Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Автор Тема: математические задачи  (Прочитано 21618 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Erlom-Tiu

  • Гость
Re: математические задачи
« Ответ #20 : 09/08/2004, 12:01:10 »
Да можно и не решать. Но на безрыбье, как говориться.

Кто жаждет поделиться хорошими мат. задачами - welcome.

               

               

Мёнин

  • Гость
Re: математические задачи
« Ответ #21 : 01/11/2004, 09:00:09 »
Небольшая задача:

Найти все (в т.ч. комплексные) решения уравнения х^9=х, не прибегая к формуле поиска всех корней энной степени (это было бы слишком просто)


Простые вопросы: как выглядит признак деления на 11 для шестнадцатеричной системы счисления (то, что в ней записывается как 11)?
Признак де5ления на 2 в троичной системе счисления?

               

               

aborgen

  • Гость
Re: математические задачи
« Ответ #22 : 01/11/2004, 19:00:57 »
Про троичную СС: Представляем число в виде: x=a0 + 3*a1 + 9*a2 + ... + 3^n*aN (где x-десятичное число, а aN...a2a1a0 - троичная запись x)
Очевидно, четность каждого слагаемого совпадает с четностью ai, поэтому четность самого числа совпадает с четностью суммы его цифр.
По поводу деления на 11(в 16ричной) - тут тоже довольно просто. числа, кратные 17, отличаются от степеней 16 - ти только на единицу, то справа (нечетная степень), то слева (четная степень). Получаем, что признак делимости точно такой же, как и в десятичной системе для одиннадцати (a0 - a1 + a2 - a3 + ... должно быть кратно 11).
А по поводу уравнения - что если попробовать перенести х и до опупения раскладывать на множители, в том числе и комплексные?

               

               

Мёнин

  • Гость
Re: математические задачи
« Ответ #23 : 02/11/2004, 08:32:50 »
а разложить на комплексные множители без всё той же формулы корней?..

               

               

aborgen

  • Гость
Re: математические задачи
« Ответ #24 : 02/11/2004, 19:23:37 »
Вообще я имел в виду расписывать разность квадратов вида (x^2n) + 1  в комплексную, а (x^2n) - 1  -  в обычную. Если не так, тогда подумаю ишшо.  :-\

               

               

Мёнин

  • Гость
Re: математические задачи
« Ответ #25 : 03/11/2004, 08:45:53 »
Аборген, так напишите. Это действительно просто, но просто напишите.

               

               

aborgen

  • Гость
Re: математические задачи
« Ответ #26 : 03/11/2004, 16:03:22 »
Ладно. Примерно так:
x^9 - x=x(x^8 - 1) = x(x^4 - 1)(x^4 + 1) = x(x-1)(x+1)(x - i)(x+i)(x^4+1) = x(x-1)(x+1)(x - i)(x+i)(x^2 - i)(x^2 + i).
Ну вот. А теперь, поскольку справедливо: i= i^(4n+1), -i= i^(4n+3), Получим x= i^(4n+3)(оно же -i), x= i^(4n+1)(оно же i),  а также икс равное плюс-минус корню из этих выражений(сорри, влом было набирать). Ну, и x=0,1,-1. Число n целое. Всего 9 корней, наводит на мысль, что правильно... >:D

               

               

асфодель

  • Гость
Re: математические задачи
« Ответ #27 : 03/11/2004, 16:53:47 »
Самый коварный раздел математики – теория чисел. Отличается заманчиво легкими формулировками задач и далеко не элементарными решениями. (Если кто сомневается, вспомните хотя бы Теорему Ферма).

А кто-нибудь может решить такую задачу:
a+b+c делится на 30. Докажите, что a^5+b^5+c^5 делится на 30.


               

               

aborgen

  • Гость
Re: математические задачи
« Ответ #28 : 03/11/2004, 18:25:47 »
Гмы... Я тут уж начал пятые степени расписывать... Идиот... Заучился...
На самом деле все проще!
Составим разность: a^5+b^5+c^5-a-b-c = a^5 - a + b^5 - b + c^5 - c =a(a^2+1)(a-1)(a+1) + b(b^2+1)(b-1)(b+1) + c(c^2+1)(c-1)(c+1).
вот момент истины! Теперь видно, что одно из трех последовательно идущих чисел (например a-1,a,a+1) делится на три и на два, а значит и на шесть, поэтому вся сумма делится на 6. Теперь осталось доказать, что она делится на 5.
Пусть на 5 не делятся те самые последовательные числа. Тогда a,b,c оканчиваются либо цифрой 2, либо цифрой 3, либо 7, либо 8.
Легко проверить, что a^2+1,b^2+1,c^2+1 тогда заканчиваются на 5 или 0, т.е. делятся на 5. В любом случае вся сумма делится на пять. А значит, и на тридцать. А далее - разность чисел кратна 30, вычитаемое кратно 30, чего бы уменьшаемому не быть кратному 30? 8)

               

               

aborgen

  • Гость
Re: математические задачи
« Ответ #29 : 03/11/2004, 18:31:01 »
Кстати, попутно получили, что число (n^5)-n делится на 30. Интересный факт!

