Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Автор Тема: [Архив] Обсуждение словаря ("пишите правильно")  (Прочитано 18335 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Мунин

  • Гость

Цитата из: Ilnur on 07-12-2002, 02:57:04
Или я чего-то не понимаю, или, когда мы говорим о христианстве, Бог - это имя собственное. Это, как я понимаю, и имеется в виду в сообщениях, где подчеркивается, что Он _единый_. Вот писать относящиеся к Нему местоимения с большой буквы по правилам не обязательно, это вопрос уважения.

2Энт. Это не вопрос веры. Я вот не верю в историчность Евгения Онегина. Но мне и в голову не приходит писать его имя с маленькой буквы. Обрати, кстати, внимание на то, что в этом форуме частенько пишутся с большой буквы слова Энт, Читатель, etc. Это не потому, что мы вам поклоняемся  (хотя лично я склонен верить в ваше существование - безосновательно, разумеется), а потому, что в данном случае это - имена собственные.



Есть некая бяка, заключающаяся в том, что "Бог" (в таком написании) - не имя собственное. Это нарицательное, обозначающее уникальный объект. Ср. "солнце" - оно пишется с малой буквы, несмотря на то, что имеется в виду именно "the sun", а не "any sun". Этот признак в русском языке может передаваться написанием с прописной буквы (например, здесь часто упоминается "Кольцо"), а может и не передаваться. Кстати, насколько я помню, имена собственные тоже не все с прописной пишутся.

               

               

Valandil

  • Гость
Мунин, Ильнур прав. Твой пример с солнцем не совсем корректен - название астрономического объекта всегда пишется с большой: Солнце.

Монотеистическая религия, в отличие от политеистической, подразумевает наличие одного... эээ... верховного существа. Слово "Бог" в данном случае не может пониматься неверно, в связи с отсутствием тех, с кем Его можно спутать, и является фактически заменителем имени. Следовательно...

               

               

Valandil

  • Гость
И, кстати, ещё: так как в письменной беседе упоминаются разные боги, можно, конечно, в каждом случае говорить: "верховный христианский бог". Но Бог, по-моему, короче будет...  ;) :D

И вообще: не упоминайте имени Господнего всуе. Ко мне это тоже относится.

               

               

Мунин

  • Гость

Цитата из: Freawine on 07-12-2002, 20:26:44
Мунин, Ильнур прав. Твой пример с солнцем не совсем корректен - название астрономического объекта всегда пишется с большой: Солнце.


Так я же и не против, когда в религиозных и/или богословских текстах оно так пишется. Но как я не обязан писать "солнце" всегда с большой, даже когда я имею в виду наше конкретное солнце, то точно так же я не обязан и слово "бог" писать с большой буквы, даже когда речь идет о христианском боге.

Цитата из: Freawine on 07-12-2002, 20:38:04
И вообще: не упоминайте имени Господнего всуе. Ко мне это тоже относится.


Из вежливости, разве что. Но заставить - не заставите.


               

               

Valandil

  • Гость
Ясное дело, к тебе не придут двадцать дюжих молодцов, не заломят тебе руки за спину и не будут бить тебя ботинками по почкам, вынуждая писать слово "Бог" с большой буквы. Разумеется, это твоё право - писать слово "Бог" так, как тебе хочется, и никто этого права лишить тебя не в силах.  ;D



               

               

Панджшерский Лев

  • Гость
Англичане пишут "Бог" и "Я" с большой буквы. Но "Я", всё же, с большей, чем "Бог".
(с)

               

               

Мунин

  • Гость

Цитата из: Freawine on 07-12-2002, 21:02:56
Разумеется, это твоё право - писать слово "Бог" так, как тебе хочется, и никто этого права лишить тебя не в силах.  ;D


Спасибо. Правда, я отстаиваю чуть-чуть большее: что мне не только можно так это писать, но и это вполне грамотно.

               

               

Тэль (Тауриэль Таэглин)

  • Гость
Все пошло по кругу... :)
И ведь никто особо не противится тому, что писать можно так, как ты хочешь, а все спорят... :)

               

               

Арвинд

  • Гость

Цитата из: Мунин [Энт Долгодум] on 06-12-2002, 19:15:54
Ути-пути, какие мы безапелляционные.
...
В-третьих, не надо хамить.

