Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Автор Тема: бренные тела  (Прочитано 5526 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Последняя

  • Гость
бренные тела
« : 22/09/2003, 16:54:41 »
вам никогда не приходило в голову. что виной всех несчастий является наше бренное тело? много пьёшь- печень болит...куришь- легкие и сердце...зимой нередко срываются самые долгожданные планы из-за гриппа или простуды...а кто-то и вовсе прикован к постеле либо с рождения, либо в результате несчастного случая.
да, конечно, можно говорить о равновесии и т.п., но почему плата иногда бывает столь велика, что всю жизнь не расплатишься?

               

               

Мунин

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #1 : 22/09/2003, 17:51:25 »
Почему именно тело?
Сказал глупость - обидел человека - начали выяснять отношения - рассорились...

               

               

Laska

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #2 : 22/09/2003, 23:34:53 »
извиняюсь, конечно, но, по-моему, не стоит обвинять тело... его мы переделать не можем... это то, с чем мы будем жить до конца своих дней...
возможно я сейчас скажу банальную вещь, но если ты не хочешь, чтоб у тебя болела печень - не пей, не хочешь, чтоб долели сердце и легкие - не кури...
другого совета у меня нет...

2Мунин, знаешь, у Г. Горина есть отличное высказывание: "Когда говоришь то, что думаешь, думай, что говоришь". Это я в отношении  твоего высказывания:
"Сказал глупость - обидел человека - начали выяснять отношения - рассорились..."  


               

               

Мунин

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #3 : 23/09/2003, 17:27:39 »
Я и не спорю! Я имел в виду, что глупо сваливать все проблемы на тело. А вот на голову - имеет смысл...

               

               

Вечер

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #4 : 23/09/2003, 19:41:20 »
Голова, насколько я понимаю, упоминается в метафорическом смысле? ;-)

               

               

Laska

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #5 : 23/09/2003, 20:14:58 »

Цитата из: Мунин, ворон Одина on 23-09-2003, 17:27:39
Я и не спорю! Я имел в виду, что глупо сваливать все проблемы на тело. А вот на голову - имеет смысл...



да я как раз это и сказала в поддержку твоего высказывания

2Вечер: голова, имхо, это мозги!


               

               

Heisa

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #6 : 23/09/2003, 21:34:13 »
ню-ню. а здря вы так тушку защищаете. тушка хочет тепла и покоя, не дает зачастую совершать всяческие сумасшествия (имхо необходимые для того, чтобы жить, а не существовать). тело  - все пороки и все земное что есть. не здря наверное мудрые дядьки так хотели отделить дух от тела. впрочем и от разума тоже..

               

               

aellin

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #7 : 23/09/2003, 23:14:19 »
Хм. А зря вы на тушку все валите :) Имхо, у человека ничуть не меньше проблем бывает от сердечно-душевных чувств и переживаний (Мунин прав), нежели от физических желаний и потребностей... Не бывает проблем разве что от разума, да и то спорно - выражение "горе от ума" тоже не зря существует :) Да человек несовершенен в любой из составляющих, и свалить все беды на что-то одно невозможно :-\

               

               

Мунин

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #8 : 24/09/2003, 00:57:25 »

Цитата из: RJ on 23-09-2003, 21:34:13
...тело  - все пороки и все земное что есть. не здря наверное мудрые дядьки так хотели отделить дух от тела. впрочем и от разума тоже..


Хотелось бы подчеркнуть, что это исключительно западная традиция. На Востоке человека всегда рассматривали как единое целое, не придумывая неестественных "конфликтов души и тела". В чём-то - более честная, смелая и ответственная позиция: не сваливать пороки на "животную половину", а признавать их своими.

               

               

Последняя

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #9 : 24/09/2003, 20:57:32 »
но в таком случае, где же справедливость? в чем виноваты люди, с рождения обделенные, или лишенные какой-либо функции в результате нелепой случайности? почему они не могут жить так же как все...
или, к примеру, собираешься наконец сделать что-либо для души, банальный пример - сходить в библиотеку (пишу первое что попалось в голову) а на утро выясняется что ни с того ни с сего температура, кашель, горло болит...
почему же наше душевное развитие настолько сильно зависит от телесного?

               

               

Heisa

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #10 : 24/09/2003, 20:57:34 »

Цитата:
Хотелось бы подчеркнуть, что это исключительно западная традиция.

ой ли? возможно я сяду в лужицу, но, кажется, это как раз с востока пришло.
именно на востоке для достижения "правильного состояния" практикуется выход из тела.


тело - штука временная, в то время как некая субстанция, обзываемая душой, духом и т.д. имхо живет подольше.
кстати, когда я говорю о теле, ваще-то я имею ввиду и мозги. они тоже в теле живут. и на их решения воздействуют именно физиологически процессы, иногда просто менее очевидно.


               

               

Мунин

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #11 : 24/09/2003, 23:10:43 »

Цитата из: Эвридика on 24-09-2003, 20:57:34

Цитата:
Хотелось бы подчеркнуть, что это исключительно западная традиция.

ой ли? возможно я сяду в лужицу, но, кажется, это как раз с востока пришло.


боюсь, сядете. Греция, христианство etc. Впрочем, и это можно назвать востоком...
Цитата из: Эвридика on 24-09-2003, 20:57:34
именно на востоке для достижения "правильного состояния" практикуется выход из тела.


Вот как раз выходом из тела это называется на западе. А на востоке таких слов даже не используется.

               

               

Heisa

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #12 : 25/09/2003, 00:29:17 »
не буду сейчас ссылаться на конкретную литературу, ибо нету под рукой, но мне довелось читать массу литературы по китайской и японской философии. в частности более примитивные вещи, связанные с боевыми искусствами востока.

я говорю не о "умерщвлении плоти", а о "выходе из тела", состояние, достигаемое в процессе медитации. это я знаю не в теории, уже на практике. восток не задавливает тело, а способствует его гармонизации с духом. вытягивает его на свой уровень, если можно так сказать.

говоря, что "тушка мешает" я все же имею ввиду не те единицы, достойные глубокого уважения, которые смогли подчинить тело духу, а обольшинство, и в большей степени  европу. именно тут пропогандируется  порочность тела (а не исходная слабость).

все достижения тела в первую очередь обуславливаются духовным, если в нем есть сила. если же существо достаточно слабо и примитивно, то инстинкты берут верх.

               

               

Deldraug

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #13 : 25/09/2003, 01:05:03 »
Тело и душа единое целое одно не может без другого, по тому и проблемы, что тело без души безполезно, что душа без тела слаба. И тело не во всём виновато. Ведь заболело оно не по собсвенной воле, его заставили, и в пищё оно нуждается потомучто, так мир устроен. А когда душа страдает телу не легче.

               

               

Мёнин

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #14 : 25/09/2003, 05:07:54 »
Христианство, если и утверждает греховность и несовершенство тела, говорит о человеческом духе то же...

Просто с греховностью души - тем  больше появляется проблем телу, с уязвимостью тела - тем больше поводов страдать душе...

Так что оба виноваты.

При этом, впрочем, говорят "дурная голова рукам-ногам покою не даёт". Не наоборот!