               

               

асфодель

  • Гость
Re: математические задачи
« Ответ #30 : 03/11/2004, 22:36:09 »
Aborgen, мои поздравления  :)
Сама я решала задачу немного по-другому: согласно Малой теореме Ферма,
для любого натурального n, такого что (n,p)=1, выполняется: n^(p-1) – 1 делится на р (р – это простое число). Следовательно, n^4-1 делится на 5 для (n,5)=1, а значит, выражение n(n^4-1) тоже делится на 5 . Остальные рассуждения – как у Вас.


               

               

aborgen

  • Гость
Re: математические задачи
« Ответ #31 : 03/11/2004, 22:49:46 »
Мне, человеку темному, теорема Ферма незнакома, ни одна из них... Так что пришлось старым, дедовским способом... Но спасибо, хоть мозгами пошевелил. Еще задачки будуть?

               

               

Мёнин

  • Гость
Re: математические задачи
« Ответ #32 : 04/11/2004, 07:23:41 »
Аборген, пять корней указанного вы выписали верно
0,1,-1, i, -i.
Потом указали, что корни из i и -i являются корнями уравнения. Однако, в данном случае корень не является ответом. Можете ли вы их найти, опять-таки, без формулы корня комплексного числа?

               

               

aborgen

  • Гость
Re: математические задачи
« Ответ #33 : 04/11/2004, 15:57:24 »
Не понимаю, что не так. Подставляя корни из i и -i, получаем верное равенство. Нужна тригонометрическая форма?

               

               

асфодель

  • Гость
Re: математические задачи
« Ответ #34 : 04/11/2004, 16:14:46 »
to Менин: насчет извлечения корней из комплексного числа тоже не поняла: если не применять формулу «в лоб», остается только представить число в показательной или тригонометрической форме и посчитать. Или есть еще какой хитрый способ?

Цитата:
Еще задачки будуть?
 
Не вопрос, получайте:  :)

В некоей стране живут 13 серых, 15 зеленых и 17 красных хамелеонов. Когда встречаются два хамелеона разного цвета, они оба тут же перекрашиваются в третий цвет (например, серый и зеленый становятся красными). Может ли через некоторое время оказаться, что все хамелеоны станут одного цвета?

               

               

Арвинд

  • Гость
Re: математические задачи
« Ответ #35 : 04/11/2004, 18:11:19 »
Может, последнюю задачу лучше в "логические"?

               

               

aborgen

  • Гость
Re: математические задачи
« Ответ #36 : 04/11/2004, 21:13:17 »
Задача сводится к проблеме: можно ли уравнять число хамелеонов каких-либо двух цветов? Внимательно приглядевшись, можно увидеть, что при каждом перекрашивании разность между количествами хамелеонов каких-либо двух цветов или не меняется, или изменяется на три. А изначально эта разность везде равна 2 (ну и 4). Поэтому, как ни печально, у нас никогда не будет набора хамелеончиков одного цвета.   :'(

               

               

асфодель

  • Гость
Re: математические задачи
« Ответ #37 : 04/11/2004, 21:52:51 »
Ладно... Ушла искать задачи посложнее  :)

               

               

Мёнин

  • Гость
Re: математические задачи
« Ответ #38 : 05/11/2004, 08:22:32 »

Цитата из: aborgen on 04-11-2004, 15:57:24
Не понимаю, что не так. Подставляя корни из i и -i, получаем верное равенство. Нужна тригонометрическая форма?


Вопрос простой: найти корень из I, не пользуясь пресловутой тригонометрической формой (которая и создаёт, собственно, ту формулу, о которой я сначала говорил). Потому что эту самую форму тригонометрическую можно было бы и в самом начале применить, с тем же результатом.

               

               

асфодель

  • Гость
Re: математические задачи
« Ответ #39 : 05/11/2004, 09:44:54 »

Цитата:
Может, последнюю задачу лучше в "логические"?


Можно и туда. Тем более, что ее все равно уже решили