Энт Долгодум, тебе я и не думал хамить (а что у тебя за "ути-пути" такие, кстати?). Мой резкий тон относился к другим людям и был вызван моим же недостатком, а именно - нетерпимостью и раздражением в адрес неумения мыслить логически, когда оно сопровождается наглой безапеляционностью. Все-таки профессиональные занятия даром не проходят - что логично, а что нет, я хорошо определяю. Тебя в отсутствии логики упрекать никто не собирался. Если еще есть претензии - в приват, плиз.
Цитата из: Мунин [Энт Долгодум] on 06-12-2002, 19:15:54
Во-первых, повторяю, там сказано не то, что ты пытаешься впарить. Точная расшифровка того, что там сказано: слово может писаться как "бог", так и "Бог". Причем второе возможно употреблять только в смысле "единое верховное существо" (в некоторых религиях), и только в единственном числе. Про первое слово не дано никаких ограничений.

Категорически не могу согласиться с твоей интерпретацией. Пусть у нас есть слово А, которое имеет варианты написания (Х, У) и случаи употребления (1,2,3...). Вот что там написано (еще раз):
С прописной буквы пишется слово Бог как название единого верховного существа. Слово бог в формах множественного числа, а также в значении одного из множества богов или в переносном значении пишется со строчной буквы.
Мы имеем два предложения. Первое утверждает: слово А пишется в варианте Х в случае 1. Второе: Слово А пишется в варианте У в случае 2, 3, ... Как отсюда можно сделать вывод, что слово А в случае 1 можно написать вариантом У? Данная цитата есть разъяснение того, как правильно писать. Когда мы говорим "пишется жи-ши", мы не имеем в виду, что можно написать и "жы", мы формулируем правило в директивной форме. Эту директивность я вижу и в разбираемой цитате.
Или так: есть "слово Бог как название единого верховного существа". Что это значит? Это значит, что есть значение слова. Этим значением определяется само слово. Про это слово дается правило: оно пишется с прописной буквы. Т.е. в этом значении слово правильно писать так. Значит - неправильно писать его иначе. Одно это предложение, даже без рассмотрения слова "бог" со строчной, утверждает импликацию "название единого верховного существа" => "Бог".
Или еще - мне непонятно, отчего из первого предложения приведенной мной цитаты ты делаешь вывод, что слово "Бог" "возможно употреблять только в смысле "единое верховное существо" ", и одновременно из второго предложения (структурно оно один в один такое же) ты не делаешь вывод, что слово "бог" возможно употреблять только в формах множественного числа, а также в значении одного из множества богов или в переносном значении.
Извини, но твое восприятие совершенно прозрачного текста мне кажется весьма тенденциозным и даже несколько странным...
Цитата:
В-четвертых, не надо выдавать чье-то мнение...
Я ничего ни за кого не выдаю. В таких вопросах, как правила русского языка, есть один простой метод выяснить истину: спросить тех, кто знает. Нам дано разъяснение. Дано не анонимами, а профессионалами. Дано проектом, который спонсируется министерством РФ. Я, посмотрев, что это за проект, для себя решил: данное мнение авторитетно. Искать авторитеты для тебя не буду, ты не маленький. И ты, надеюсь, способен сам разобраться в теме. Если ты считаешь, что я ошибся, сочтя высказанное мнение авторитетным, - пожалуйста, объясни подробно. Сходи туда, узнай, по какому праву они дают свои комментарии, напиши здесь.
Цитата:
И в-пятых, не надо своими заявлениями о закрытии вопроса сбивать с толку модераторов.

Элломе, к счастью, не так просто сбить с толку. Заметь, я просил его убрать все обсуждения из темы "пишите правильно". Это соответствует правилам той темы, рано или поздно он все равно бы это сделал. Я не просил его ничего редактировать здесь.

