизнь...", совсем не обязательно называть это произведение великим, а его автора гениальным. Хотя бы этого, на мой взгляд, хватило бы, чтоб некоторую долю отвращения из учебного процесса изъять.

Если же художественная литература будет рассматриваться как материал для формирования личных взглядов учащегося, может быть, учащемуся будет и интереснее. И лоботрясы не пойдут в подворотни. Но это должно будет называться иначе. Если нужен именно лоботрясоусмиритель, надобно вводить что-то вроде Закона Божия/классных часов, проводимых не после уроков или на переменах/религиозного воспитания, а то и вообще возлагать эту благую задачу на другие учреждения, как было сказано выше.

Ну а насчет эмоционального восприятия литературы... Профессиональный учитель вполне может преподавать лично ему неприятные произведения абсолютно беспристрастно, при этом не заставляя учащихся возлюбить любимейшие его произведения. Просто непедагогично приходить в священный ужас от заявления ребенка, которому с начальной школы рассказывали о том, какой Пушкин был великий, замечательный, гениальный, хороший и вечно живой, что он Пушкина не любит. И в этом-то вся суть нередко заключается: иногда никакой бешеной пропогандой творчества не получается убить саму возможность восприятия прелести творчества. А вот привить ненависть к творцу довольно легко, ведь, во-первых, прямого доступа к величию самого творца человек получить не может, во-вторых, образуется чувство обиды на творца, в-третьих, возникает подозрение о каком-то тайном злобном заговоре, поскольку те самые творцы нередко особой добродетельностью не отличались. Если признать право как учителя, так и ученика не любить шедевры и классиков, изучение литературы опять же потеряет дюжую долю насилия в своей сути, и не будет в ответ на "Писатель ХХХ - гений" звучать "Писатель ХХХ - дурак".

Другое дело - попытка ненавязчивой демонстрации красоты того или иного произведения, когда это возможно в силу собственных воззрений учителя. Если вспомнить того же К.И. Чуковского, в статье "Литература и школа" (кстати, часть этой статьи полно, хотя и небесспорно, освещает обсуждаемую тему) он пишет: "О том, что поэзия может доставить радость, программа до сих пор не додумалась. Она вообще не желает внушать детям любовь к литературе: пусть зубрят без всяких эмоций".  На мой взгляд, внушать эмоции не следует. Но если их получится аккуратно пробудить, будет замечательно.

Ну а лично мне, хотя я не могу назвать абсолютно всех моих учителей литературы людьми не то что талантливыми, но даже корректными, обучение по школьной программе подарило осознание многих произведений, которыми я иначе и не заинтересовалась бы. которые я не полюбила бы. Иногда это было следствием гениальности преподавателя (Лермонтова до поры до времени я вообще не воспринимала), иногда - побуждения меня к анализу произведения преподавателями, который сами едва ли много смыслили (случай с "Гамлетом"), иногда - категоричность навязываемых неаргументированных суждений, опять же способствующих анализу (моя превосходнейшая учительница почему-то из рук вон плохо преподавала творчество именно Гумилева). Я с радостью могу сказать, что я люблю многих классиков, в том числе и тех, к кому многие из выше высказавшихся относятся негативно. И нет такого произведения школьной программы, которое было бы мне абсолютно безынтересно. Потому я позволю себе дерзость посоветовать хотя бы попробовать взглянуть на некогда невзлюбленные произведения незамыленным глазом.

Благодарю за внимание (ежели, конечно, хоть кто-то дочитал до конца).


               

               

Хельга Эн-Кенти

  • Гость
Re:Школьная программа
« Ответ #33 : 02/12/2002, 23:32:28 »
А мне со школькой литературной программой очень повезло. Мы проходили то, что действительно было интересно читать: Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Расин, Гёте, Филдинг, Руссо, Мольер, Вольтер. И русскую классику очень хорошо преподавали - я её до сих пор с удовольствием читаю. Наверное, мне повезло со школой и учителями. А сочинение выпускное я писала как раз по теме "Я хочу рассказать о книге/фильме и т д" Я писала по "Мастеру и Маргарите", но были у нас в классе товарищи, которые описывали "Твин Пикс"  - никаких ограничений не было.