               

               

Мунин

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #15 : 25/09/2003, 20:06:28 »

Цитата из: Эвридика on 25-09-2003, 00:29:17
...мне довелось читать массу литературы по китайской и японской философии...
я говорю не о "умерщвлении плоти", а о "выходе из тела", состояние, достигаемое в процессе медитации...


На востоке нет "выхода из тела", есть только "выход из себя", за пределы своего обычного состояния (прежде всего, за пределы обыденного сознания). Если вы сталкивались с другими формулировками - вам досталисьне самые лучшие переводы.

Цитата из: Deldraug on 25-09-2003, 01:05:03
Тело и душа единое целое одно не может без другого, по тому и проблемы, что тело без души безполезно, что душа без тела слаба.

Одно противоречит другому. Если тело и душа единое целое, какой вообще смысл у оборотов "дуа без тела", "тело без души"?

Мёнин, мы что, только о христианстве говорим?

               

               

Brunhilda

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #16 : 25/09/2003, 22:03:23 »
Вау, у меня есть мысль! И я ее выскажу! (пока никто другой не успел  ;D )

В общем-то, тело - это орудие. Возьмем, для сравнения, машину. Если вместо бензина заливать водку, она не поедет. Если по ней бить молотком - скорее всего, сломается. Если не соблюдать правила техники безопасности и не возить на техпроверки - заглючит и заглохнет. Все это кажется естественным, когда говорим о машине, так? Но почему-то вызывает удивление, если говорится о человеческом организме: он ведь явно _не рассчитан_ на водку и наркотики, и, с другой стороны, конкретно рассчитан на определенные физические нагрузки, нормы питания и гигиены...

Наш организм, кроме всего прочего, обладает определенной регенеративной способностью, т.е. большинство мелких нарушений восстанавливаются: зарастают порезы и переломы, например. Кроме того, у него есть встроенный самообучающийся процессор и система воспроизведения со встроенной выбраковкой наиболее сильных мутаций (большинство мутаций хромосом выбраковываются на зародышевом уровне). Вы мне покажите сопоставимую машину!

Да, у любого механизма есть срок износа. Возможно, живя в тиши Тибета, предаваясь йоге и питаясь экологически чистой водичкой можно увеличить "время эксплуотации" тела - ходят слухи, что до столетий. Но большинству людей лень даже делать зарядку, бросить курить и начать нормально питаться...

Идея мистицизма, основанная на умерщвлении плоти, мне кажется чуждой человеческой природе. Тело - это фантастический дар, только надо уметь с ним правильно обращаться. Его запросы достаточно просты... И, кстати, в хорошей форме оно обладает достаточным иммунитетом, чтобы справиться с большинством вирусов _без_ таблеток...


               

               

Laska

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #17 : 25/09/2003, 22:33:14 »

Цитата из: Brunhilda on 25-09-2003, 22:03:23
Вау, у меня есть мысль! И я ее выскажу! (пока никто другой не успел  ;D )

В общем-то, тело - это орудие. Возьмем, для сравнения, машину. Если вместо бензина заливать водку, она не поедет. Если по ней бить молотком - скорее всего, сломается. Если не соблюдать правила техники безопасности и не возить на техпроверки - заглючит и заглохнет. Все это кажется естественным, когда говорим о машине, так? Но почему-то вызывает удивление, если говорится о человеческом организме: он ведь явно _не рассчитан_ на водку и наркотики, и, с другой стороны, конкретно рассчитан на определенные физические нагрузки, нормы питания и гигиены...

Наш организм, кроме всего прочего, обладает определенной регенеративной способностью, т.е. большинство мелких нарушений восстанавливаются: зарастают порезы и переломы, например. Кроме того, у него есть встроенный самообучающийся процессор и система воспроизведения со встроенной выбраковкой наиболее сильных мутаций (большинство мутаций хромосом выбраковываются на зародышевом уровне). Вы мне покажите сопоставимую машину!

Да, у любого механизма есть срок износа. Возможно, живя в тиши Тибета, предаваясь йоге и питаясь экологически чистой водичкой можно увеличить "время эксплуотации" тела - ходят слухи, что до столетий. Но большинству людей лень даже делать зарядку, бросить курить и начать нормально питаться...

Идея мистицизма, основанная на умерщвлении плоти, мне кажется чуждой человеческой природе. Тело - это фантастический дар, только надо уметь с ним правильно обращаться. Его запросы достаточно просты... И, кстати, в хорошей форме оно обладает достаточным иммунитетом, чтобы справиться с большинством вирусов _без_ таблеток...




а это мысль...
только почему-то она мало кому в голову приходит...

новая мысль - как ты относишься, так и оно "относится" тебе... т.е. как окукнится, так и откликнится


               

               

Симагин Гендо

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #18 : 26/09/2003, 07:25:09 »

Цитата из: Последняя on 24-09-2003, 20:57:32
но в таком случае, где же справедливость?
Цитата:
А от кого вы хотите справедливости?


почему же наше душевное развитие настолько сильно зависит от телесного?


А потому, что почти все духовные ощущения мы получаем через тело. Чтобы читать, нужно зрение; слушать музыку, нужен слух.
А то, что мы через тело не получаем, возможно только благодаря памяти о телесных ощущених.

               

               

Brunhilda

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #19 : 26/09/2003, 08:34:38 »
Ласка:
Цитата:
 новая мысль - как ты относишься, так и оно "относится" тебе... т.е. как окукнится, так и откликнится


Causality (c)  ;)

               

               

Heisa

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #20 : 26/09/2003, 17:37:41 »
тело безусловно требует к себе нормального отношения. я с ним по большей части общаюсь как с отдельным существом - капризным иногда, иногда слабым. т.е. мне надо куда-то идти, а оно болеет и не может встать. я пытаюсь его переубедить, а у него при вставании голова кружится. а ведь известно, что если совсем припрет, оно еще много чего может.

имхо надо стараться, чтобы тело всегда подчинялось воле.


ЗЫ
вы только не подумайте что у меня шизофрения  :D

               

               

neiaglov

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #21 : 26/09/2003, 22:43:27 »
Не могу не поучавствовать в этой беседе. Моё сообщение будет в основном обращено Мунину и Ире Репиной, поскольку мне кажется, что и тот, и другая, во-первых, путаются с определениями души, духа и тела, принимая за значение этих понятий то одно, то другое, тем самым подкрепляя свои доводы, а заодно и смешивая в кучу все возможные философии и религии, называя часть из них "западными", а часть -- "восточными".

