О предсказаниях в Арде

Автор: Юлия Понедельник
Дата публикации: 17.12.2009

7. Механизм предсказаний, инструменты предсказателя.

Предсказание (ниспосланное Валар или Эру) может прийти предсказателю двумя путями: наяву или во сне. Если предсказание приходит наяву, то предсказатель часто говорит "сердце мое подсказывает мне" или о нем говорится "тень дурного предчувствия омрачила его сердце". В данном случае термином "сердце" переведен термин "орэ" (квэнья), который означает скорее "внутренний дух, умонастроение, внутренний ум" (inner mind). Термин "сердце" не совсем подходит здесь, "поскольку óre не совпадает по смыслу ни с одним из сложных случаев исползования "heart" в английском: память, размышление, смелость, (good spirits), эмоции, чувства, нежность. добрые или благородные побуждения (не подвластные или противопоставленные суждениям разума)" (с) "Заметка об орэ"

Далее я привожу почти целиком "Заметку об орэ" Дж.Р.Р.Толкина, поскольку она имеет непосредственное отношение к механизму предсказаний.

"Но также используется [широко] в отношении мыслей, возникающих (arising) в уме (sanar) или входящих в него, которые Элдар рассматривают иногда как результат глубокого размышления (часто приходящего во сне), иногда же - как действительное послание или влияние на разум от иных разумов, включая [величайшие] умы Валар и таким образом [вычеркнуто: "опосредованно через"] (исходящие) косвенно от Эру.

(Таким образом, в то время считалось, что Эру даже (может) непосредственно "говорить" со своими Детьми). Отсюда распространенное выражение - ōrenya quete nin "сердце мое говорит мне", [используемое] для глубоких чувств в отношении [события или действия и т.д.] - что оно [одобряется] или произойдет...В Квенья часто ассоциируется с OR "вверх/подниматься", как если бы это было "возикновение" (arising) - мысли, что возникают или приходят в sanar, беспокоя, окрашивая или предостерегая его, и часто определяя его суждение, namie "некое суждение или желание" (sanwe, "мысль"  nama "суждение или желание"  indo "решение"  "решение" или воля (VIII)  действие), но, возможно, это другой случай потерянного h (вычеркнуто: "Ср. телеринское hor-") (IX).

...

Разум, "думающий, размышляющий" - sanar, воля - indo, "предчувствие, предупреждение" - óre (XV).

Эмоции делятся на две "переплетающихся" разновидности:

1) физические импульсы, порожденные телом, (вызванные нуждами) его сохранения, удовольствия, размножения, страхом, желаниями, голодом, жаждой, сексуальным желанием [т.е.] физической стороной Любви, когда "брак" hroa и fea был более тесным, и т.д.

2) импульсы, возникающие в fea - как от [ее внутренней природы], так и вызванные ужасом, любовью / [вычеркнуто: "ненавистью"] / жалостью / .... ([вычеркнуто: self-?sac] [?pastism ?]) гневом, ненавистью, - и ненависть была худшим случаем.Она была в позднейшей истории Элдар плодом ненависти/себялюбия и чувства отвержения (или, в наиболее испорченном случае, мести в их противостоянии чьей-либо воле или желанию), но была (и) настоящая "ненависть", гораздо менее "лично" возбуждающая сердце, лишь как один из видов враждебности - в отношении злого, (того, что) "против Эру", (что) разрушительно к прочим созданиям, особенно живым существам. (XVI).

Элдар ... полагали, что некое бедствие, возможно даже равное "изменению мира" (ср. то, что вызвало нечто подобное в позднейшей истории), случилось с Людьми, изменив их природу, особенно в отношении "смерти". Но об этом люди, и даже Атани, с которыми он (эльфы) сделались близко знакомы, не говорили более определенно, чем "тень позади нас" или "тьма, от которой мы бежали". Существует любопытный документ, названный Спор (? - Debate) Финрода и Андрет. (XVIII). Финрод был [вычеркнуто: "королем"] одним из королей Нолдор, известным как Firindil / Atandil, "друг людей", наиболее интересующийся и сочувствующий им. Андрет была женщиной из "мудрых женщин" Атани ... Из этого спора стала ясна вера Андрет в то, что смерть (или именно страх ее) пришла к людям как наказание или результат некоего бедствия - восстания против Эру, как предполагали Элдар; и не таково было первоначальное намерение, что люди будут бренными или кратковечными. Этот документ считается имеющим человеческое происхождение, возможно, исходящим от самой Андрет.