И последнее: Мунин, ты ошибаешься, подозревая меня в предвзятости. Я сам считаю, что Богу совершенно все равно, как это имя пишут атеисты. Все, что я хотел, посылая свое сообщение в "пишите правильно", - это дать разъяснение одному тонкому моменту русского языка. Я стремлюсь к грамотности. Я вижу, что приведенное мной правило многим здесь неизвестно, потому я его и написал в теме, которую сам же для этих случаев и завел. Я надеюсь, что здесь есть люди, которые благодаря этому сообщению разобрались, как писать правильно. А говорить, что "такого правила нет, потому что оно мне неизвестно" - это, извините, "не знаю такого помещика, нет такого помещика".
Правило есть.


               

               

Панджшерский Лев

  • Гость
Просматривал тут орфографический словарик.
Был шокирован.
В русской речи нормальными и равнозначными считаются оба произношения: "иначе" и "иначе".

               

               

Мунин

  • Гость
Читателю в ответ
Хамство проехали.

Цитата из: Chitatel on 08-12-2002, 20:39:02

Цитата из: Мунин [Энт Долгодум] on 06-12-2002, 19:15:54
Во-первых, повторяю, там сказано не то, что ты пытаешься впарить. Точная расшифровка того, что там сказано: слово может писаться как "бог", так и "Бог". Причем второе возможно употреблять только в смысле "единое верховное существо" (в некоторых религиях), и только в единственном числе. Про первое слово не дано никаких ограничений.

Категорически не могу согласиться с твоей интерпретацией. Пусть у нас есть слово А, которое имеет варианты написания (Х, У) и случаи употребления (1,2,3...). Вот что там написано (еще раз):
С прописной буквы пишется слово Бог как название единого верховного существа. Слово бог в формах множественного числа, а также в значении одного из множества богов или в переносном значении пишется со строчной буквы.
Мы имеем два предложения. Первое утверждает: слово А пишется в варианте Х в случае 1. Второе: Слово А пишется в варианте У в случае 2, 3, ... Как отсюда можно сделать вывод, что слово А в случае 1 можно написать вариантом У? Данная цитата есть разъяснение того, как правильно писать. Когда мы говорим "пишется жи-ши", мы не имеем в виду, что можно написать и "жы", мы формулируем правило в директивной форме. Эту директивность я вижу и в разбираемой цитате.
Или так: есть "слово Бог как название единого верховного существа". Что это значит? Это значит, что есть значение слова. Этим значением определяется само слово. Про это слово дается правило: оно пишется с прописной буквы. Т.е. в этом значении слово правильно писать так. Значит - неправильно писать его иначе. Одно это предложение, даже без рассмотрения слова "бог" со строчной, утверждает импликацию "название единого верховного существа" => "Бог".
Или еще - мне непонятно, отчего из первого предложения приведенной мной цитаты ты делаешь вывод, что слово "Бог" "возможно употреблять только в смысле "единое верховное существо" ", и одновременно из второго предложения (структурно оно один в один такое же) ты не делаешь вывод, что слово "бог" возможно употреблять только в формах множественного числа, а также в значении одного из множества богов или в переносном значении.
Извини, но твое восприятие совершенно прозрачного текста мне кажется весьма тенденциозным и даже несколько странным...



Блин, ну ты же математик, не мне же тебе такое объяснять!

Есть два слова, "бог" и "Бог". Точнее, слово одно, но не будем в этом закапываться. У них разные значения. Ну почему ты упорно твердишь, что "разные значения" означает "непересекающиеся"??? Я не понимаю.

На самом деле значение слова "бог" просто шире, и включает в себя значение слова "Бог" как подмножество. Просто? Понятно? Представить можно?

Теперь посмотрим. Словарная статья заведена на слово "бог". Значит, речь идет об этом слове. Про значение этого слова ничего не сказано - значит, на написание слова в этом значении не накладывается никаких ограничений.

В качестве варианта этого слова приведено слово "Бог". Значит, это вариант основного слова. Варианты различаются по смыслу - значит, должны быть указаны различия.

Во-первых, варианты не могут не пересекаться - иначе бы было явно написано что-то вроде "бузина, -ы (в огороде) и дядька, -и мн. -и, -ек (в Киеве)". Но в принципе, в словарях так не пишут.

Во-вторых, вариант может быть шире основного слова. Такой случай изображается статьями вроде "мрак, -а и тьма, -ы (тж.: большое количество)".