Итак, Мунин. Первым делом ваш пост про "грецию, христианство и пр." Когда речь идет о Греции, имеется в виду, видимо, античная Греция. Итак, понятие души у греков весьма утилитарно. Оно построено, как отрицание, как "не-телесное", т.е. та составляющая человека, которая выполняет некоторые функции, очевидно невыполнимые телом. Короче говоря, душа -- эдакий орган чувств, способный воспринимать определенные интеллектуальные ощущения. Не буду голословным и приведу отрывок из диалога Платона "Федон":

"— Когда же в таком случае, — продолжал Сократ, — душа приходит в соприкосновение с истиной? Ведь, принимаясь исследовать что бы то ни было совместно с телом, она — как это ясно — всякий раз обманывается по вине тела.
— Ты прав.
Так не в размышлении ли — и только в нем одном — раскрывается перед нею что-то от [подлинного] бытия?
— Верно.
— И лучше всего мыслит она, конечно, когда ее не тревожит ничто из того, о чем мы только что говорили, — ни слух, ни зрение, ни боль, ни удовольствие, когда, распростившись с телом, она останется одна или почти одна и устремится к [подлинному] бытию, прекратив и пресекши, насколько это возможно, общение с телом.
— Так оно и есть.
— Значит, и тут душа философа решительно презирает тело и бежит от него, стараясь остаться наедине с собою?
— Очевидно, так.
— Теперь такой вопрос, Симмий. ПризнаЁм мы, что существует справедливое само по себе, или не признаем?
— Ну разумеется, признаЁм, клянусь Зевсом.
— А прекрасное и доброе?
— Как же не признать?
— А тебе случалось хоть раз видеть что-нибудь подобное воочию?
— Конечно, нет, — сказал Симмий.
— Значит, ты постиг это с помощью какого-то иного телесного чувства? Я говорю сейчас о вещах того же рода — о величине, здоровье, силе и так далее — одним словом, о том, что каждая из этих вещей представляет собою по своей сущности. Так как же, самое истинное в них мы обнаруживаем с помощью тела? Или же, напротив, кто из нас всего тщательнее и настойчивее приучит себя размышлять о каждой вещи, которую он исследует, тот всего ближе подойдет к ее истинному познанию? "

Т.е. у Платона нет, как такового, конфликта между душой и телом. Единственный конфликт, который у них возникает -- конфликт неверного восприятия, как, например, могут поспорить вкус и обоняние. (Мы не раз видели в научных телепередачах, как человеку зажимали нос и при этом он свободно жрал горчицу)

Теперь христианство. Различные христианства трактуют понятие души по-разному, поэтому позволю себе ориентироваться на православие. Здесь у нас тоже есть довольно ясное определение души: "И создал Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, то есть дал ему дух свободный, разумный, живой и бессмертный, по образу и подобию Своему; и стал человек с бессмертною душою. Этим и отличается человек от всех остальных живых тварей. Таким образом, мы принадлежим к двум мирам -- телом -- к миру видимому, вещественному, земному, а душою -- к миру к миру невидимому, духовному, небесному."

Здесь душе дается совершенно определенная цель: она является способом человека принадлежать к некоторому миру. Таким образом, главная цель православия (и я хочу подчеркнуть, что именно православия) -- заботиться о духе, но не о теле, является также совершенно неконфликтной, бо просто напросто велит человеку развивать в себе определенный талант, за счет другого. Мы это делаем тут и там. Скажем, желая заниматься биологией и поступая на биологический факультет ВУЗа, абитуриент временно перечеркивает для себя возможность заниматься, к примеру, физикой. А ежели он и физикой занимается, то не занимается географией и пр.

Так что, нет здесь конфликта! А душа есть. Тут Мунин прав. На Западе (точнее, в ранней античности и православии) душа имеется, но, как я подчеркнул, в строго определенном смысле. Пусть и несколько абстрактном, но функции души, во всяком случае очевидны.

А вот с "Востоком" все интереснее.
Давайте я буду откровенен -- я читал только о буддизме и готов говорить только о нем. Возможно, где-то что-то иначе и я просто хотел бы услышать точку зрения человека, который обладает информацией об индуизме, исламе, конфуцианстве в широком смысле этого слова и пр.

Итак, слова "душа" в оригинальных текстах действительно нет. Однако то, что называется в буддистских текстах словом "я" (это понятие я буду для определенности обозначать, как "будд-Я") очень сходно тому, что Юнг назвал самостью, а мы, полуазиаты, часто называем душой. Не стоит путать это понятие с центром сознания, мы обозначаем это сознанием, Юнг говорит об этом, как об ego.

"Хотя мы и говорим, что это тело и ум наши, это не соответствует действительности. Мы не можем постоянно поддерживать тело здоровым, молодым и привлекательным. Мы не можем постоянно придавать своим мыслям позитивную направленность, в то время как наш ум пребывает в несчастном или негативном состоянии (что само по себе доказывает то, что мышление не может находиться под полным нашим контролем)."

Т.е. ум, управляемый ego, еще и зависим от будд-я. Сама суть буддизма в том, чтобы понять, что ни ego, ни будд-я не существует (как бы пафосно это ни звучало).

"Постоянного "я" или самости не существует, что же дальше? Если мы рассмотрим жизнь, то увидим, что есть только физические и ментальные процессы (нама-рупа), которые в сложной взаимосвязи с обусловленностью и взаимозависимостью формируют наше существование. Всё это формирует кхандхи, или (пять) групп, которые непросветлённая личность рассматривает как чувства (ведана), шесть видов чувственных ощущений (санна), волевые конструкции  (санкхары) и другие виды сознания (виннана)."

Так что вот тут-то и есть конфликт. Никакого выхода из тела нет, никакого выхода из себя тоже нет по причине того, что не из чего выходить. Мне хотелось бы узнать, какую восточную философию имел в виду Мунин, когда говорил о выходе из себя. Смотрим интересную трактовку Юнга в "Психологии восточных религий и философий":

"Чудесные звуки вод составляют две пары оппозиций, выражающих основные догматические истины буддизма: "страдание" и "не-существование", "изменчивость" и "не-Я""

Подытожу сказанное:

1) Да, Мунин, вы правы, на западе есть понятие души.
2) Нет, Мунин, вы не правы, на востоке (т.е. в буддизме) оно тоже присутствует, правда, как некая ложная данность.
3) Нет, Сиир, вы не правы, нет речи ни о каком выходе из тела, медитация не имеет к этому никакого отношения.
4) Нет, Мунин, вы не правы, нет речи ни о каком выходе из себя, поскольку соль в том, чтобы как раз понять, что "себя" (т.е. будд-я) нет.

С волнением жду опровержений и доказательств того, что я верблюд, а вы исключительны, С приветом, Димка-невидимка.

               

               

Мунин

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #22 : 27/09/2003, 00:17:36 »

Цитата из: neiaglov on 26-09-2003, 22:43:27
Итак, Мунин. Первым делом ваш пост про "грецию, христианство и пр." Когда речь идет о Греции, имеется в виду, видимо, античная Греция.


Wrong. Ещё христианские Отцы Церкви. Не читал, но догадываюсь.

Цитата из: neiaglov on 26-09-2003, 22:43:27
А вот с "Востоком" все интереснее.
Давайте я буду откровенен -- я читал только о буддизме и готов говорить только о нем.


Восток - это не только буддизм. Да и буддизм... Сколько направлений вы назовёте?

Цитата из: neiaglov on 26-09-2003, 22:43:27
2) Нет, Мунин, вы не правы, на востоке (т.е. в буддизме) оно тоже присутствует, правда, как некая ложная данность.


:) Ну замечательно! Конфликт тела с ложной данностью! На востоке очень многое - иллюзия, но рассматривать-то, я так понимаю, нужно именно неиллюзорные понятия.

Цитата из: neiaglov on 26-09-2003, 22:43:27
4) Нет, Мунин, вы не правы, нет речи ни о каком выходе из себя, поскольку соль в том, чтобы как раз понять, что "себя" (т.е. будд-я) нет.


Это понимание достигается только тщательными действиями по "прозрению", подразумевающими выход за рамки повседневного опыта и обычного способа мышления и восприятия. В других смыслах "выход из себя" я в этом треде не употреблял. Сам виноват, подробнее комментировать надо было...

