2441
Паб «Eagle and Child» / Re: Честь. С чем ее "едят" и нужна ли она вообще?
« : 26/10/2006, 23:51:37 »
Если вкратце:
1. При любом эксперименте возможны неучтенные факторы. Да мы и не должны проверять каждого на предмет наличия доблести - просто наблюдаем. А кроме того, доблестный человек может и не видеть в своих поступках чего-то выдающегося. Ведь это для него органично.
2. Чем дальше мы находимся от событий, тем больше факты переплетаются с толкованиями, интерпретациями, предположениями. Вряд ли можно искренне считать достоверными сразу несколько версий событий; но почему бы просто не сохранять в поле рассмотрения все непротиворечивые, и отбрасывать те, которые не выдерживают проверки безусловной фактологией. Ведь если говорим "толкование", то оно подразумевается не в единственном экземпляре.
3. Пример насчет преферанса был, вероятно, не вполне прозрачен. Я подразумевал лишь иллюстрацию того, что рациональное не охватывает не только какие-то возвышенные, отстраненные, недостаточно изученные или аномальные случаи, но и вполне бытовые ситуации. Тому же служит и пример с убеждением толпы: толпа принципиально практически не воспринимает информацию рационально. Наверное, Вы слышали о том, что около 55% информации, усвоенной из речи, зависит от интонации... (потом могу ссылочку кинуть).
4. О трусости... Попробуйте дать определение, Белькар. Каждый человек чего-то боится, но как мы определим, трусость это в данном случае или нет? Что касается тяжести индивидуального существования, то это зависит от психологии личности. Можно утратить навыки общения, но не воспринимать это как тяжелое состояние. Мне, во всяком случае, как-то довелось 3 месяца существовать автономно от внешнего мира. Не могу сказать, что сильно горевал по этому поводу - даже приступы мизантропии куда-то исчезли...
5. Наполеон в определенном смысле был бесчестен. За что и поплатился: во-первых, рядом нашлись еще более бесчестные (Талейран, Фуше, etc.), во-вторых, ему уже никто не доверял. В особенности после "Ста дней".
6. ОТБ как таковая, насколько я понял, к теме неприменима (м.б., за общими формулировками).
2Neloth:
Естественно, убеждения человека от лишней записи в отделе кадров меняться не должны и не могут. Но поскольку у человека возникает дополнительная ответственность (или ответственность другого уровня), он может по-другому реализовывать свои убеждения с учетом изменившейся ситуации. Скажем так: меняется концепция чести, как ее видят окружающие (извне), то есть в прикладном варианте.
1. При любом эксперименте возможны неучтенные факторы. Да мы и не должны проверять каждого на предмет наличия доблести - просто наблюдаем. А кроме того, доблестный человек может и не видеть в своих поступках чего-то выдающегося. Ведь это для него органично.
2. Чем дальше мы находимся от событий, тем больше факты переплетаются с толкованиями, интерпретациями, предположениями. Вряд ли можно искренне считать достоверными сразу несколько версий событий; но почему бы просто не сохранять в поле рассмотрения все непротиворечивые, и отбрасывать те, которые не выдерживают проверки безусловной фактологией. Ведь если говорим "толкование", то оно подразумевается не в единственном экземпляре.
3. Пример насчет преферанса был, вероятно, не вполне прозрачен. Я подразумевал лишь иллюстрацию того, что рациональное не охватывает не только какие-то возвышенные, отстраненные, недостаточно изученные или аномальные случаи, но и вполне бытовые ситуации. Тому же служит и пример с убеждением толпы: толпа принципиально практически не воспринимает информацию рационально. Наверное, Вы слышали о том, что около 55% информации, усвоенной из речи, зависит от интонации... (потом могу ссылочку кинуть).
4. О трусости... Попробуйте дать определение, Белькар. Каждый человек чего-то боится, но как мы определим, трусость это в данном случае или нет? Что касается тяжести индивидуального существования, то это зависит от психологии личности. Можно утратить навыки общения, но не воспринимать это как тяжелое состояние. Мне, во всяком случае, как-то довелось 3 месяца существовать автономно от внешнего мира. Не могу сказать, что сильно горевал по этому поводу - даже приступы мизантропии куда-то исчезли...
5. Наполеон в определенном смысле был бесчестен. За что и поплатился: во-первых, рядом нашлись еще более бесчестные (Талейран, Фуше, etc.), во-вторых, ему уже никто не доверял. В особенности после "Ста дней".
6. ОТБ как таковая, насколько я понял, к теме неприменима (м.б., за общими формулировками).
2Neloth:
Естественно, убеждения человека от лишней записи в отделе кадров меняться не должны и не могут. Но поскольку у человека возникает дополнительная ответственность (или ответственность другого уровня), он может по-другому реализовывать свои убеждения с учетом изменившейся ситуации. Скажем так: меняется концепция чести, как ее видят окружающие (извне), то есть в прикладном варианте.