Пародия Толкина на эльфа - орк, на человека - Голлум (особенно, посмотрите, как он говорит сам с собой!). То есть, если исказить: вычесть красоту, довести до крайностей отличительные черты - что получится. Пародия жестокая, но меткая, IMHO
^:)Цитата из: Meli on 28-04-2003, 16:17:44
Категорически не согласна я позицией: эльфы - это такие звери (или твари)? Вы искажаете видение Профессора, не нужно этого делать! Как там было в "Законах и обычаях" (истинные толкиенисты меня поправят, если что):
"По природе они (то бишь эльдар) воздержанны и стойки, и дух у них правит телом". Звери?
Всё время повторяется одна и та же цитата, которую уже устал оспаривать. Я считаю, что видение Профессора - не эталон, мы здесь обсуждаем как раз ошибки в видении Профессором эльфов. Мелиан, к Вашему сведению, Толкин не обладал эльфийским менталитетом, чтобы описать эльфов на 100% правдиво, кроме того, он вписывал в своих эльфов свои католические идеалы. Так что я интуитивно и логически считаю, что Толкин искажал образ эльфов, и - показываю, где он ошибался, просто показываю, и всё. Толкин показал взаимодействие души и тела с одной, приятной ему стороны: подчинение тела душе. Я не отрицаю, что, если это можно назвать
подчинением, оно сильнее, чем у людей. Но я отрицаю, что подчинение вообще имеет место. На самом деле должен быть единый порыв, созвучие "феа" и "хроа". Не зря ведь феа эльфов - часть Арды! У Толкина противоречие самому себе.
Цитата из: Meli on 28-04-2003, 16:17:44
И уясните себе: никогда, никогда у нас не приветствовался принцип: эльфы- это звери такие (или, еще того хуже - эльфы- твари без души). Извините за каламбур - с души воротит меня (эльфа)...
Эльфы, по моему представлению,
не звери. В целом, они не звери, просто то, что человек утратил, став "разумным", у них осталось... И уж тем более они не "твари без души"!!! У них просто нет борьбы и конфликтов разума с бессознательным, что есть у человека. Это такой образ мышления. По-другому. Просто сравнил с мышлением "по-звериному", но это совсем и ни в коем случае не значит, что эльфы - звери и их потребности и жизнь такие же вот, и не больше. Можно более красиво сравнить мышление эльфа с таким, какое оно бывает у человека в детстве... По-моему, так будет точнее и можно без особого труда преставить себе - как это - быть эльфом.
Цитата из: Meli on 28-04-2003, 16:17:44
И - ради всего святого: причем тут католицизм Толкиена !?
При том, что это - искажение. Католическая вера сыграла роль Мелькора. Фантазия на базе языческих мифов дополняется враждебным к этой базе - христианством. Получается как раз тот самый диссонанс.
Цитата из: Ihae on 28-04-2003, 16:17:44
..но разве можно ставить знак равенства между интуицией и инстинктом? Эти две вещи совершенно различны...
Можно интуицией почувствовать, что где-то поблизости прячется враг, но при этом поступить совершенно разумно: например, вычислить, где враг может прятаться, и защитить себя и своих товарищей с той стороны, (или подстраховать). Тогда как инстинкт бы потребовал, бежать с того места как можно быстрей, возможно даже не предупредив ничего неподозревающих друзей, и даже не потратив время на то, чтоб объяснить, почему ты вдруг так рванул прочь.
Не стоит забывать, что даже у человека есть такие инстинкты, как стремление к обществу, стремление к самосовершенствованию и самореализации, не говоря об эльфах. Эльфами правят далеко не одни инстинкты, тем более не один только инстинкт самосохранения. Даже звери и птицы далеко не всегда трусливо убегают от опасности. Даже какая-нибудь мелкая птичка, охраняя гнездо, отчаянно бросается на врага, который больше ее во много раз.
Естественно, мотивацию поведения эльфа не следует даже пытаться укладывать в рамки мотивации у зверей. Она - выше и более сложная, но действие, по-моему, должно быть результирующей, созвучием всего - от инстинктов до разума, а не как у человека - что победит в мучительной голлумовской борьбе самого с собой.
(
http://x1.pochtamt.ru/laegnor2.gif)