               

               

neiaglov

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #23 : 27/09/2003, 00:30:42 »
"Wrong. Ещё христианские Отцы Церкви. Не читал, но догадываюсь."
Боюсь, я недостаточно компентен в этом вопросе. Кто такие Христианские Отцы Церкви? И о чем вы не читали, но все же догадываетесь?

"Восток - это не только буддизм. Да и буддизм... Сколько направлений вы назовёте?"
Вот уж откровение! Восток -- это не только буддизм! Я уже объяснил свою позицию по поводу речей о востоке. Давайте, вы определите, что именно вы имеете в виду, когда говорите восток, а потом скажете, где конкретно совпадают догмы философских направлений и\или религий, которые вы указали. Насчет просьбы назвать направления буддизма, я не совсем понимаю, это такой задорный стеб, или вы действительно просите меня написать о них?

":) Ну замечательно! Конфликт тела с ложной данностью! На востоке очень многое - иллюзия, но рассматривать-то, я так понимаю, нужно именно неиллюзорные понятия."

Родной вы мой, какого же лешего вы полезли сюда обсуждать столь неиллюзорное понятие души? Или, возможно, вы -- антиариец и поэтому Юнговское понятие самости кажется вам иллюзорным, а понятие души -- нет?

"Это понимание достигается только тщательными действиями по "прозрению", подразумевающими выход за рамки повседневного опыта и обычного способа мышления и восприятия."

Давайте без трюкачества! Давайте ссылки на источники, либо объясняйте нормальными словами, без прозрений в кавычках. Я знаю, что такое буддистское просветление, а вот о прозрении в кавычках ни разу не слышал. И по-моему, вы путаете причину и следствие, так что я хотел бы от вас услышать, что это именно за тщательные действия.

               

               

Мунин

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #24 : 27/09/2003, 00:57:05 »

Цитата из: neiaglov on 27-09-2003, 00:30:42
"Wrong. Ещё христианские Отцы Церкви. Не читал, но догадываюсь."
Боюсь, я недостаточно компентен в этом вопросе. Кто такие Христианские Отцы Церкви? И о чем вы не читали, но все же догадываетесь?


Это такие дядьки, на основе писанины которых построено христианское богословие. То есть конечно, прежде всего - Священное Писание и творения апостолов, но помимо них - ещё изрядный довесок. Жили они в основном в Византии, отсюда и ссылки на Грецию.

Я не читал Отцов Церкви. Но догадываюсь, что там есть концепция души и тела, и про то, как "конфликтует тело с организмом".

Цитата из: neiaglov on 27-09-2003, 00:30:42
"Восток - это не только буддизм. Да и буддизм... Сколько направлений вы назовёте?"
Вот уж откровение! Восток -- это не только буддизм!


Язвить изволите? Мы тоже умеем...

Цитата из: neiaglov on 27-09-2003, 00:30:42
Я уже объяснил свою позицию по поводу речей о востоке. Давайте, вы определите, что именно вы имеете в виду, когда говорите восток, а потом скажете, где конкретно совпадают догмы философских направлений и\или религий, которые вы указали.


Я имею в виду кучу мистических учений восточнее Пакистана. Западнее Гавайев. Прежде всего индуизм, буддизм, джайнизм, даосизм. Ну и учение Дзынь до кучи.

Цитата из: neiaglov on 27-09-2003, 00:30:42
Насчет просьбы назвать направления буддизма, я не совсем понимаю, это такой задорный стеб, или вы действительно просите меня написать о них?


Both. Если вы их действительно опишете, всем будет приятно и интересно.

Цитата из: neiaglov on 27-09-2003, 00:30:42
":) Ну замечательно! Конфликт тела с ложной данностью! На востоке очень многое - иллюзия, но рассматривать-то, я так понимаю, нужно именно неиллюзорные понятия."

Родной вы мой, какого же лешего вы полезли сюда обсуждать столь неиллюзорное понятие души? Или, возможно, вы -- антиариец и поэтому Юнговское понятие самости кажется вам иллюзорным, а понятие души -- нет?


Не понял! Какого лешего я что? Вам напомнить, чему посвящена тема? Или вы сами прочитаете первое сообщение, или хотя бы название?

А про антиарийца - не дошло. Почему понятие души мне не кажется иллюзорным?

Цитата из: neiaglov on 27-09-2003, 00:30:42
Давайте без трюкачества! Давайте ссылки на источники, либо объясняйте нормальными словами, без прозрений в кавычках. Я знаю, что такое буддистское просветление, а вот о прозрении в кавычках ни разу не слышал. И по-моему, вы путаете причину и следствие, так что я хотел бы от вас услышать, что это именно за тщательные действия.


Тю! Как вас легко задеть!

Имелось в виду всего лишь то, что то, что в буддизме называется просветлением, в других учениях вполне имеет право называться по-другому, но в то же время суть предпринимаемых действий в различных мистических течениях весьма сходна.

И потом, что вы называете "трюкачеством" (sic!)?

               

               

neiaglov

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #25 : 27/09/2003, 01:07:49 »
"Я не читал Отцов Церкви. Но догадываюсь, что там есть концепция души и тела, и про то, как "конфликтует тело с организмом"."

Вы не читали, я не читал, давайте оставим их в покое.

"Если вы их действительно опишете, всем будет приятно и интересно."

Завтра опишу. Сегодня уже ломает. И пусть всеми будет приятно и интересно!

"Не понял! Какого лешего я что? Вам напомнить, чему посвящена тема? Или вы сами прочитаете первое сообщение, или хотя бы название?"

Я читал первое сообщение и его название. Я спрашивал вас о том, зачем вы ввязались в дискуссию о душе (ведь вы ввязались в нее сообщением о том, что понятие души принадлежит западной культуре в самом общем смысле), если восточное понятие души для вас иллюзорно. Чем же материальнее западное?

"Имелось в виду всего лишь то, что то, что в буддизме называется просветлением, в других учениях вполне имеет право называться по-другому, но в то же время суть предпринимаемых действий в различных мистических течениях весьма сходна.

И потом, что вы называете "трюкачеством" (sic!)? "

Трюкачеством я называю то, что вы вот только что сделали, а именно на прямой, четко поставленный вопрос о том, что за действия вы имеете в виду, ответили тем, что в различных мистических течениях они сходны. Чтобы вам получше понять, приведу более приземленный аналог нашего диалога:

--Видел очень красивую штуку.
--Что за штука?
--Ну, красивая, такая.
--Как она выглядела?
--Точно так же, как та красивая штука, которую я видел вчера.

Короче говоря, по сусалам вам завтра.

               

               

Коба

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #26 : 27/09/2003, 02:52:09 »
Здравствуйте, товарищи.

Прежде чем вступать в беседу, позвольте задать пару вопросов:
1) Что такое душа?  Пожалуйста, дайте непротиворечивое определение души, из которого было бы ясно не только что это такое, но и как оно себя проявляет, т.е. имеет ли смысл говорить об этом понятии.
2) Что такое дух? Требования те же.
3) О чем спор? Т.е. четко сформулируйте тему дискуссии.