Ну и в-третьих, смысл варианта может быть 'уже смысла основного слова. Что мы и имеем в данном случае. Опять же указывается отличие сферы значения вариантного слова от значения основного. Это указание относится только к вариантному слову. К основному слову оно не относится.

Ну как, тенденциозно? Мне почему-то кажется, что мой вариант более логичен. В нем используется только та информация, что приведена в словарной статье, и не делается далекоидущих выводов из того, что в этой статье кому-то могло показаться.

Цитата из: Chitatel on 08-12-2002, 20:39:02

Цитата:
В-четвертых, не надо выдавать чье-то мнение...
Я ничего ни за кого не выдаю. В таких вопросах, как правила русского языка, есть один простой метод выяснить истину: спросить тех, кто знает. Нам дано разъяснение. Дано не анонимами, а профессионалами. Дано проектом, который спонсируется министерством РФ. Я, посмотрев, что это за проект, для себя решил: данное мнение авторитетно. Искать авторитеты для тебя не буду, ты не маленький. И ты, надеюсь, способен сам разобраться в теме. Если ты считаешь, что я ошибся, сочтя высказанное мнение авторитетным, - пожалуйста, объясни подробно. Сходи туда, узнай, по какому праву они дают свои комментарии, напиши здесь.



Для меня какие-то дяди - не авторитет. Я не увидел, кто они. Так что для меня даже Ожегов пока - больший авторитет, чем они.

А искать авторитетов я не буду. Как не искал авторитетов, чтобы сообщить, как пишутся "остракизм" и "иммиграция". Мне словаря достаточно.

Цитата из: Chitatel on 08-12-2002, 20:39:02

Цитата:
И в-пятых, не надо своими заявлениями о закрытии вопроса сбивать с толку модераторов.

Элломе, к счастью, не так просто сбить с толку. Заметь, я просил его убрать все обсуждения из темы "пишите правильно". Это соответствует правилам той темы, рано или поздно он все равно бы это сделал. Я не просил его ничего редактировать здесь.



Что сделано - то сделано. Твоя (нелогичная) аргументация показалась Элломэ достаточной, чтобы он в "пишите правильно" вынес однозначный вердикт в пользу твоего мнения. Заметь, не ограничился вычисткой обсуждения, а привел его результат (хотя само обсуждение до сих пор продолжается), сам весьма небесспорный. Я считаю, что это твоя заслуга. И продолжаю протестовать против текущего содержимого ответа №67 в теме "пишите правильно"!

Цитата из: Chitatel on 08-12-2002, 20:39:02
И последнее: Мунин, ты ошибаешься, подозревая меня в предвзятости.


Надеюсь.


               

               

Арвинд

  • Гость

Цитата из: Мунин [Энт Долгодум] on 09-12-2002, 19:58:19
Блин, ну ты же математик, не мне же тебе такое объяснять!
<...>
Ну как, тенденциозно? Мне почему-то кажется, что мой вариант более логичен. В нем используется только та информация, что приведена в словарной статье, и не делается далекоидущих выводов из того, что в этой статье кому-то могло показаться.