Поскольку (как можем мы судить теперь) из легенд (в большинстве, вероятно, эльфийского происхождения, хотя и пришедшие к нам от людей) кажется ясным, что людям не было предназначено иметь эльфийское долголетие, ограниченное лишь жизнью земли или ее существованием как места, пригодного для обитания Воплощенных. Им была дана привилегия, как говорили эльфы, уходить по своей воле из физического мира и времени (из кругов мира) но после гораздо большего срока жизни, чем [? наибольший нынешний ?].

..."Бедствие", как и подозревали эльфы, было именно восстанием против Эру в форме принятия Мелькора как Бога (XXII). Одним из последствий этого было то, что fea была [заключена (в теле)] и Мелькор [взято в скобки, но не зачеркнуто: преследовал тех, кто восстал против него и искал защиты Эру] получил доступ к óre который [нрзб. (остался?)] но был [ бесполезным? ] и лишь мудрейшие из людей могли отличить [? его] злые внушения от истинного óre (XXIII).

Эльфы различали fea (phayā) как "дух/душу" и hroa (srawā) "тело" (XXIV). К fea, духу, они относили sanar, [? разум] и его проявления вместе с волей: indo, исходящее из суждений sanar, основанных на данных, происходящих из чувств и опыта, но также и из óre. Оно считалось способностью или функцией [вычеркнуто: ? fea] "внутреннего разума" (XXV)....

hor- (вычеркнуто: предостережение) означает "предостерегать", хотя относится не только ко злу и опасностям. Может использоваться в отношении одной личности, говорящей с другой, но в основном, используется безлично, как ora nin "это беспокоит меня" или в выражении órenya quete nin "мое сердце говорит мне" и рассматривается как "поднимающееся" из некоего внутреннего источника мудрости или знания, независимого от опытного знания, основанного на чувствах, чья мудрость [иногда возникает от] влияния [вычеркнуто: других (более мудрых) разумов] умов [тех, кто] более велик, более мудрых разумов - как, например, разум Валар.

В Телерине hŏra. Существительное hōre или [?horath] - "предостережение, предупреждение". В Q. óre T. ora [?безличное] было термином, [? употребляемым] в [? обычной речи] в выражении órenya quete nin "мое óre (сердце) говорит мне"". (с)

Таким образом, становится ясным, почему у эльфов предсказания более часты, нежели у людей - у эльфов "орэ" не замутнено влиянием Мелькора (и влиянием тела), они больше открыты "более великим разумам" (Валар и Эру).

Интересно отметить, что "закрыть разум" от Эру невозможно. Как утверждает "Осанвэ-кента":

"Hи один разум, однако, не может закрыться от Эру: ни от его взгляда, ни от его послания. Последнее разум может не принять во внимание, но не может сказать, что не знал о нем" (с)

Предсказание "наяву", вероятно, ощущается как "наитие", "озарение", "внезапно обретенное знание" (с осознанием, что оно истинно). Предсказание "во сне" - это скорее видение или голос (как будто некто видит картину или слышит чье-то обращение) - см. описание предсказания о Проклятии Исильдура и Сломанном Мече.

"Вот что я (Боромир) увидел: небо на востоке потемнело и огласилось нарастающим раскатом грома, но на западе брезжил бледный свет, и из этого света зазвучал голос, далекий, но отчетливый:..." (с) "Властелин Колец", кн.2, гл. "Совет Элронда" (стихотворное предсказание см. выше, в разделе 4 "Зашифровка предсказаний").

Во сне Ульмо передал Финроду и Тургону видение о "будущем лихе" (возможно, это были видения Дагор Браголлах и Нирнаэт Арноэдиад и последующего разорения земель Белерианда). Однако, они не запомнили этих видений так отчетливо, как это описано в предыдущем случае (возможно, это было сделано Ульмо намеренно), и после пробуждения Финрод и Тургон только ощутили смутную тревогу и непокой вкупе с желанием выстроить потаенные крепости.

Тингола также "тревожили сны о приходе людей" - вероятно, это предсказание было таким же расплывчатым, как и предыдущее.

Почти никогда не указывается, что предсказатель пользовался неким инструментом для предсказания. Единственное исключение - это Зеркало Галадриэли. Вот как описывается его "работа":

"Вслед за Владычицей хоббиты по длинной лестнице спустились в глубокую зеленую лощину, по дну которой, журча, бежал серебряный ручей, - тот самый, что начинался у фонтана, на холме. У берега, на низком постаменте в виде ветвистого дерева, стояла серебряная чаша, большая и плоская, а рядом - серебряный кувшин.