               

               

Вечер

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #27 : 27/09/2003, 07:12:27 »
Хм., судя по отсутствию понятия "душа" в таких справочниках, как "Христианство. Словарь" и "София-Логос. Словарь" (последний принадлежит перу С.С. Аверинцева), можно делать вывод о том, что душа в христианском богословии является "неопределяемым" понятием. Что, по сути, понятно: без неопределяемого в основе христианство бы в систему не сложилось.
Однако при отсутствии четкого определения души противопоставление ее с телом в христианстве всегда было выражено четко.
Во-первых, душа бессмертна, а тело смертно (хотя этот тезис тоже не так очевиден: судя по Библии на Страшном суде будут воскрешаться и тела людей).
Во-вторых, тело явно ничего хорошего из себя не представляет. Когда Христос говорит о соблазнах, подстерегающих человека, оно говорит о "глазе" и "руке" (ну, которые нужно вырвать и отрезать, соответственно). До страшного негативное отношение к телу сохранялось в христианской культуре вплоть до Возрождения и Реформации (хотя, понятное дело, эти процессы также задели не всех христиан). Плоть необходимо "умерщвлять", потому что она мешает общению с Богом, наверное, можно сказать, что просто отвлекает, как-то, что ли.

Современная наша культура как-то не определилась с тем, какая концепция ей ближе и состоит из весьма разнородных точек зрения (уважаемый Мунин, который разбирается в буддизме лучше,  чем в христианстве, лучший тому пример).
Однако имхо есть один пункт, по которому о единстве души и тела у нас говорить не приходится. Я имею в виду абстрактные понятия: чести, совести, благородства. Они как-то с телом не соотносятся.
Соответственно и message у меня простой: безусловно, надо относится к телу по-хорошему (слово "надо", конечно, неправильное, читай "неплохо бы"). Но относясь к нему по-хорошему, не стоит забывать (а вот здесь уже замены не дождетесь), что есть такие ситуации, связанные со вполне абстрактными/душевными понятиями, когда телом нужно пренебречь, а то и пожертвовать.

               

               

Eldarion

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #28 : 27/09/2003, 16:12:27 »

Цитата:
...лишь то, что то, что в буддизме...

 ;D ;D ;D

               

               

Laegnor

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #29 : 27/09/2003, 16:52:53 »

Цитата:
Возможно, живя в тиши Тибета, предаваясь йоге и питаясь экологически чистой водичкой можно увеличить "время эксплуотации" тела - ходят слухи, что до столетий.
А кто-то просто эльфом родился - эффект тот же. Без Тибета. По крайней мере, по не менее достоверным слухам!

Особенность эльфийского менталитета - конфликт между "душой" и "телом" - отсутствует напрочь, а то что нужно или, напротив, вредно телу, четко осознается и влияет на поведение.

               

               

Laegnor

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #30 : 27/09/2003, 17:15:32 »
Вообще, и человеку не рекомендуется плохо, с пренебрежением относиться к своему телу - в мыслях  и на деле. Кстати, Neiaglov, согласись так делать - не по-арийски ^:)

Цитата:
Идея мистицизма, основанная на умерщвлении плоти, мне кажется чуждой человеческой природе.
Подписываюсь под этими словами!!!
От себя замечу, что все религии спасения без исключения грешат таким мистицизмом.

               

               

Мунин

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #31 : 29/09/2003, 03:54:17 »

Цитата из: neiaglov on 27-09-2003, 01:07:49
"Не понял! Какого лешего я что? Вам напомнить, чему посвящена тема? Или вы сами прочитаете первое сообщение, или хотя бы название?"

Я читал первое сообщение и его название. Я спрашивал вас о том, зачем вы ввязались в дискуссию о душе (ведь вы ввязались в нее сообщением о том, что понятие души принадлежит западной культуре в самом общем смысле), если восточное понятие души для вас иллюзорно. Чем же материальнее западное?


Извините, это вы тут устраиваете дискуссию о душе (и многие уже повелись), а без вас тут люди о теле рассуждали.

И надо сказать, вы перевираете. Этого: "...вы ввязались в нее сообщением о том, что понятие души принадлежит западной культуре в самом общем смысле..." - не было. И не будет.

Цитата из: neiaglov on 27-09-2003, 01:07:49
Короче говоря, по сусалам вам завтра.


Попробуйте... Сегодня уже 29-е...

               

               

Мунин

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #32 : 29/09/2003, 03:56:18 »

Цитата из: Коба on 27-09-2003, 02:52:09
Прежде чем вступать в беседу, позвольте задать пару вопросов:
1) Что такое душа?  Пожалуйста, дайте непротиворечивое определение души, из которого было бы ясно не только что это такое, но и как оно себя проявляет, т.е. имеет ли смысл говорить об этом понятии.
2) Что такое дух? Требования те же.


А идите вы с такими вопросами в другой тред. Здесь о теле разговаривают. Точнее, о телах. Бренных.

Цитата из: Коба on 27-09-2003, 02:52:09
3) О чем спор? Т.е. четко сформулируйте тему дискуссии.


[^]

               

               

Мунин

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #33 : 29/09/2003, 04:05:49 »

Цитата из: Вечер on 27-09-2003, 07:12:27
Во-вторых, тело явно ничего хорошего из себя не представляет. Когда Христос говорит о соблазнах, подстерегающих человека, оно говорит о "глазе" и "руке" (ну, которые нужно вырвать и отрезать, соответственно). До страшного негативное отношение к телу сохранялось в христианской культуре вплоть до Возрождения и Реформации (хотя, понятное дело, эти процессы также задели не всех христиан). Плоть необходимо "умерщвлять", потому что она мешает общению с Богом, наверное, можно сказать, что просто отвлекает, как-то, что ли.


Собственно, это самое "в христианской культуре" имеет вполне конкретные первоисточники, на которые я и хотел указать. Мне сказали: "Вы не читали, я не читал, давайте оставим их в покое." То, что мы этого не читали, не отменяет самого существования первоисточников. И их важности в этой роли.

Цитата из: Вечер on 27-09-2003, 07:12:27
Однако имхо есть один пункт, по которому о единстве души и тела у нас говорить не приходится. Я имею в виду абстрактные понятия: чести, совести, благородства. Они как-то с телом не соотносятся.
Соответственно и message у меня простой: безусловно, надо относится к телу по-хорошему (слово "надо", конечно, неправильное, читай "неплохо бы"). Но относясь к нему по-хорошему, не стоит забывать (а вот здесь уже замены не дождетесь), что есть такие ситуации, связанные со вполне абстрактными/душевными понятиями, когда телом нужно пренебречь, а то и пожертвовать.


Кхым. Я вполне согласен, что такие ситуации существуют, но почему называть их "когда телом нужно пренебречь, а то и пожертвовать"? Я бы предпочёл говорить, что нужно пожертвовать собой. Есть разница?


               

               

Мунин

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #34 : 29/09/2003, 04:08:14 »

Цитата из: Eldarion on 27-09-2003, 16:12:27

Цитата:
...лишь то, что то, что в буддизме...

 ;D ;D ;D


И шо тебе не нравится? Первое "то, что" - союз, а второе - два местоимения. Мне скобки расставлять уже?

Цитата из: Laegnor on 27-09-2003, 16:52:53
А кто-то просто эльфом родился...


Ой, давай в этой теме только о людях, а?