Стоп-стоп-стоп...
Последний наш обмен длинными репликами был не по делу.
Мы анализируем разные тексты. У нас есть:
1. Словарная статья из "Орфографического словаря РАН".
2. Разъяснение, данное в справочном бюро gramota.ru
Ты игнорируешь второй текст на основании его неофициальности и пишешь только про приведенную мной статью. О ней позже, а пока мы можем договориться, что текст №2 очень прозрачен и места для двусмысленных толкований не дает, верно? Во всяком случае, я не видел с твоей стороны попыток этот факт оспорить.
Давай вернемся к словарю. Даже в приведенной статье, на мой взгляд, содержится достаточно информации. Суть в том, что задача орфографического словаря состоит только в том, чтобы отвечать на вопрос, как правильно писать то или иное слово. Итак, мы имеем вопрос: "как пишется обсуждаемое слово?" Ответ: со строчной буквы. В значении таком-то - с прописной буквы. Таким образом, мы видим четкое и недвусмыленное указание, что в значении "единое верховное существо" правильно писать "Бог". Можно заметить: нам-де не указано, что неправильно писать его иначе. Однако в словаре никогда не приводятся ошибки, верно? Есть запрет на написание этого слова со строчной буквы в приведенном значении или нет? В словаре ответа на этот вопрос не содержится, верно. Там просто указывается правильное написание слова в данном случае. Я не думаю, что логика "что не запрещено, то разрешено" работает в случае орфографического словаря. Там, скорее, запрещено все, что не разрешено.
Как бы то ни было, мы имеем классическую ситуацию, в которой письменный источник допускает толкование в ту или иную сторону. Мне мое толкование кажется более логичным, более близким к тексту словаря (и самой идее орфографического словаря), ну да дело не в этом. А в том, что подобные ситуации можно разрешить методом экспертной оценки. Думаю, ты немножко зарвался, говоря "А искать авторитетов я не буду.". Ты не можешь знать всех тонкостей русского языка. Да и никто не может. Когда есть момент, которого ты не знаешь, то обращение к авторитету - единственный разумный подход. Правописание - не наука, в которой возможны самостоятельные проверки истины, а всего лишь сформулированная экспертами норма. Она, кстати, может меняться. Представь, что мы защищали бы наши позиции в суде. Как должен был бы судья решить этот спор? Метод один - пригласить экспертов.
Что сказали эксперты, нам известно. Смысл их утверждения ты не оспариваешь. Так что у тебя остался только один аргумент - оспаривать авторитетность данных экспертов. В это ситуации тебе неплохо было бы посмотреть самому, кто они. Чтобы тебе не искать долго, вот выдержка:
Справочно-информационный портал "Русский язык" создан в июне 2000 г. по рекомендации Комиссии "Русский язык в СМИ" Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации и функционирует при поддержке Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Далее там говорится о том, что деятельность портала рассматривается на заседаниях упомянутой комиссии, там же принимаются планы дальнейшего развития портала, и пр., и т.д, и т.п. Чуть ниже в том же тексте:
Комиссия также утвердила Редакционный совет Портала, в составе которого работают В. П. Нерознак - председатель Общества любителей российской словесности, В. В. Воробьев - заведующий кафедрой русского языка Российского университета дружбы народов, Ю. Е. Прохоров - ректор ГИРЯ им. А. С. Пушкина, В. Н. Белоусов - заведующий отделом Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, А. А. Кожин - заместитель директора по научной работе Института национальных проблем образования МО и МФ Российской Федерации.
На этом самом портале есть "справочное бюро", где эксперты портала проводят разъяснения. Совершенно уверен, что статус этих объяснений удовлетворит независимых судей куда более, чем твое личное представление о том, что написано в некой словарной статье.
И потом - если люди на таком уровне что-то категорически и очень ясно утверждают, то есть смысл хотя бы задуматься - вдруг ты сам чего-то не знаешь, что знают они? Мунин, а вдруг ты просто не знаешь этого правила, а? А оно есть...
Стоит ли тебе столь рьяно отстаивать позицию "нет такого помещика"? Не я ж один тебе говорю, а вполне официальные инстанции...

               

               

Мунин

  • Гость

Цитата из: Chitatel on 09-12-2002, 22:30:23
Мы анализируем разные тексты. У нас есть:
1. Словарная статья из "Орфографического словаря РАН".
2. Разъяснение, данное в справочном бюро gramota.ru
Ты игнорируешь второй текст на основании его неофициальности и пишешь только про приведенную мной статью.


Второй для меня неавторитетен. Про его однозначность я даже не задумывался.

Цитата из: Chitatel on 09-12-2002, 22:30:23
Давай вернемся к словарю. Даже в приведенной статье, на мой взгляд, содержится достаточно информации. Суть в том, что задача орфографического словаря состоит только в том, чтобы отвечать на вопрос, как правильно писать то или иное слово. Итак, мы имеем вопрос: "как пишется обсуждаемое слово?" Ответ: со строчной буквы. В значении таком-то - с прописной буквы. Таким образом, мы видим четкое и недвусмыленное указание, что в значении "единое верховное существо" правильно писать "Бог".


