не ставлю под кат, ибо весь фильм - спойлер настроения.
первое.
"Хоббит" - халтура. Не потому, что Пи-Джей плохо внял гению Толкина. Все гораздо проще. Он всегда был толстый лавочник, которого почему-то начали чтить как гения. А ведь фильмы что он снимал, кроме разве что "Страшил" и то вряд ли - коммерческие. НО: раньше он пытался что-то придумать, в этом фильме эффкт новизны кончился, и он полез в штампы. Как можно больше боевиковых штампов для тупого, нелюбознательного американского кинозрителя с попкорном. На Imdb, говорят, все в полном восторге.
а) создатели фильма сэкономили на художнике-постановщике. Торин - откровенный перс, пусть и похожий на шерифа из "Робин Гуда - принца воров" - но в той же степени и на главного плохого в "Взять живым или мертвым" с Хауэром. Гномы - вы мне скажите, куда вы смотрели, обсуждая кастинг? ПОЛОВИНА ГНОМОВ - ИРЛАНДЦЫ, А ДРУГАЯ ПОЛОВИНА - ЧЕЧЕНЫ!!!!
Азог - никто не поймал себя на подсознательном вопросе "куда делась вторая пара рук". ЕВПОЧЯ?
Рука терминатора тоже ну очень доставляет.
Оркрист в виде Жала с обломанным усом гарды.
Дом Радагаста, списанный то ли из "Нисхождения тьмы", то ли из "Спайдервика". По крайней мере, прорисовка сильно схожая.
Ушанка Радагаста, и он сам, сделанный так чтобы максимально принять его за русского из фильма категории Б.
Мория в руках орков как-то до боли напоминает саруманову дыру в земле. И это при том, что ну никак эти гоблины на прирожденных плотников не тянут.
УШАНОК ВО "ВЛАСТЕЛИНЕ КОЛЕЦ" НЕ БЫЛО. Здесь же их минимум две, если не три.
б) режиссер экономил на серых клеточках, предпочитая думать о сюжете красными клеточками ягодичной мышцы. Постоянные флэш, Рональд его Руэлл, бэки. Постоянные сюжетные рифмы с пиджеевским ВК. Но если в ВК была романтическая сказка, то здесь шло последовательное, неуклонное обезсмысливание сказки, по перумовскому рецепту - накачиваем реальных мелочей в сказку, "чтобы она не выглядела так ходульно", смотрим как она лопается, и сокрушенно констатируем "эвона какой некачественный ходульный продукт был". Вся отсебятина поперек Толкина сделана четко под стилистику полицейского боевика. Вместо трепача-ниггера трепач-гном. Местами под их манеры просто просится рэп. Гэндальф, оказывается, подписывет письма "опытный взломщик ищет работу за достойную плату". Манеры гномов, пришедших к хоббиту, выстроены не как заказчики пришли к специалисту - а как "чечены пришли развести лоха, отжав его квартиру". временами откровенно его унижая. Аллергия на лошадей сильно напоминает проблемы с диабетом в американских боевиках. Вместо вражды гномов и орков - месть конкретных центровых пацанов Торина и Азога. Вместо колебаний мирного обывателя, нужно ли ему в СКАЗКУ - минимум три эпизода размазывали как кашу по столу вопрос "подписывать ли контракт, стоит ли его подписывать и подхожу ли я/подходишь ли ты на работу по контракту". Вместо незаметного обретения себя - пафосная речь "у меня дом есть - я причиню вам добро, помогши вам обрести ваш". Да еще и чисто боевиковская линия - новичок, который должен доказать себя командиру, который в него не верит. Также ну очень подходит по стилистике навязчивое подчеркивание каннибализма Голлума - кстати, таковой у орков как раз спрятан. Бабочка Гэндальфа, и без того дважды засвеченнная в ВК, окончательно превращается в звонок по вызову орлов, и достает не менее, чем веточка, которую постоянно роняет в "Три богатыря и шемаханская царица" ворон, обрушивая в подкоп очередную жертву. По ней можно смело объяснять разницу в восприятии мира фэнтези у читателя фэнтези и игрока в Sacred-мультиплеер.
в) актерская работа заслуживает отдельного помидора. В отличие от скупейшей и выразительнейшей мимики Гэндальфа в начале первого фильма, в первом разговоре с Бильбо Гэндальф кривляется почти как Джим Кэрри. Эльфы Элронда ведут себя как классические хмурые пацаны в рыцарских доспехах из "Времени ведьм" или "Соломона Кейна" - кстати, на редкость топорно сделана сюжетная рифма со встречей роханцев и Арагорна с эльфогномом. Да и сочетание слов "последний домашний приют" с подобной встречей производит эффект... странный.
г) сценарист тоже заслуживает забоя. Престарелый седой пейсатый носатый ирландский еврей уныло тянет про негероичность команды из одних кузнецов и игрушечных дел мастеров - а потом перед ВК идет и отвоевывает Морию? Да не верю. Торин играет до тех пор (устало ест у Бильбо он, например - так, что Станиславский прослезится), пока сценарист не заставляет его произносить очередные пафосные речи.
д) никто не оценил операторской работы? Более гадского дежа-вю с фантастическими киношками категории Б из 80-х, пошлый операторский ход "явление героя в кадр в потоке бьющего из-за спины синеватого поляризованного света" - я давно не видел. Я про Морию, еслищо.