               

               

Aire

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #35 : 29/09/2003, 11:35:13 »
Сначала цитаты:
День пятый: "И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных и пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо." (Быт. 1:20-21)

День шестой: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.» (Быт. 1:24)
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.». (Быт. 1:26-27)

"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою". (Быт. 2:7)


Устройство человека можно объяснить двумя способами: дихотомией и трихотомией. Дихотомия подразумевает разделение человека на два составляющих - тела и души, что, впрочем, неясно показывает различия между человеком и животными. Из приведенных выше цитат из Библии видно, что «душа живая» присутствует у всех существ, отличных от неживой (камней, например) и живой, способной воспроизводиться (растений) материи. Основные функции души (по Феофану Затворнику) — мыслительная (рассудок), чувствующая (вкус, потребность эстетических удовольствий), желательная (воля, потребность предприятий, действий). У животных в целом все это проявляется на более примитивном уровне, но все же проявляется.
В трихотомии человека присутствует и третий компонент — дух. Это отдельный, эксклюзивный дар Божий человеку, связь Бога с человеком, те самые «образ и подобие», которых нет в животных. Потребностями духа (Богосозерцанием, Боговкушением и Богообщением) определяется норма человеческой жизни. От развития духа в каждом конкретном человеке будет зависеть направленность данного человека на ублажение тела либо же души. Как говорит св. Феофан, «по естественному назначению человек должен жить в духе, духу подчинять и духом проникать все душевное, а тем паче телесное». Т.е. жизнь телесная ниже жизни душевной, а душевная ниже духовной: первые две подчиняются последней.

В свете всего этого – о теле. Да, потребности тела должны быть подчинены потребностям души и духа. Но не надо забывать, что тело, как и другие ценные дары, было дадено человеку всеблагим Богом, а поэтому оно не может быть каким-то подвохом, злом. Да, тело смертно, сотворено из праха и в прах должно обратиться, но оно необходимо для существования человека в мире, который подарил ему Бог. До изгнания из Рая человек жил рядом с Богом не в виде эфемерной субстанции, а во плоти, такой, какую мы имеем сейчас. В воскресении мертвых обещано воскресить людей целиком, в собственных телах. С помощью же тела можно делать очень много богоугодных дел (например, плодиться и размножаться :) ). Человек триедин, сознательно отсекать от него какую-то часть – не только неестественно, но и губительно. Вот что говорит «религия спасения» под названием «христианство».

 Истязание плоти было распространено в средневековье - как лекарство от развращения плоти, возможно, чересчур «утрированное». Но развратить можно и душу, причем исцелиться телом гораздо проще, чем исцелить душу.

Тело, дар Божий, надо любить, но нельзя ему потакать во всем; тело надо беречь, но нельзя ставить его превыше души и духа; не тело должно управлять нами, а мы – телом.


               

               

Eldarion

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #36 : 29/09/2003, 18:34:12 »

Цитата:
И шо тебе не нравится? Первое "то, что" - союз, а второе - два местоимения. Мне скобки расставлять уже?



Да не в грамматике дело. Звучит не очень складно, слоги одинаковые часто повторяются  ;) ;)
Это не критика, нет. Просто ворчание :)

А вообще я с тобой согласен.  ;)

               

               

Вечер

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #37 : 30/09/2003, 08:33:42 »
Вопрос души и духа, на самом деле, в богословии так и не решен. Основной вопрос заключается в том, что если бессмертен именно дух, а не душа, то получается, что сознание человека умирает вместе с ним, причем раз и навсегда. Отсюда непонятно, как тогда будут судить на Страшном суде, если сознания подсудимого нет. Так что не совсем ясно, где заканчивается дух и начинается душа.

Цитата:
Кхым. Я вполне согласен, что такие ситуации существуют, но почему называть их "когда телом нужно пренебречь, а то и пожертвовать"? Я бы предпочёл говорить, что нужно пожертвовать собой. Есть разница?

Конечно: ведь "себя" как такового не существует. Предположим, что под давлением обстоятельств мы пошли на какую-то гадость, наплевав на все муки совести. Если сделать так несколько раз, то вполне вероятно, что те центры в нас, которые определяют, что такое хорошо и что такое плохо тоже атрофируются. Тогда получится, что мы сохраняем тело как таковое, жертвуя важной частью сознания. И наоборот, соответственно. Для христиан такой вопрос не стоит, им не "частью сознания" жертвовать, а жизнью вечной. А если не обращаться к религии, то, может быть, это результат эволюции - способность пренебрегать телом ради чего-то более важного.
Можно, конечно, тело и сознание полностью объединить, но тогда система получится внутренне противоречивой. Отсюда вопрос к разбирающемуся в восточной философии: что там определяется как нравственный критерий?

               

               

posadnik

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #38 : 30/09/2003, 11:40:41 »
Хоть это и не литфорум, кину-ка я пару ссылок на литературу.

Вечер, о том, как смерть сообразуется с сознанием, см. проповедь капитана Причера из дивовского "Саботажника" написанную Дивовым на основе вполне конкретных богословских работ.

Брунхильда, идея о теле как скафандре, в котором только и может обитать человеческая душа в этом мире, обсуждалась в трилогии Сергея Иванова "Мертвый разлив" - "Сезон охоты на ведьм" - "Миро-творцы". Первая из книг лежит на библиотеке Мошкова, в ней см. главу 3 (но идей для почитать стоит все вместе, если найдешь).
http://www.lib.ru/IWANOW_S/razliw.txt

снова Вечер, и местами Эвридика -

если объединить тело и сознание, как раз система получится противоречивой, но жизнеспособной. Что уж противоречивее двух людей со своими привычками, находящихся в законном браке? Так ведь живут...

И нет ничего более жалкого, чем загонять себя - хоть телом, хоть душой. И ничего, кроме понтов в том, чтобы гнать больное или уставшее тело, вопреки его запасу прочности, я не вижу. Да, сила воли и все такое. Только вот потом тело упадет и не встанет, когда израсходуется НЗ. А новой лошади для сознания, куда бы оно пересело с этой, собственноручно загнанной, уже не будет. Аналогично, если потакать телу, загоняя душу в даун. Например, "Митина любовь" Бунина - весьма себе хорошая иллюстрация как не надо. Душа и тело находятся в законном браке на весь срок, вот пусть и уважают друг друга.


               

               

Эотан

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #39 : 30/09/2003, 18:56:37 »
Суть определения "бренное тело", по всей видимости, состоит в том, что тело смертно. Это объективный факт, в отличие от достаточно неопределенного наличия/отстутствия души. Это-то и вызывает во многих отчаяние и несогласие с утратой для многих единственной объективной части себя. Вот и появилось понятие души, для многих служащее утешением - мол, что-то от меня останется.
Действительно, многие (я в том числе :) )несогласны с идее конечности существования отдельного Homo Sapiens. Разум, все же отличающий человека от животных; то, что составляет уникальность каждого человека (пример - психологическая уникальность "генетических копий" - близняшек). Скорее всего, эта часть чем-то серьезно отличает челоека от животных и существует не для простого получения своего биологического места на планете. Осознание себя должно иметь цель, а не быть самоцелью...
 