               

               

Nocticula

  • Гость
Re:Школьная программа
« Ответ #34 : 05/12/2002, 22:53:30 »
Меня школьная программа почти обошла стороной. Все произведения я успевала прочитать задолго до того, как их начинали проходить в рамках этой пресловутой программы, а потому материал успевал усвоиться, и у меня сформировывалось чёткое личное мнение. Мне было легко рассуждать о героях, об их действиях, ибо у меня было больше времени на обдумывание происходящего. Пока бедные коллеги с трудом рылись в текстах и искали нужные цитаты, я без труда начинала излагать свои взгляды на то, о чём они еще не прочитали вообще. Однако положительного эффекта как такового я не получила... Только скука, скука и томление!
И еще про русскую классику: она иссушает язык. Стиль изложения мыслей становится таким старинным и мало понятным, что современники не рукоплещут сим мыслям. Очень тяжело себя перевоспитывать...
P.S. На моём веку попалась только одна книга, которая доказала мне пользу образования. Это - Гарри Гаррисон, "Специалист по этике" (цикл "Мир смерти"). Там подробно и наглядно описывалась польза от знания химии, физики, электротехники и, собственно, этики и психологии... Кто читал, отзовитесь!

               

               

Scath

  • Гость
Re:Школьная программа
« Ответ #35 : 06/12/2002, 21:26:49 »

Цитата из: Tan Xagen on 17-11-2002, 23:14:31

Цитата из: Мятежница on 17-11-2002, 22:38:06
Хорошо что ДжРРТ не изучают в школе...  :)


 Это да...  Представляю, ЧТО бы нам рассказывала наша литераторша о сюжете, жанре, героях и т.д.


Представьте себе, изучают. В Киеве знаю по крайней мере две школы, в которых давали "Хоббита" (2001-2002). Как внеклассное чтение, но всё же - рекомендовали!

               

               

Мятежница

  • Гость
Re:Школьная программа
« Ответ #36 : 06/12/2002, 22:56:43 »

Цитата из: Scath on 06-12-2002, 21:26:49

Цитата из: Tan Xagen on 17-11-2002, 23:14:31

Цитата из: Мятежница on 17-11-2002, 22:38:06
Хорошо что ДжРРТ не изучают в школе...  :)


 Это да...  Представляю, ЧТО бы нам рассказывала наша литераторша о сюжете, жанре, героях и т.д.


Представьте себе, изучают. В Киеве знаю по крайней мере две школы, в которых давали "Хоббита" (2001-2002). Как внеклассное чтение, но всё же - рекомендовали!


Так то Хоббит и в начальных классах... Ну или там в средней школе...

               

               

Johnny

  • Гость
Re:Школьная программа
« Ответ #37 : 07/12/2002, 16:26:29 »
На самом деле школьная программа не так уж и плоха....лично меня многие произведения из нее сподвигли прочитать другие книги этих писателей (например, Тургенев). Да и к Пушкину и Лермонтову отношусь хорошо.  А вообще сами уроки литературы должны быть построены как общая дисскусия, где каждый высказывает СВОЁ мнение. В итоге все скатилось к тому, что есть сейчас. Конечно тяжеол в коллективе сказать то, что ты на самом деле думаешь, так как далеко не все в классе так уж настроены на философские беседы. Да и мало кому интересно чужое мнение в таких случаях. Поэтому и учителям стало удобнее, чтобы дети прочитали критику, сказали бы чужие слова и получили своё тройку.

               

               

Johnny

  • Гость
Re:Школьная программа
« Ответ #38 : 07/12/2002, 16:29:32 »
А вообще все тоже самое относится и к истории, так как она состоит не только из фактов, но и мнения людей по тем или иным вопросам. Чаще всего учителя навязывают своё, а если ты согласишься, то, как правило, начинают злиться..... а должны бы выслушать и аргументированно объяснить почему они думают иначе.

               

               

Valandil

  • Гость
Re:Школьная программа
« Ответ #39 : 07/12/2002, 16:44:50 »
Я преподавал историю в школе, поэтому рискну судить об этом вопросе.

Преподавателю необходимо рассказать о мировой и отечественной истории за 7 лет, причём людям отнюдь не с университетским образованием. Худо-бедно ученик осознаёт основы истории к 9-му классу.

А теперь представьте себе педагога, который знает по абстрактному вопросу гораздо больше ученика. Он, конечно, может ответить на его вопросы, диктуемые - откровенно говоря - зачастую просто недостатком информации или неумением эту информацию анализировать. И это будет не корректный и тактичный спор двух светил мировой науки - ученику хочется, чтобы его зауважали и посчитали не глупее оппонента, а потому и выпендриваться он будет до последнего.

А теперь представьте, что в классе тридцать человек. Помножьте на хотя бы двадцать часов в неделю. И попробуйте сами выдержать такой график. Попробуйте за 40 (!) минут урока объяснить каждому умнику из немаленького класса, почему именно вы так считаете. Уверяю вас, вы один жалкий факт будете обрабатывать несколько недель, и большинство этого времени уйдёт на однообразный пересказ источников, позволивших вам сформировать свою позицию.

А между тем эта история даром не нужна большей половине класса. А те, кому нужна, будут сами читать книжки и ею целенаправленно заниматься. А задача учителя - дать фактическую информацию и по возможности научить её анализировать.

Берегите учителей!