Цитата из: Мёнин on 18-03-2006, 16:27:11
Цитата из: Mrrl on 27-02-2006, 11:55:36
Ну... "равенство" 0,(9)=1,(0) я вообще принять не могу, поскольку "0,(9)" не является корректной записью действительного числа ("положительным действительным числом называют бесконечную десятичную дробь , не оканчивающуюся последовательностью девяток").
Никогда не встречал подобного. Эта запись некорректна, как некорректно записывать ответ на задачу как 3/6 (т.к. 3/6 = 1/2)
Конкретную формулировку я взял с вот этой страницы (
http://www.kspu.ru/magazine/no2/pub/12.htm). Учебника, на который там ссылаются, у меня нет, но я не вижу оснований сомневаться в корректности ссылки. И насколько я помню, при объяснении представления действительных чисел десятичной дробью всегда явно говорилось, что "хвост девяток" запрещен.
(У кого есть учебник матана для 1 курса - посмотрите, пожалуйста - что там про десятичное представление?) Что и понятно - тогда каждое число имеет единственное представление, что немаловажно при работе с этими объектами. Насчет 3/6 - пока ничего сказать не могу, надо посмотреть что есть корректная запись рационального числа. Не исключено, что требование каноничности сработает и там (т.е. для корректности записи p/q - как рационального числа, а не примера на деление - необходимо (p,q)=1; q>0).
Цитата:
Цитата:
Что касается доказательства для шестого класса - зависит от конкретной теоремы. В школьных доказательствах математик может найти много допущений ("здесь неявно используется полнота поля действительных чисел", "здесь надо аккуратно сослаться на лемму Жордана - и это займет не меньше страницы", "а это вообще ниоткуда не следует и доказывается, в лучшем случае, на спецкурсе по общей топологии").
Я знаю примерно пять доказательств этому, из которых только одно использует первое из указанных утверждений.
Чему "этому"? Разве конкретная формулировка теоремы была приведена?
Цитата:
Цитата:
И насчет мистицизма математических дисциплин - а попробуйте-ка ответить на вопрос: почему если в кошельке было N монет и мы добавили туда еще одну, то в нем оказалась N+1 монета - причем именно для этой операции сложения, а не для любой другой полугруппы, определенной на R+ ? Я пока не вижу ответа (кроме попыток сослаться на закон сохранения массы и энергии).
Потому что операция счёта так
определена. С арифиметикой Пеано знакомы?
Операция сложения определена через
кошелек с монетами? ? ? Позвольте вам не поверить. Аксиоматика Пеано - не более, чем аксиоматика. Непонятно, какое отношение она имеет к реальному миру.
Кстати, утверждение про кошелек верно только если в кошельке
- нет дырки
- нет лужи достаточно сильной кислоты
- нет монетодробилки, превращающей одну монету в несколько.
Как
арифметика может
учесть подобные факторы - не понимаю.
Впрочем, есть более "простые" вопросы:
- почему если мы положили в пустой кошелек монету, то (1) в нем теперь есть монета и (2) когда мы эту монету достанем, то кошелек будет пустым;
- почему если мы положили в кошелек одну монету, а потом еще одну монету, то мы положили в него две монеты ("две"=next(1) в смысле "арифметики Пеано")?
Цитата из: Мёнин on 18-03-2006, 17:16:39
Складывание и умножение доказываются из двух допущений - определение счёта и допущение логичности.
А можно попросить расшифровку этих понятий или ссылку на нее?
Цитата из: Мёнин on 18-03-2006, 17:16:39
Доказать арифметику и нельзя. Это, кажется, Гёдель.
Если арифметика - это система аксиом, то можно доказать непротиворечивость этой системы, предъявив модель, для которой эти аксиомы выполняются. Не более того. И это можно сделать, выйдя за пределы теории - например, в аксиоматике Цермело-Френкеля. Конечно, непротиворетивость ZF мы доказать тоже не можем - придется в нее верить.
Цитата:
Хотя я не против утверждения "наука - тоже мистика"
![Строит глазки ::)](//tolkien.su/forum/Smileys/classic/rolleyes.gif)
К чему я и клоню. Ведь что такое арифметика? Для нематематика - это набор ритуалов, которые необходимо освоить в начальной (а самые сложные - в средней) школе, которые, если их правильно применять, дают определенную власть над миром, и которые совершенно не требуют объяснения и понимания - а почему надо делать именно так и почему это работает?
Для математика - набор объектов и аксиом для них, позволяющий объяснить правила, которыми пользуются нематематики, и при необходимости придумать новые. Вопрос, какое отношение эти аксиомы имеют к реальности, считается неприличным, кощунственным и еретическим.
Чем не религия?