               

               

Мунин

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #40 : 30/09/2003, 22:07:06 »

Цитата из: Вечер on 30-09-2003, 08:33:42

Цитата:
Кхым. Я вполне согласен, что такие ситуации существуют, но почему называть их "когда телом нужно пренебречь, а то и пожертвовать"? Я бы предпочёл говорить, что нужно пожертвовать собой. Есть разница?

Конечно: ведь "себя" как такового не существует.


Wonderful. А в житейском смысле?
Цитата из: Вечер on 30-09-2003, 08:33:42
Отсюда вопрос к разбирающемуся в восточной философии: что там определяется как нравственный критерий?


А везде по-разному. Только я-то имел в виду не восточнофилософское, а простое житейское рассмотрение, если из него вычесть ди(три)хотомию.
Цитата из: posadnik on 30-09-2003, 11:40:41
Душа и тело находятся в законном браке на весь срок, вот пусть и уважают друг друга.


Вумничка!


               

               

Мёнин

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #41 : 01/10/2003, 09:51:00 »

Цитата из: Эотан on 30-09-2003, 18:56:37
Суть определения "бренное тело", по всей видимости, состоит в том, что тело смертно. Это объективный факт, в отличие от достаточно неопределенного наличия/отстутствия души.

<...skipped...>

Осознание себя должно иметь цель, а не быть самоцелью...
 



Тело смертно - ДА. И как бы г-н Лаэгнор или буддисты не растягивали свою жизнь (до 100-300 лет), всё равно - рано или поздно, так или иначе - умрут.
"Умерщвление" же плоти не является необходимым - но допустимым, т.к. смертное тело всё равно не так важно,  как  бессмертная душа, это очевидно. Другой вопрос, что само существование "бессмертной души" под вопросом.

Христианская точка зрения примерно такая (я упоминаю это лишь как одну из возможных трактовок, одну из самых логичных, если не самую) : душа тоже смертна. Душа умирает вместе с телом  и вместе с телом воскресает перед "Страшным Судом". После чего многие души погибают снова - и уже окончательно.

Дух же любого человека может проявляться очень долго после его смерти: особенно эту идею развивают язычники, рассуждая о "духах предков", "духах животных" etc.

С рефлексией (самоосознанием)- вопрос интересный. Не являясь целью души, она является одной из её причин...

               

               

Вечер

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #42 : 02/10/2003, 08:35:15 »

Цитата:
А в житейском смысле?

ИМХО, ситуация, когда нужно жертвовать собой, житейской не является и "житейской" философии подчиняться не может.

               

               

Мунин

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #43 : 02/10/2003, 10:35:50 »

Цитата из: Вечер on 02-10-2003, 08:35:15

Цитата:
А в житейском смысле?

ИМХО, ситуация, когда нужно жертвовать собой, житейской не является и "житейской" философии подчиняться не может.


Теоретически - возможно. А практически - боюсь, в таких ситуациях просто некогда думать и заниматься философией. Так что всё идёт "на рефлексах". Как это правильно назвать - Посадник скажет.


               

               

Radomir

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #44 : 02/10/2003, 19:04:53 »

Цитата:
Христианская точка зрения примерно такая (я упоминаю это лишь как одну из возможных трактовок, одну из самых логичных, если не самую) : душа тоже смертна. Душа умирает вместе с телом и вместе с телом воскресает перед "Страшным Судом". После чего многие души погибают снова - и уже окончательно.

 Уточним, не всеобще-христианская, а характерная только для адвентистов (неопротестантизм) и иеговистов (неоарианство). Более традиционная (православная, католическая, лютеранская и т. п.) трактовка подчеркивает, что при физической смерти разрывается связь между душою (личностью) и телом, но не между телом и духом, что обеспечивает внематериальное существование и самоосознание личности. Вот что будет после Страшного Суда - вопрос сложный и непонятный, его можно было бы обсудить в какой-либо специфической теме, но здесь это будет явный оффтопик.



               

               

Вечер

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #45 : 03/10/2003, 08:40:42 »

Цитата:
Уточним, не всеобще-христианская, а характерная только для адвентистов (неопротестантизм) и иеговистов (неоарианство).

Афаик, не совсем так: два дня назад читал труд российского православного архиепископа, жившего в первой половине 20 века (извиняюсь, что не могу назвать имени и годов жизни: не могу найти саму брошюру) "Дух, душа и тело", он там также утверждает, что душа смертна и что личность не сохраняется.

Цитата:
А практически - боюсь, в таких ситуациях просто некогда думать и заниматься философией.
+
Душа и тело находятся в законном браке на весь срок, вот пусть и уважают друг друга.

Предположим, что есть ситуация, когда надо выбирать, кому первому отдать еду/лекарства и пр.: себе или близкому человеку, иногда с таким расчетом, что себе потом может и не хватить. В таком случае, боюсь, телу некоторое время придется обходиться без должного уважения.

               

               

Мёнин

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #46 : 03/10/2003, 08:43:23 »
Здесь я, похоже, неточно (неверно?) употребил слово "душа" в применении к  психическому, которое между духом и телом.

Но: "Кто бережёт душу свою - потеряет её, кто потеряет душу свою ради меня - спасётся".
Цитата, вроде бы, показывает смертность души (не духа!)
Имеется ли в виду здесь "душа" как "жизнь"? Возможно. Но значит, это слово иногда можно использовать в этом смысле!
Mожно называть "душой"  именно качество "жизненности", некую "душу животную", которая характерна и для зверей. Просто у человека есть ещё кое-что: Дух.
И вот он - бессмертен.
Радомир, не так ли?

               

               

Вечер

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #47 : 03/10/2003, 08:55:10 »

Цитата:
Просто у человека есть ещё кое-что: Дух.
И вот он - бессмертен.

Я не Радомир, но попробую ответить. В традиционном христианстве более или менее общепринятой является точка зрения, что душа тоже бессмертна (т.е. бессмертна личность человека). Душа человека отличается от души животного тем, что она открыта жизни духа (который даруется Богом), может осознавать его. Это, наверное, и обеспечивает ее бессмертие.

               

               

Мёнин

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #48 : 03/10/2003, 08:59:05 »
Вечер, thanx.
Мы почти синхронно. :)

Приведённый пример, впрочем, не опровергает указанной теории: он показывает случай уважения тела к духовному.

Но вот, например, отношения с здравоохранительными конторами, вроде бы нужны телу, а для души - скука смертная. И серьёзное испытание  :-\

В жизни ссуществует множество случаев, когда душа телу или тело душе уступает. (и всё-таки, душа здесь оказывается если и не важнее, то главнее - именно "дурная голова ногам покою не даёт", и именно душа может решить покончить жизнь самоубийством.
Например, известно, что для играющего ребёнка игра (пока ему не надоела) важнее обеда-ужина.


               

               

Мёнин

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #49 : 03/10/2003, 09:08:44 »
Вечер, хорошо сидеть одновременно ;D

Так вот, путаница именно в терминологии.
Многие просто не различают без специального рассмотрения дух от души. "душа животная" несомненно смертная.
Попробую определить "математически":

"Душа животная" = "животное" - "тело животного".
Сюда включается сама его, животного, жизнь, его характер, память, умения, рефлексы... Всё довольно примитивно.
"Дух человека"="Человек"-"тело человека"-"душа животная". То, что не включено в предыдущий список, но есть у человека - абстрактное мышление, рефлексия, искусство.