Галадриэль до краев наполнила чашу водой из ручья, дохнула на нее - и, когда вода успокоилась, проговорила:

- Перед вами - Зеркало Галадриэли. Я привела вас сюда, чтобы вы в него заглянули - если, конечно, пожелаете.

...

- Многое может открыть Зеркало, если я ему повелю, - улыбнулась Галадриэль. - Некоторым я могу показать и то, что они сами желают увидеть. А иногда вода являет непрошеные образы. Зачастую они весьма неожиданны, но могут оказаться полезнее, чем те, что покажут вам по заказу. Что увидите вы, если дать Зеркалу свободу, я сказать не могу. Ибо в нем можно узреть и прошлое, и настоящее, и еще не бывшее - причем последнее сбывается не всегда. Но даже мудрейшие часто встают в тупик и не могут истолковать того, что им открыло Зеркало. Хотите попробовать?

...

- Хотел, - откликнулся Сэм, слегка дрожа от страха и любопытства. - Я бы разочек заглянул, если можно. - Он повернулся к Фродо: - Я не прочь узнать, как там дома, все ли на месте? Мне кажется, я уже сто лет как ушел! Но даю руку на отсечение, что я увижу одни звезды или такое, чего вообще не пойму.

- Вполне может статься. - Владычица негромко рассмеялась. - Иди же к Зеркалу! Что увидишь, то и увидишь. Только не касайся воды!

Сэм взобрался на возвышение и наклонился над чашей. Темная вода казалась твердой как камень. В ней отражались звезды.

- Звезды! Я так и думал... - начал было Сэм, но вдруг тихо ахнул: звезды пропали. С воды словно сдернули темное покрывало. Зеркало посерело и прояснилось. Светило солнце, буйно раскачивались на ветру ветви деревьев. Но прежде, чем Сэм успел разобраться, что это такое, свет померк; теперь ему предстало бледное лицо Фродо - тот лежал под огромной темной скалой и крепко спал. Потом Сэм понял, что видит самого себя, - он бежал по какому-то темному туннелю, взбирался по бесконечной винтовой лестнице... Он понял, что ищет кого-то или что-то, а время поджимает. Но что ему втемяшилось искать?.. Тут, как это бывает во сне, видение переменилось, и Чаша снова показала деревья - на этот раз словно бы издалека. Теперь Сэм понял, что происходит. Они не под ветром раскачивались: они, вздрагивая, падали на землю.

- Что?! - вскричал Сэм, придя в неописуемый гнев. - Тэд Сэндиман рубит деревья?! Кто ему разрешил?! Их же нельзя валить! Это же дорога от Мельницы к Приречью! Там теперь совсем тенечка не останется! Попадись мне этот Тэд, я его так отделаю, что он костей не соберет!

Тут Сэм заметил, что Старой-то Мельницы как раз и нет; вместо нее громоздилось какое-то краснокирпичное сооружение, уже почти достроенное. Вокруг копошилась уйма народу. Тут же торчала высокая красная труба. Поверхность Зеркала заволокло черным дымом.

- Колдовство какое-то! - пробормотал Сэм, протирая глаза. - Не зря Элронд хотел отослать господина Мерри домой. Нелады в Заселье..." (с) "Властелин Колец", кн. 2, гл. "Зеркало Галадриэли"

Таким образом, Сэм увидел "истинные" картины будущего - разорение Шира и бледного Фродо, лежащего как мертвый после укуса Шелоб.

Не совсем также ясно, является ли само Зеркало "магическим" или это всего лишь "немагический" предмет, удобный для показа "видений", а воду Галадриэль зачаровывает с помощью своего Кольца Воды - Нэньи. Возможно, однако, что и само Зеркало является "магическим" предметом и оба "инструмента" (Зеркало и Кольцо) необходимы для показа видений.

Неясно также, каков механизм этих предсказаний. Возможно несколько вариантов:

1. Галадриэль сама провидит будущее, а Зеркало служит ей "передатчиком", благодаря которому видения зрят те, кто смотрит в Зеркало.

2. Зеркало - инструмент, с помощью которого смотрящие в него могут зреть видения, посланные им извне (Эру или Валар).

3. Зеркало "ловит" отзвуки Музыки Айнур (и Видения Арды), которые и показывает смотрящему.

По моему мнению, 2 и 3 вариант более правдоподобны, чем первый.


Все статьи Статьи по теме «Устройство мира»