Нет, не так. Указание таково, что "Бог" правильно писать в значении "единое верховное существо". Про то, когда писать "бог", вообще ничего не сказано.

Цитата из: Chitatel on 09-12-2002, 22:30:23
А в том, что подобные ситуации можно разрешить методом экспертной оценки.


Методом авторитетной экспертной оценки.

Цитата из: Chitatel on 09-12-2002, 22:30:23
Что сказали эксперты, нам известно....


Минпечати для меня не эксперт. Для меня эксперт - Минобразования. А Минпечати пускай журналистов грамотности учит - успехи его на этом поприще пока весьма скромны.


               

               

Арвинд

  • Гость

Цитата из: Мунин [Энт Долгодум] on 11-12-2002, 16:42:47
Методом авторитетной экспертной оценки.

Хорошо. Словарь для тебя - авторитет, я верно помню? Обратимся к словарю, который так и называется:
"Как правильно? С большой буквы или с маленькой? Орфографический словарь". Все его реквизиты можно посмотреть здесь (http://www.ozon.ru/?context=detail&id=1069618).
Итак, там есть три статьи для исследуемого слова.
1. бог -а, мн. -и -ов, напр.: бог Апполон, боги Олимпа, Марс - бог войны, артиллерия - бог войны (перен.)
2. Бог (в христианстве и других монотеистических религиях - единое верховное существо), напр.: верить в Бога, молиться Богу.
3. употр. вне прямой связи с религией - куча всяких поговорок типа ей-богу и т.д.
Я не дословно цитирую - просто сходил в книжный и переписал себе на КПК, теперь восстанавливаю тут. Возможно, в пункте 2 пресловутое "единое верховное существо" звучало немножко иначе, я отчего-то этих слов не записал. Больше искажений не наблюдаю.
Итак, в данном разделе нам предлагается понимать, как правильно, исходя из ряда примеров: в пункте 1 все примеры касаются только языческих богов или переносного значения слова. Обратите внимание: совершенно недвусмысленно и четко указано, что в словосочетании "вера в Бога" следует использовать прописную букву. Неграмотно писать, что кто-то верит или не верит в бога, - после такого написания сразу встанет вопрос "а в какого?". В Марса я тоже как-то не то, чтобы очень  ;D
Повторю еще раз и медленно: данный словарь настоятельно рекомендует писать "вера в Бога", "молиться Богу" - так, и никак иначе. Все применения данного слова с маленькой буквы предполагают уточнение - напр., какое-либо имя.
Ты, должно быть, скажешь, что не считаешь составителей этого словаря авторитетами, да? Кто из нас предвзято относится к вопросу, хочется мне спросить...

Элломе - все нормально в нашем словаре написано. Просто некоторые уже пошли на принцип, кажется...

               

               

Арвинд

  • Гость
Нет, Мунин, про составителей словаря ты так сказать не сможешь (что они-де не авторитеты, и вообще словарь кокй-то левый). Вот их список (на ОЗОНе только имена):

Владимир Лопатин - Руководитель Орфографической комиссии при Отделении литературы и языка РАН, доктор филологических наук, профессор;
Людмила Чельцова - секретарь Орфографической комиссии отделения языка и литературы Российской Академии наук, кандидат филологических наук;
Ия Нечаева - научный сотрудник отдела орфографии и орфоэпии Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.

Так что тебе, кажется, остаётся только настаивать, что в первой статье цитируемого словаря не дано подробных разъяснений, а даны только примеры. Извини, но на аргументацию такого уровня я, боюсь, уже не захочу отвечать.
Впрочем, зная тебя как человека вдумчивого... Может, ты уберешь свой протест из "пишите ПРАВИЛЬНО"?

               

               

Мунин

  • Гость
Не захочешь - значит. она останется безответной. Именно, что не дано.

               

               

Арвинд

  • Гость
Мунин, если я спрошу у одного из авторов этого словаря, как понимать данную статью, ты сочтешь ее разъяснение окончательным и решающим наш спор?

               

               

Мунин

  • Гость
Посмотрим.