Может, я опять неточно(неверно?) употребляю слова?

               

               

Мунин

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #50 : 03/10/2003, 12:38:18 »

Цитата из: Мёнин on 03-10-2003, 08:59:05
...и именно душа может решить покончить жизнь самоубийством.


Душа, не дух?

               

               

posadnik

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #51 : 03/10/2003, 13:15:32 »
Как-то вы резво побежали снова обсуждать милую тинейджерскую тему права на суицид. А ведь те самые религии, на которые тут ссылается каждый первый, осуждают самоубийцу именно с позиции души/духа/выбрать нужное - человек (в духовном смысле) приходит в этот мир, чтобы пройти еще одну ступень совершенствования и приближения к Богу/Абсолюту. А если он то и дело жмет ресет - это обычная трусость. Тем боле стыдная для души, которая, в отличие от тела, бессмертна, и, следовательно, обречена ПОВТОРЯТЬ пройденное вместо того, чтобы на его основе идти дальше.

И жертвовать собой можно лишь "за други своя", на этом сходятся многие православные источники. А жертвовать собой во имя упрямства, желания доказать, что способен на большее - расход ресурса того самого тела, с которым твоя душа должна прожить в счастливом браке еще доооолго. Это - по поводу насилования больного гриппом тела, чтобы оно встало и понесло тебя в библиотеку;это по поводу работы за пределом усталости на одной силе воли, и т.п. За предел привычной нагрузки можно и нужно ЗАходить, но не находиться там подолгу. Ибо гордыня это все. И об этом тоже писано не одним богословом.

               

               

Коба

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #52 : 03/10/2003, 14:24:21 »
Ага, значит вы все-таки дали определение души, и духа. И то хлеб.
Вношу еще несколько рациональных предложений:
1) Сформулируйте тему дискуссии. Это позволит избежать непонимания и неправильного толкования ваших сообщений.
2)  Оставьте религии в покое. Они едва ли содержат ответ на поставленный вопрос.

Теперь по существу. Товарищ Мёнин дал некоторую трактовку понятий "Дух" и "Душа". Предлагаю все-таки отойти от них  в пользу более привычных. Представим то, что называется человеком в виде совокупности разум - тело. Разум - сложная система обработки входных данных полученных от тела. Разум реализуется телом, конкретно ЦНС и является также механизмом управления телом. По-хорошему разум и тело неразделимы - нет никаких оснований полагать, что одно может существовать отдельно от другого. Этот факт должен как-то поставить точку в разговорах о том, что происходит с душой (фактически - разумом) после смерти. Такое понятие разума можно сузить, но, похоже, нельзя расширить, так что оставим его именно в таком виде. Говорить, что существует какие-то принципиальные различия между разумами челвека и животного было бы крайне самонадеяно.
При таком определении разума сама возможность конфликта его с телом исключается.

               

               

Мёнин

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #53 : 04/10/2003, 09:09:28 »
Коба, я перечислил то, что есть в человеке, чего нет в животном:
рефлексия, творчество, абстрактное мышление, совершенная обучаемость.

Рефлексия:
Первое утверждение Декарта какое?
"Мыслю, Следовательно, Существую"?
"Сомневаюсь, Следовательно, Существую"?
Так или иначе - утверждение о собственном существовании. Животное так, кажется, не может.

Ещё что-то объяснить надо?

Философия и религия в этих пунктах усматривает нечто высшее, ВОЗМОЖНО, ведущее к "Спасению", к жизни после смерти тела; собственно, признание этого есть разница между идеализмом и материализмом.

2 Мунин: ИМХО, именно "душевные страдания" невысокого уровня доводят до самоубийства.
Самоубийственные действия во имя духовного (напр. Финрод Фелагунд) - это другое, и это именно дух.
Дух не считает, что нужно убить себя -скорее должно быть "пока живу, надеюсь".

Собственно, Дух вообще меньше всего подвержен Искажению - но Искажению подвержено наше понимание Духа в нас.

               

               

Коба

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #54 : 04/10/2003, 12:31:24 »
Пожалуй да, еще одно объяснение потребуется. Товарищ Мёнин, объясните мне, почему вы спорите с моей концепцией в рамках своей? И вообще, зачем вы с ней спорите? Вас я не опроврегал, а просто предложил свой взгляд на суть вещей.  

Если вдруг вам захочется обсудить вопрос разума подробнее (тема, согласитесь интересная), то давайте заведем новый тред, а то тут есть всякие пернатые троцкисты, котороые будут кричать про оффтоп и посылать далече.

               

               

Мунин

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #55 : 04/10/2003, 15:16:15 »

Цитата из: Коба on 04-10-2003, 12:31:24
а то тут есть всякие пернатые троцкисты, котороые будут кричать про оффтоп и посылать далече.


Выпад некорректен. Кроме того, вы действительно разводите оффтопик.

               

               

Laegnor

  • Гость
бренные тела? нельзя о них так!
« Ответ #56 : 04/10/2003, 23:55:28 »

Цитата:
Например, известно, что для играющего ребёнка игра (пока ему не надоела) важнее обеда-ужина.
 Прямо эльфёнок - такой ребенок ^:D
...Но это только если ребенок не сильно, не по-настоящему голодный. Так ведь? Насилие над своим телом в детстве не представляется возможным... Примерно то же самое - и у взрослого с "эльфийским менталитетом"...

posadnik,
Цитата:
Это - по поводу насилования больного гриппом тела, чтобы оно встало и понесло тебя в библиотеку;это по поводу работы за пределом усталости на одной силе воли, и т.п. За предел привычной нагрузки можно и нужно ЗАходить, но не находиться там подолгу. Ибо гордыня это все. И об этом тоже писано не одним богословом.
 И тут богословы... НУ ПРИЧЕМ ТУТ ГОРДЫНЯ И ЧТО В НЕЙ ПЛОХОГО? Эгоизму иудейского бога мешает? Да забейте! Достаточно иметь эльфийское согласие "души" и "тела", вопреки христианству "дружить с миром" - сразу указанные выше насилия над собой автоматически станут исключаться. Гордыня тут ни при чем... Ну разве что возгордиться своей "эльфийскостью"...

Мёнин,
Цитата:
Дух же любого человека может проявляться очень долго после его смерти: особенно эту идею развивают язычники, рассуждая о "духах предков", "духах животных" etc.
 Ты сам подтвердил, что в язычестве - тоже жизнь духа после смерти. И без всяких надуманных "спасений" из религий спасений.



               

               

Мёнин

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #57 : 05/10/2003, 09:12:58 »
Коба, я спорю  с вашей концепцией не в  рамках своей, а в рамках известных фактов.

Бренные тела не могут обеспечивать рефлексию. В упор не могут,  как не  могут  её обеспечивать, например, компьютеры (о последних это доказано).

               

               

Коба

  • Гость
Re:бренные тела
« Ответ #58 : 05/10/2003, 12:04:34 »
>>Бренные тела не могут обеспечивать рефлексию. В упор не могут...

Вот это вот факт? Ой не факт.

Так, я чувствую дискуссия затянется. Объяснять вам написанное мной видимо придется постепенно. Поэтому снова предлагаю завести новый тред. Если интересно - просто скажите "да". Иначе - оставайтесь при своем мнении.