Видишь ли, я занимаю сейчас пассивную позицию, не занимаюсь собственными изысканиями по вопросу, так что не могу в ответ на любой твой аргумент выложить пачку своих. И энегрии на это у меня в ближайшее время явно не найдется - мне это не настолько нужно. Но боюсь, что даже у вполне официальных лингвистов нашлось бы три диаметрально противоположных мнения, так что все свелось бы к выяснению, кто больший папа римский. Мне это откровенно неинтересно.

               

               

Арвинд

  • Гость
Мунин, ещё одну цитату. Это написано на сайте slovari.ru.
Посмотри, кто там отвечает на вопросы: вот список дежурных лингвистов (http://www.slovari.ru/lang/ru/rls/sotrud.html). Их там всего двое, и одна из них - обрати внимание! - Ия Вениаминовна Нечаева. Т.е., как я и обещал, одна из авторов обсуждаемого словаря. Теперь цитата:

Вопрос. Снова о Боге. Как все-таки определить, когда надо писать строчную а когда прописную? Если трудно сформулировать правило, то ответьте, пожалуйста, на примерах: дай бог, не приведи бог, ступай себе с богом, о, боже!, бог с тобой (золотая рыбка), он был для нас богом. Во всех этих случаях пишущий не обязательно имеет в виду Бога. Иногда это просто междометное выражение. Иногда - что похожее на него. А в выражении "дай тебе Бог здоровья" уже трудно сказать, что это - прямое упоминание Бога или нет.
Каковы современные правила русского языка (без учета религиозных убеждений пишущего)? Каковы они были до большевиков?
Спасибо.  


Ответ. До большевиков слово "Бог" писалось с прописной (большой) буквы абсолютно всегда. А современное (после большевиков) правило сформулировать нетрудно. Вот оно:

слово "Бог", обозначающее верховное существо в христианстве и других монотеистических религиях, пишется с большой буквы; в междометных выражениях типа "не приведи бог", "ступай себе с богом" это слово пишется с маленькой буквы; в тех случаях, когда трудно сказать, междометное ли это выражение или прямое упоминание Бога, выбор буквы предоставляется пишущему. Информация об этом содержится в словаре В.В. Лопатина, И.В. Нечаевой и Л.К. Чельцовой "Как правильно? С большой буквы или с маленькой?" (М., "Астрель", 2002).  


Повторю еще раз, чтобы не было недопонимания:
слово "Бог", обозначающее верховное существо в христианстве и других монотеистических религиях, пишется с большой буквы.
Отсюда можно сделать вывод, что это слово можно написать с маленькой?
Мунин, ты лучше прямо скажи, какие аргументы тебя убедят. Если никакие, потому как правила русского ты сам для себя устанавливаешь, то я прекращу поиск.
Только вот о предвзятости потом еще поговорим, да?

               

               

Арвинд

  • Гость

Цитата из: Мунин [Энт Долгодум] on 11-12-2002, 19:34:07
боюсь, что даже у вполне официальных лингвистов нашлось бы три диаметрально противоположных мнения, так что все свелось бы к выяснению, кто больший папа римский.

Видишь ли, прикол в том, что я не нашел ни одного мнения лингвиста, противоположного приведенным.
Я тащил сюда все цитаты, которые только находил по этому вопросу. Кроме одной: на том же slovari.ru, откуда последняя цитата, когда-то было написано:
С принятием новой редакции "Свода правил русского правописания..." орфография этого слова будет определена следующим образом: слово Бог будет писаться с прописной буквы, когда речь идет о верховном существе в монотеистических религиях. Пока не принят "Свод...", мы, к сожалению, не имеем четкого правила написания этого слова, что и порождает такое разнообразие на письме.
Но это относится к 2001 г., а приведенная ранее цитата - к 2002 г. Словарь "С большой или с маленькой" также издан в 2002 г. Т.е. эти же самые люди сейчас говорят гораздо более уверенно. Или свод принят, или они абсолютно убеждены, что эта норма останется именно такой.

И на все свои цитаты в ответ я получаю только ссылку на то, что какой-нибудь лингвист, может быть, думает иначе... Пожалуй, мне остается только попросить модераторов вынести окончательный вердикт. Собственно, прошу.
Ты, Энт, к счастью, не Маруся, с тобой можно осмысленно  и интересно дискутировать, но этот спор явно выдохся.